Порядок и тактические действия сотрудников полиции при проведении личного досмотра граждан. Досмотр сотрудниками полиции граждан


Полицейский досмотр: что нужно знать гражданину?

На каком основании может быть проведен личный досмотр?

В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, а также досмотр вещей физического лица является обеспечительной мерой, которая применяется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. При этом указывается, что такие действия осуществляются «в случае необходимости». Иными словами, при наличии достаточных оснований полагать что, например, лицо находится в состоянии наркотического опьянения в общественном месте (ст.20.20 КоАП РФ) и осуществляет незаконное хранение перевозку или пересылку наркотических средств (ч.3 ст.48 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), досмотр будет законной мерой обеспечения порядка.

Достаточность оснований предполагает наличие сведений о событии административного правонарушения. Под этим могут пониматься как сообщения граждан, так и подтвержденный доказательствами, полученными законным путем, факт того, что имело место деяние, предусмотренное КоАП РФ или иным нормативным актом. Это значит, что если гражданин не нарушает общественный порядок, не оскверняет так или иначе общественную нравственность, то есть не совершает противоправных деяний, сотрудник полиции не имеет права применять к нему меры административного принуждения. Если поводом для их применения послужила ориентировка на подозреваемого в совершении преступления, гражданин вправе ознакомиться с ней, поскольку закон обязывает полицейского сообщать причину и цель обращения. В случае несоответствия параметров подозреваемого и данного лица, оно вправе обжаловать неправомерные действия полицейского.

В каком порядке проводится досмотр?

Закон «О Полиции» обязывает полицейского, применяющего меры административного принуждения, сообщить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (п.2 ч.4 ст.5 Закона ). Порядок и правила, в соответствии с которыми должен проводиться досмотр, изложены в статье 27.7 КоАП РФ. Основные требования заключаются в том, что досмотр должен проводиться полицейским того же пола, что и досматриваемый, с участием двух понятых либо с применением видеозаписи. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если велась видео- или фотосъемка досмотра, в протоколе об этом делается специальная отметка. Проведение досмотра без понятых допускается только в исключительных случаях, когда у сотрудника полиции есть основания предполагать, что гражданин имеет при себе оружие. 

После составления протокол подписывается всеми участниками процедуры. Чтобы сотрудники полиции не могли исказить сведения, отраженные в протоколе, по требованию гражданина ему должна быть выдана копия протокола.

Как должны проверять документы?

Деятельность полиции регламентируется федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, ведомственными нормативными актами и должностными регламентами. Указанные документы содержат основания различных действий, которые сотрудник полиции вправе совершить по отношению к гражданину. Проверка документов, удостоверяющих личность, является одним из них и может осуществляться, когда:

  • имеются данные, из которых следует, что лицо является подозреваемым в совершении преступления или находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении или основание для административного задержания;
  • гражданин осуществляет деятельность, проверка разрешений на которую возложена на сотрудников полиции (п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).

Отсутствие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, само по себе не может являться основанием для задержания, поскольку устанавливаемая Положением о паспорте гражданина РФ обязанность иметь паспорт не означает, что он должен всегда носить его с собой. Иными законодательными актами это также не предусмотрено.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, фамилию и предъявить служебное удостоверение (по требованию). Только после совершения этих действий он может сообщить причину и цель его обращения (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Как проводится административное задержание?

Задержание может производиться по правилам ст. 14 Закона «О полиции», главы 12 УПК РФ и гл.27 КоАП РФ. Круг лиц, в отношении которых полицией может применяться данная мера, практически не ограничен. Однако в отношении многих категорий граждан она применяется до тех пор, пока они не будут переданы органам, учреждениям или должностным лицам, которые уполномочены на принятие соответствующих мер. Прежде всего, это относится к военнослужащим, лицам, которые должны отбывать наказание, а также гражданам с признаками выраженного психического расстройства.

В ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень административных правонарушений, на рассмотрение дел по которым уполномочены органы внутренних дел (полиция). Целью такого задержания является недопущение правонарушения, установление личности правонарушителя, своевременного и правильного рассмотрения дела или исполнение постановления об административном правонарушении. Задержание по основаниям, не предусмотренным законом, нарушает право личности на неприкосновенность. 

По общему правилу срок административного задержания не может превышать трех часов. Они исчисляются с момента доставления в служебное помещение полиции для установления личности гражданина и составления протокола об административном правонарушении. Если осуществление этих действий, а также назначение наказания в виде предупреждения или штрафа, возможно в месте обращения полицейского к гражданину, то задержание будет незаконным. Если гражданин задержан в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется с момента его вытрезвления. Задержанный имеет право на один звонок родственникам, чтобы сообщить о задержании и своем местонахождении, а также на юридическую защиту с момента задержания. Условия содержания задержанных лиц должны отвечать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627.

Как обжаловать действия полицейского?

В соответствии со ст. 33 Закона «О Полиции» сотрудники ОВД, допустившие в отношении граждан неправомерные действия, несут ответственность. Не исключено возмещение причиненного вреда, в том числе и морального, если при применении мер административного принуждения были приняты решения и допущены действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ). Все доказательства, подтверждающие вину гражданина, если они получены с нарушением закона, не могут быть использованы (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Ст.5 Закона «О полиции» предписывает прекращение любой деятельности в отношении гражданина, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. В силу ст. 6 Закона в своих действиях полицейский должен руководствоваться только нормами закона. В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель выносит постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке главы 25 ГПК.

Что делать, если в полиции не принимают заявление?

Отказ оперативного дежурного полиции принять заявления о преступлении или об административном правонарушении — распространенная ситуация, с которой многие сталкивались. Часто в полиции пытаются объяснить заявителю, что, например, украденный у него мобильный телефон найти будет невозможно, или что у следователей есть дела поважнее, чем разбитые в школе стекла и сгоревшая дверь. Такие действия полицейских можно обжаловать, так как все заявления о преступлении или административном правонарушении подлежат обязательному приему в отделах полиции (ст. 12 закона «О полиции»).

Написать заявление и подать его оперативному дежурному можно в любое время суток. Сотрудник регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлении (КУСП), а на свободном от текста месте проставляет штамп, в оттиск которого вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату и наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и подпись.

Когда заявление зарегистрировано, оформляется талон, который состоит из двух частей: талона-корешка, он остается в отделе полиции, и талона-уведомления, который отдается заявителю. Они имеют одинаковый регистрационный номер (Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736). Талон-уведомление является подтверждением того, что заявление принято.

Если же в полиции принять заявление или сообщение о преступлении отказались, то такие действия правоохранителей можно обжаловать в прокуратуру (Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия») или в отдел собственной безопасности (ОСБ) при районном ОВД.

Что делать, если полицейские затягивают дело?

Еще одно распространенное нарушение — это затягивание следствия. Полицейские могут принять заявление, но по каким-то причинам никаких следственных действий не проводить, а потом вообще отказать в возбуждении уголовного дела. Такие действия правоохранителей можно обжаловать в порядке ст. 124, 125 УПК РФ.

Жалобу можно направить прокурору или руководителю следственного органа, который рассмотрит ее в течение трех дней (в исключительных случаях — 10 дней). Постановление дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также иные решения и действия (бездействие) этих сотрудников, нарушающие права граждан на доступ к правосудию, могут быть также обжалованы в судебном порядке. Суд проверит законность действий уполномоченных сотрудников правоохранительных органов в судебном заседании с участием обеих сторон: заявителя (его законного представителя) и того лица, чьи действия обжалуются. Срок обжалования — пять дней.

Что делать, если сотрудник полиции требует взятку?

К сожалению, сотрудники полиции не только нарушают УПК РФ, но и сами нередко преступают закон, совершая преступления, среди которых распространены: незаконное задержание и арест, превышение полномочий, вымогательство взятки и т.д. Жалобу на противоправные действия сотрудников полиции с требованием возбудить в отношении них уголовное дело можно подать в отдел собственной безопасности (ОСБ) при районном ОВД, управление собственной безопасности (УСБ) субъекта Федерации и департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД.

Обращения о противоправных деяниях, совершенных сотрудниками, регистрируются в порядке, установленном Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 12.09.2013 №707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», и рассматриваются в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России - Приказ МВД России от 26 марта 2013 г. №161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Если речь идет о коррупции или личной заинтересованности полицейских, не совместимой с объективным расследованием, то такая информация подлежит обязательному рассмотрению в подразделениях собственной безопасности МВД.

Кроме того, не стоит забывать, что лицо, пострадавшее от противоправных действий сотрудников полиции, имеет право на возмещение причиненного вреда в порядке ст. 1070 ГК РФ.   

По материалам сайта "9111ru "

____________________Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

big-rostov.ru

ответы ТСП РЯД / ответы по теме 10 / 67. Порядок и тактические действия сотрудников полиции при проведении личного досмотра граждан. (2)

67. Порядок и тактические действия сотрудников полиции при проведении личного досмотра граждан.

Понятие личного досмотра раскрывается в ст. 27.7 КоАП РФ, в соот­ветствии с которой личный досмотр, досмотр вещей - это обследование вещей, проводимое без нарушения конструктивной целостности, и относится к группе мер административного принуждения. Это означает, что лицо может быть подвергнуто личному досмотру или досмотру нахо­дящихся при нем вещей независимо от желания досматриваемого лица, т. е. принудительно. Вместе с тем личный досмотр может быть как административно-предупредительной мерой, так и мерой административно-процессуального обеспечения.

Личный досмотр как мера административного предупреждения име­ет своей целью предупреждение граждан от совершения каких-либо дейст­вий, которые могут привести к несчастному случаю, чрезвычайной ситуа­ции или предупреждение, выявление, пресечение преступлений и админи­стративных правонарушений. В отличие от личного досмотра как меры административно-процессуального обеспечения он не связан с уже совер­шенным правонарушением и носит ярко выраженный профилактический характер. Это осмотр граждан в аэропорту, перед спортивно-массовыми мероприятиями и т. д. Основанием для проведения личного досмотра в данном случае будут являться установленные правила полетов и т. п. Какое-либо документирование личного досмотра в таких случаях не пред­полагается за исключением случаев выявления в ходе досмотра преступле­ний или административных правонарушений.

Личный досмотр - это не единственное действие, в ходе которого сотрудниками полиции производится обследование одежды лица. Необхо­димо отличать личный досмотр от схожих действий, таких как наружный досмотр и личный обыск. Обнаруженные при досмотре предметы вносятся в протокол личного досмотра с указанием их идентификационных характеристик. Следует из­бегать указания предполагаемого материала, заменяя их определениями, в которых нет сомнений. Так, часы, изготовленные предположительно из золота, описываются как часы в корпусе желтого металла. Количество де­нежных знаков указывается не только в сумме, но и достоинством купюр. Обнаруженные предметы, которые могут иметь значение в качестве доказательств по совершенному административному правонарушению или выявленному в ходе досмотра уголовному преступлению, упаковываются таким образом, чтобы исключить случай их утери или подмены. Упако­ванные предметы опечатываются печатью для пакетов, которая заверяется подписью лица, производящего досмотр, и подписями понятых, в присут­ствии которых досмотр производился.

По окончании лицо, производящее досмотр, в присутствии понятых и досматриваемого лица зачитывает протокол вслух и, удостоверившись, что со стороны понятых или досматриваемого лица заявлений и дополне­ний не поступило, делает в протоколе соответствующую запись.

Личный досмотр

Личный обыск

Наружный осмотр

Ст. 27.7 КоАП РФ

Ст. 185 УПК РФ

Ст. 266 УППС

Совершение лицом административного правонарушения

При наличии данных, что у лица находятся орудия преступления и иные предметы или документы, имеющие значение для уголовного дела

Совершение ли­цом какого-либо правонарушения при доставлении его в полицию

В присутствии поня­тых, без нарушения конструктивной целостности

В присутствии понятых, по постановлению следо­вателя, дознавателя, с санкции суда

Проводится без участия понятых, без составления протокола, не име­ет доказательного значения

Обнаружение ору­дий или предметов административного правонарушения

Обнаружение орудия пре­ступления и иных предме­тов или документов, имеющих значение для уголовного дела

Обнаружение предметов, кото­рыми могут быть причинены телес­ные повреждения сотруднику полиции или оказано сопротивление

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом ли­це, осуществляются должностными лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ. Т. е. должностными лицами, уполномоченными производить доставление, задержание. Указанное положение содержится в ч. 2 ст. 27.7 КоАП РФ. Предусмотрен следующий порядок досмотра:

  1. Разъяснить лицу основания административного досмотра.

  2. Предложить лицу предъявить документы, вещи и другие предме­ты, являющиеся орудием совершения административного правонарушения или предметом административного правонарушения.

  3. Личный досмотр осуществляется лицом одного пола.

  4. Пригласить двух понятых, удовлетворяющих следующим условиям:

  • один пол с досматриваемым лицом;

  • совершеннолетние;

  • не заинтересованные в деле;

  • в трезвом состоянии;

  • вменяемые;

  • не входят в состав наряда, производящего досмотр.

  1. Досмотр проводить в помещении, исключающем доступ посто­ронних и отвечающем правилам санитарии и гигиены.

  2. При досмотре обеспечить:

  • безопасность досматриваемого лица;

  • здоровье;

  • личное достоинство;

  • запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

  1. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводить в присутствии 2-х понятых. При этом досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной лов­ли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномо­ченными на то должностными лицами.

В исключительных случаях при наличии достаточных основа­ний полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых (указанное положение содержится в ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ).

  1. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видео­запись, иные установленные способы фиксации вещественных доказа­тельств, о чем делается запись в протоколе о досмотре.

  2. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физиче­ском лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

  3. Изъять вещественные доказательства правонарушения.

  4. Факт изъятия предметов, вещей, документов оформить адми­нистративным протоколом изъятия в 2-х экземплярах (один передать лицу, подвергнутому досмотру) или сделать запись в протоколах.

  5. Составленные документы и изъятое, а при необходимости и досмотренное лицо, доставить в дежурную часть ОВД.

Осмотр женщины должна проводить женщина. До прибытия сотрудницы полиции на подозреваемую женщину можно надеть наручники. Исключением являются случаи, когда точно известно, что обыскиваемая может осуществить вооруженное нападение (напри­мер, женщина подозревается в совершении или подготовке террористи­ческого акта).

Начиная осмотр, следует быстро прощупать с внешней сторо­ны карманы, рукава, пояс с целью изъятия оружия и иных предметов нападения. Рекомендуется проверять задерживаемое лицо с правого, а затем с левого бока.

Затем сверху вниз тщательно обследовать головной убор, верх­нюю одежду, пальто, пиджак, брюки, обувь осматриваемого. При необ­ходимости можно предложить ему расстегнуть пальто (снять). Следует аккуратно прощупать тело, одежду, так как одного касания недостаточ­но, чтобы обнаружить спрятанное.

Поиск оружия проводить в первую очередь в традиционных мес­тах ношения: под мышками, вокруг пояса, в карманах одежды. Затем осмотреть волосы, предплечье, спину (между лопатками), ладони, промежность, область пояса (сам ремень может быть оружием, а его пряжка - на самом деле рукоятка ножа) и т. д. В случае необходимости заставить задержанное лицо снять одежду и головной убор для их допол­нительного осмотра.

Осматривать одежду и обувь следует с осторожностью, чтобы не повредить руки лезвием, бритвой, шилом и другими острыми предметами.

При выявлении, прощупывании подозрительных предметов, их изъятие из одежды желательно проводить в присутствии понятых (свидетелей), с целью последующего использования их в качестве веще­ственных доказательств. Из карманов вынимать обнаруженные подозрительные пред­меты, выворачивая подкладку наизнанку. Не следует позволять осмат­риваемым самим доставать вещи из карманов. Шариковая ручка может оказаться колющим или стреляющим оружием.

В отдельных случаях, когда есть основания полагать, что ору­дия преступления могут быть тщательно замаскированы в предметах обихода, украшениях (в авторучках, тростях, зонтах, кольцах, зажигал­ках, обуви) или прикреплены на резинке к одежде или телу, осмотр проводить особо внимательно.

Внимательно осматривать части тела, заклеенные пластырем, перевязанные бинтом, с наложенной гипсовой повязкой. Под медицин­скими повязками могут прятаться режущие предметы, пилки, проволока для открывания наручников, наркотические вещества, драгоценности, деньги и т. п. Для осмотра повязок целесообразно привлекать врача.

При выявлении оружия или других запрещенных к ношению предметов, являющихся вещественными доказательствами правонаруше­ния, осмотр не прекращать, так как преступник может иметь несколько предметов вооружения.

О проведении осмотра сделать запись в рапорте, где подробно указать, что обнаружено и кому переданы обнаруженные вещи, доку­менты, ценности. Если ничего не изымалось, в рапорте производится соответствующая запись.

При проведении осмотра необходимо внимательно осматривать (прощупывать) всю одежду задержанного. Опытные преступники специ­ально готовят свою одежду для укрытия запрещенных предметов.

Местами укрытия запрещенных предметов могут являться:

1. Одежда: карманы, замаскированные карманы в рукавах, на спине, в полах одежды, под подкладкой, в воротнике, под воротником, в головных уборах или под ними, в обуви, под стелькой, в каблуках и т.д.

2. На теле: в специальных поясах с карманами, в укрепляемых пакетах, в плоских флягах со спецкреплениями, в естественных полостях тела, под бинтами, в т. ч. окровавленными, пластырями и т. д.

3. В вещах: в потайных карманах, в двойном дне, стенках, крышке, в термосах, в пакетах из-под молока, в книгах (между листов, специально вырезанных) и т. д.

studfiles.net

Правовые основания досмотра граждан и вещей, находящихся при них

Достаточно часто, особенно если речь вести о больших городах, российские граждане сталкиваются с действиями различных сотрудников охраны, которые исполняя возложенные на них обязанности, намереваются провести личный досмотр граждан и личных вещей, находящихся при них.

            Проверочным мероприятиям граждане могут быть подвергнуты где угодно и когда угодно, начиная от досмотра при входе в аэропорты, железнодорожные и автомобильные станции и, заканчивая досмотром в захудалых забегаловках, где местная охрана может попросить любого открыть сумки и показать содержимое.

            При отказе пройти через рамки металлоискателей или отказе предоставить личные вещи к осмотру физические лица не допускаются на территорию объектов, куда им так необходимо, а в случае с коммерческими организациями граждане, упорствуя на своем, могут подвергнуться и насилию.

            Если досмотры граждан сотрудниками транспортных компаний и полиции можно оправдать соображениями безопасности, то частые досмотры граждан всеми остальными сотрудниками охраны из ресторанного, гостиничного и другого бизнеса, не вписываются ни в какие рамки.

Отдельной темой для анализа является право охранников проводить досмотр работников и их вещей при проходе на предприятие для ведения трудовой деятельности.

Кто имеет право досматривать граждан и вещи, находящиеся при них? При каких обстоятельствах может быть произведен досмотр? Какими законодательными актами регулируются действия по досмотру граждан и их вещей?

            Разбор этих и других вопросов важен с практической точки зрения, как для различных специалистов в рамках их трудовой деятельности, так и для простых граждан, которые хотят знать свои права.

            Кто вправе проводить личный досмотр граждан? Нормативное регулирование.

            Исследуя вопрос о том, кто вправе проводить досмотр физических лиц и вещей, находящихся при них имеет смысл выделить в отдельную группу сотрудников полиции.

            Согласно п. 16 ч. 1 ст. 13 «О полиции» сотрудники полиции для целей исполнения возложенных на них обязанностей вправе проводить личный досмотр граждан, а также досмотр вещей, которые находятся у граждан при себе.

Личный досмотр граждан и их вещей может проводиться сотрудниками полиции в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности или в рамках уже возбужденных уголовных дел.

Своим определением от 08.09.2011 г. № 49-Д11-46 Верховный суд РФ подтвердил право полиции производить личный досмотр граждан и вещей, находящихся при них.

            Если речь идет об административных правонарушениях, то порядок проведения личного досмотра граждан и вещей при них предусмотрен ст. 27.7 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.

            Личный досмотр должен проводиться в присутствии двух понятых и с составлением протокола и только в исключительных случаях личный досмотр может проводиться без понятых.

            Помимо сотрудников полиции досмотр граждан и вещей при них может проводиться уполномоченными лицами в соответствии с перечнем, приведенным ст.ст. 27.2, 27.3 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.

   В том числе к уполномоченным лицам, имеющим право проводить личный досмотр граждан и вещей, находящихся при них относятся:

- военнослужащие внутренних войск МВД РФ;

- должностные лица ведомственной и вневедомственной охраны при МВД РФ;

- должностные лица, осуществляющие надзор и контроль при оказании транспортных услуг;

- сотрудники военной автоинспекции в части своей компетенции;

- сотрудники, осуществляющие надзор и контроль в области охраны окружающей среды, лесного хозяйства, растительного и животного мира;

- пограничная и таможенная службы, выполняющие свои обязанности;

- военнослужащие и сотрудники в области уголовно-исправительной системы;

- должностные лица по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию;

- судебные приставы-исполнители;

- должностные лица Федеральной миграционной службы.

При этом следует отметить, что все перечисленные лица вправе осуществлять личный досмотр граждан и вещей, находящихся при них только исключительно при исполнении своих должностных обязанностей и при наличии оснований полагать, что проверяемое лицо имеет отношение к совершенному административному правонарушению.

В противном случае личный досмотр граждан и вещей, находящихся при них вышеперечисленными лицами будет являться незаконным и должен преследоваться по закону за нарушение прав человека.

Ведомственная охрана.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О ведомственной охране» работники ведомственной охраны, в том числе вправе проводить личный досмотр граждан и их вещей, а если эти вещи являются орудием или объектом правонарушения сотрудники могут изъять их, а граждан доставить в полицию.

Однако следует учесть, что ведомственная охрана может быть создана только федеральными органами власти в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 г. № 514.

Также ведомственная охрана может быть создана государственными корпорациями «Ростех» и «Росатом».

Так как ведомственная охрана создается федеральными органами власти и перечисленными государственными корпорациями, то и охранять такая охрана может исключительно объекты соответствующих органов и корпораций.

То есть другими словами, если гражданин с улицы придет в указанные органы и корпорации, то на входе он на вполне законных основаниях может быть подвергнут личному досмотру, а также могут быть досмотрены вещи, находящиеся при нем.

Ведомственная охрана не может осуществлять функции по охране коммерческих организаций, но для этих целей может служить вневедомственная охрана, которая создана при Министерстве внутренних дел РФ.

Вневедомственная охрана.

Вневедомственная охрана при Министерстве внутренних дел РФ состоит из сотрудников полиции, которые имеют соответствующие удостоверения полицейского.

При этом следует отметить, есть конкретный перечень объектов, подлежащих обязательной охране полиций, в том числе вневедомственной охраной.

Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 г. № 1629-р.

 В этот список входят, в том числе здания органов государственной власти, судов, прокуратур, международных аэропортов, стратегически важных объектов и прочее, прочее. Список достаточно большой.

Любые другие организации, не входящие в указанный перечень  могут заключить соответствующий договор на охрану своих зданий и сооружений сотрудниками вневедомственной охраны.

Сотрудники вневедомственной охраны вправе при входе и выходе с охраняемых объектов провести личный досмотр граждан и провести досмотр вещей граждан, находящихся при них, то есть проверить содержимое сумок.

Кроме того сотрудники вневедомственной охраны вправе досмотреть груз, который провозится на охраняемую территорию и при наличии оснований вправе не пропустить как граждан, так и груз на территорию.

Как правило, досмотр граждан проводится путем направления граждан через рамки металлоискателей и досмотра сотрудниками вневедомственной охраны сумок граждан на предмет проноса запрещенных предметов или запрещенных к выносу предметов с объектов.

Таким образом, если на входе или на выходе объекта, сооружения, здания и др. находятся сотрудники полиции, относящиеся к вневедомственной охране, то граждане обязаны по их требованию предъявить свои вещи к досмотру, а также пройти через рамки металлоискателей.

            Кто вправе ставить рамки металлоискателей?

            Основанием для установки стационарного металлоискателя на входе различных зданий, сооружений, территорий являются требования Федерального закона РФ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

            Согласно указанному федеральному закону места массового пребывания людей, то есть территории общего пользования, здания, строения, сооружения или иные объекты на которых может находиться одновременно более пятидесяти человек должны соответствовать требованиям антитеррористической защищенности объекта.

            Другими словами любое общественное место, здание, сооружение и территорию необходимо оборудовать соответствующим образом с целью воспрепятствования совершению террористических актов.

            Правила разработки антитеррористической защищенности объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 г.                   № 1244.

   Указанные правила устанавливают порядок разработки требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий с приложением к нему паспорта безопасности, который должен содержать меры по инженерно-технической защите объекта.

Разработка требований и формы паспорта безопасности осуществляется, в том числе Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ.

   Каждое здание, сооружение или территория, которые используются в коммерческих и некоммерческих целях должны содержать паспорт безопасности.

В соответствии с паспортом безопасности устанавливаются рамки металлоискателей при входах, что при таких обстоятельствах является законным мероприятием.

Если в паспорте безопасности объекта не содержится упоминания о рамках металлоискателей как средстве технической защиты, то, то соответственно их на входе быть не должно.

            При этом следует отметить, что установка рамок металлоискателей, как средства защиты на объектах транспортной инфраструктуры, предусмотрена ч. 7 ст. 12.2 Федерального закона РФ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Кто не вправе досматривать граждан и вещи, находящиеся при них.

            Деятельность сотрудников охраны, которые не относятся к ведомственной и вневедомственной охране регулируется Федеральным законом РФ от 11.03.1992 г.                 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

            Согласно ст. 3 указанного Федерального закона сотрудники частных охранных предприятий вправе, в том числе обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим на объектах, что позволяет им не пускать на охраняемый объект граждан без соответствующих пропусков, а также не пропускать любое имущество без оформленного на него пропуска.

            Также частная охрана вправе проверять выезжающий транспорт с объекта охраны на предмет законности вывозимого имущества. На любой вывоз и ввоз груза необходим соответствующий пропуск.

            Частные охранники могут содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

            Этим практически и ограничиваются права и  обязанности частной охраны при осуществлении своей трудовой деятельности.

            Частные охранники, находящиеся на входах и выходах зданий, сооружений, территорий не вправе проводить личный досмотр граждан и вещей, находящихся при них, так как это могут делать только лица, которые перечислены в вышеизложенном разделе.

            На практике зачастую частная охрана просит граждан открыть сумки для досмотра.

Данная просьба является просто просьбой, не обязывающей граждан выполнять ее, но бывает и так, что граждане не показывают содержимое сумок и в таком случае охрана вправе вызвать для проведения досмотра сотрудников полиции.

            При этом гражданину нет необходимости ждать, когда появятся сотрудники полиции. Задерживать граждан частные охранники не вправе, так как это уже можно отнести к правонарушению, за которое охрана может понести ответственность.

            Если речь идет о сотрудниках частной охраны, которые стоят на пропускных пунктах у работодателей, то охранники вправе проверить у работников пропуск при входе или выхода с территории предприятия, но не вправе требовать досмотра личных вещей и не вправе проводить досмотр самих граждан.

            Так как работники в какой-то степени зависят от работодателей, зачастую охрана проверяет сумки работников, чем нарушает права работников, но есть ли выбор у работников в данном случае это уже другой вопрос.

            Выводы по изложенному материалу.

            1. Рамки металлоискателей, установленные в общественных местах, зданиях, сооружениях и территориях, как правило, установлены законно в соответствии с паспортом безопасности объектов.

            2. Проводить досмотр граждан и их вещей вправе при наличии оснований сотрудники полиции, сотрудники вневедомственной и ведомственной охраны, а также лица, перечисленные в ст. 27.7 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.

            3. Не вправе проводить личный досмотр граждан и их личных вещей, а также не вправе задерживать граждан сотрудники частных охранных компаний, которые осуществляют охрану любых объектов.

            Также не вправе осуществлять досмотр работников и их вещей сотрудники охраны работодателей, если они не относятся к лицам из пункта второго настоящего раздела.

            В тоже время, если на предприятии введет пропускной режим, то сотрудники частной охранной фирмы вправе не пустить граждан на территорию, если отсутствует пропуск на вход или на выход.

            Граждане, которые желают вынести или внести имущество на территорию с пропускным режимом обязаны также иметь пропуск на имущество, так как в противном случае при отсутствии пропуска охрана на вполне законных основаниях откажет в проносе имущества.

pravosudit.ru

Осмотр и досмотр. Различия и процедуры

Осмотр и досмотр – два процессуальных действия, имеющих сходные по звучанию названия, но сильно отличающиеся по смыслу процедуры. В вопросах, касающихся ограничения права на личную неприкосновенность, необходимо обращаться к федеральным законам. Поскольку основными любителями проведения досмотров являются сотрудники полиции, то логично оценивать данные процедуры именно с точки зрения федерального закона, регулирующего их деятельность.

Осмотр

Статья 13 ФЗ Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» устанавливает права сотрудников полиции, среди которых имеет место быть право на проведение осмотра. Полицейский вправе проводить личный осмотр граждан при проходе людей на территории сооружений или участков местности, где проводятся массовые мероприятия.

Также сотрудники вправе осматривать транспортные средства, если есть основания полагать, что транспорт используется в противоправных целях, при этом закон обязывает составлять по факту данного действия акт осмотра.

Осмотр и досмотр не взаимосвязаны, отказ от осмотра не может являться основанием для досмотра. А поскольку осмотр является добровольной процедурой, то никакие санкции в отношении лица, отказавшегося от его прохождения, не могут быть применены.

При этом законом четко не оговорена процедура проведения осмотра, что влечет достаточно широкое толкование данного действия сотрудниками полиции (естественно, в сторону увеличения своих полномочий). Поэтому любые требования сотрудников полиции вывернуть карманы или открыть багажник автомобиля можно трактовать, как попытку проведения процедуры досмотра, и требовать составления соответствующего протокола и соблюдения процедуры.

Досмотр

Пункт 16 указанной выше статьи говорит о том, что сотрудники полиции вправе осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств. При этом обязательно наличие данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы и иные предметы, запрещенные или ограниченные в обороте.

Законодательство об административных правонарушениях дает вполне конкретный и полноценный перечень основных положений, соблюдения которых должен требовать любой гражданин при проведении в отношении него указанной процедуры.

— Досмотр не подразумевает нарушение конструктивной целостности вещей. То есть требования сотрудника полиции, например, снять обшивку дверей в автомобиле является незаконным, поскольку эта процедура уже будет являться обыском, и она должна проводиться только на основании постановления следователя.

— Личный досмотр производится лицом одного пола с лицом, которого досматривают. При этом должны присутствовать двое понятых того же пола.

— О личном досмотре составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

При этом досмотр не подразумевает добровольность, ведь он проводится (по закону) только при наличии достаточных оснований полагать, что у досматриваемого имеются предметы совершения административного правонарушения.

Осмотр и досмотр две различные процедуры, не имеющие практически ничего общего. Осмотр представляет скорее профилактическое действие (например, профилактика правонарушений в местах массовых скоплений граждан во время различных мероприятий). Досмотр же является мерой обеспечения по делу об административном правонарушении и подразумевает более серьезные основания и другие мотивы проведения процедуры.

jusnaturale.ru

Имеет ли право полиция… Часть 2.

25 Сен Имеет ли право полиция… Часть 2.

Дата публикации: 2013-09-25 Рубрика: Правовая защита: ликбез Автор: Владимир Чикин

Это продолжение темы, начатой нами ранее. Рассмотрим иные обстоятельства, при которых вам приходится общаться с полицией.

Итак, имеет ли право полиция обыскивать на улице?

Вопрос распространенный, но надо определиться с понятиями. Говоря «обыск», в повседневной жизни мы чаще всего имеем в виду «досмотр» (административная процедура) или «обыск» (следственное действие в уголовном процессе). Существует также такая процедура как «осмотр». Начнем с последнего.

Осмотр граждан

Осматривают, например, на публичных и массовых мероприятиях. Осматривают при входе (въезде) на объекты, охраняемые полицией. Ключевое отличие осмотра от досмотра и обыска – добровольность. Вам предлагают пройти через рамку, открыть сумку, расстегнуть куртку и т.п. От всего этого вы можете отказаться, и в таком случае вам грозит только то, что вы не будете допущены на территорию, где проводится массовое мероприятие, или на охраняемый объект.

Личный досмотр

Досмотр и обыск – мероприятия, не требующие вашего согласия.  Однако перед их применением вам должны быть разъяснены ваши процессуальные права и причина досмотра (обыска). Всегда в таких случаях ссылайтесь на часть 4 статьи 5 Федерального закона «О полиции».

Личный досмотр и досмотр находящихся при вас вещей проводятся, чтобы обнаружить орудия совершения либо предметы административного правонарушения. При этом досмотр вещей осуществляется без нарушения их конструктивной целостности.

В общем-то о правонарушении доподлинно может быть и неизвестно. Достаточно того, что у полиции есть некие данные, что вы имеете при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотики, психотропные вещества, ядовитые или радиоактивные вещества.

При досмотре обязательно присутствие двух понятых; если ведется личный досмотр – понятых одного с вами пола.  Однако в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых.

О досмотре составляется протокол. Либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В любом случае в протоколе указываются дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице. Если применялась фото- или киносъемка, видеозапись, иные способы фиксации досмотра и вещественных доказательств – об этом тоже указывается в протоколе, а сами такие материалы прилагаются к протоколу.

По окончании досмотра вам предложат подписать протокол. Внимательно прочитайте его. Если с чем-то не согласны – укажите об этом письменно в протоколе. Можете и не подписывать, но отсутствие вашей подписи не сделает его недействительным. В него будет внесена запись о вашем отказе. Попросите копию протокола себе – вы имеет на это полное право (статья 27.7 Кодекса об административных правонарушениях). Иначе протокол  может пополниться неожиданными для вас подробностями.

Добавим также, что исходя из пункта 16 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» досмотр (именно досмотр, а не осмотр) проводится сотрудниками полиции в отношении пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами. То есть если у полицейского возникают подозрения, что у пассажира метро есть запрещенные предметы, он имеет полное право провести досмотр, а пассажир, соответственно должен подчиниться.

Что из себя представляет личный досмотр? Никаких подробных нормативных актов по этому поводу в органах внутренних дел нет, по крайней мере в открытом доступе. А жаль. Было бы полезно иметь документ с описанием различных нюансов данной процессуальной меры на подобие того, который утвержден Минтрансом России – «Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров».

Можно лишь напомнить об одном из принципов, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях, который, безусловно, относится и к личному досмотру: при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. Ссылайтесь на часть 3 статьи 1.6 КоАП РФ.

Личный обыск

Как мы уже упоминали выше, в рамках уголовного процесса проводится именно «обыск». Если говорить об обыске гражданина – «личный обыск».

У данного мероприятия есть общее с личным досмотром. Главное отличие – это основание проведения: личный обыск производится  при наличии достаточных данных полагать, что у какого-либо лица (подозреваемого или обвиняемого) могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

По общему правилу для личного обыска требуется постановление следователя. Но он может проводится и без оного — при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Не будем здесь углубляться в вопрос о том, как становятся подозреваемыми и обвиняемыми. В большинстве случаев, если лицо находится в этом статусе, то личный обыск уже не станет для него полной неожиданностью. Но есть исключение: если лицо становится подозреваемым в результате его задержания по подозрению в совершении преступления. Данное мероприятие оказывается сопряженным с личным обыском и проводится в следующих случаях:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Как видите, «достаточность данных» полагать, что у вас могут находиться орудия преступления, предметы и ценности, имеющие значение для уголовного дела — вещь  субъективная. Некие очевидцы могут указать на вас как на лицо, совершившее преступление, это станет основанием для вашего задержания, для оценки вас в качестве подозреваемого и одновременно – для личного обыска в отношении вас.

Чем вы можете себя обезопасить и предотвратить возможные злоупотребления? Повторим,  требуйте разъяснения вам ваших процессуальных прав и причин обыска (часть 4 статьи 5 Федерального закона «О полиции»). С момента задержания вы имеете право на адвоката (статья 49 Уголовно-процессуального кодекса РФ), право знакомиться с протоколами и давать на них свои замечания (статья 46 УПК РФ). По поводу протоколов – применимо всё то, что мы уже говорили в рамках личного досмотра.

Также как и личный досмотр, личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

К личному обыску применим общий для уголовно-процессуальных мероприятий принцип, сформулированный в части 1 статьи 9 УПК РФ:  в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Помните, что в случае, если личный обыск будет проведен с нарушением требований закона, доказательства, полученные в результате такого обыска, будут являться недопустимыми. А недопустимые доказательства не имеют юридической силы и в последующем не смогут быть положены в основу обвинения.

© VVCL

www.vvcl.ru

Порядок и тактические действия сотрудников полиции при проведении личного досмотра граждан.

Поиск Лекций

Понятие личного досмотра раскрывается в ст. 27.7 КоАП РФ, в соот­ветствии с которой личный досмотр, досмотр вещей - это обследование вещей, проводимое без нарушения конструктивной целостности, и относится к группе мер административного принуждения. Это означает, что лицо может быть подвергнуто личному досмотру или досмотру нахо­дящихся при нем вещей независимо от желания досматриваемого лица, т. е. принудительно. Вместе с тем личный досмотр может быть как административно-предупредительной мерой, так и мерой административно-процессуального обеспечения.

Личный досмотр как мера административного предупреждения име­ет своей целью предупреждение граждан от совершения каких-либо дейст­вий, которые могут привести к несчастному случаю, чрезвычайной ситуа­ции или предупреждение, выявление, пресечение преступлений и админи­стративных правонарушений. В отличие от личного досмотра как меры административно-процессуального обеспечения он не связан с уже совер­шенным правонарушением и носит ярко выраженный профилактический характер. Это осмотр граждан в аэропорту, перед спортивно-массовыми мероприятиями и т. д. Основанием для проведения личного досмотра в данном случае будут являться установленные правила полетов и т. п. Какое-либо документирование личного досмотра в таких случаях не пред­полагается за исключением случаев выявления в ходе досмотра преступле­ний или административных правонарушений.

Личный досмотр - это не единственное действие, в ходе которого сотрудниками полиции производится обследование одежды лица. Необхо­димо отличать личный досмотр от схожих действий, таких как наружный досмотр и личный обыск. Обнаруженные при досмотре предметы вносятся в протокол личного досмотра с указанием их идентификационных характеристик. Следует из­бегать указания предполагаемого материала, заменяя их определениями, в которых нет сомнений. Так, часы, изготовленные предположительно из золота, описываются как часы в корпусе желтого металла. Количество де­нежных знаков указывается не только в сумме, но и достоинством купюр. Обнаруженные предметы, которые могут иметь значение в качестве доказательств по совершенному административному правонарушению или выявленному в ходе досмотра уголовному преступлению, упаковываются таким образом, чтобы исключить случай их утери или подмены. Упако­ванные предметы опечатываются печатью для пакетов, которая заверяется подписью лица, производящего досмотр, и подписями понятых, в присут­ствии которых досмотр производился.

По окончании лицо, производящее досмотр, в присутствии понятых и досматриваемого лица зачитывает протокол вслух и, удостоверившись, что со стороны понятых или досматриваемого лица заявлений и дополне­ний не поступило, делает в протоколе соответствующую запись.

 

Личный досмотр Личный обыск Наружный осмотр
Ст. 27.7 КоАП РФ Ст. 185 УПК РФ Ст. 266 УППС
Совершение лицом административного правонарушения При наличии данных, что у лица находятся орудия преступления и иные предметы или документы, имеющие значение для уголовного дела Совершение ли­цом какого-либо правонарушения при доставлении его в полицию
В присутствии поня­тых, без нарушения конструктивной целостности В присутствии понятых, по постановлению следо­вателя, дознавателя, с санкции суда Проводится без участия понятых, без составления протокола, не име­ет доказательного значения
Обнаружение ору­дий или предметов административного правонарушения Обнаружение орудия пре­ступления и иных предме­тов или документов, имеющих значение для уголовного дела Обнаружение предметов, кото­рыми могут быть причинены телес­ные повреждения сотруднику полиции или оказано сопротивление

 

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом ли­це, осуществляются должностными лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ. Т. е. должностными лицами, уполномоченными производить доставление, задержание. Указанное положение содержится в ч. 2 ст. 27.7 КоАП РФ. Предусмотрен следующий порядок досмотра:

1. Разъяснить лицу основания административного досмотра.

2. Предложить лицу предъявить документы, вещи и другие предме­ты, являющиеся орудием совершения административного правонарушения или предметом административного правонарушения.

3. Личный досмотр осуществляется лицом одного пола.

4. Пригласить двух понятых, удовлетворяющих следующим условиям:

- один пол с досматриваемым лицом;

- совершеннолетние;

- не заинтересованные в деле;

- в трезвом состоянии;

- вменяемые;

- не входят в состав наряда, производящего досмотр.

5. Досмотр проводить в помещении, исключающем доступ посто­ронних и отвечающем правилам санитарии и гигиены.

6. При досмотре обеспечить:

- безопасность досматриваемого лица;

- здоровье;

- личное достоинство;

- запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводить в присутствии 2-х понятых. При этом досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной лов­ли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномо­ченными на то должностными лицами.

В исключительных случаях при наличии достаточных основа­ний полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых (указанное положение содержится в ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ).

8. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видео­запись, иные установленные способы фиксации вещественных доказа­тельств, о чем делается запись в протоколе о досмотре.

9. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физиче­ском лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

10. Изъять вещественные доказательства правонарушения.

11. Факт изъятия предметов, вещей, документов оформить адми­нистративным протоколом изъятия в 2-х экземплярах (один передать лицу, подвергнутому досмотру) или сделать запись в протоколах.

12. Составленные документы и изъятое, а при необходимости и досмотренное лицо, доставить в дежурную часть ОВД.

Осмотр женщины должна проводить женщина. До прибытия сотрудницы полиции на подозреваемую женщину можно надеть наручники. Исключением являются случаи, когда точно известно, что обыскиваемая может осуществить вооруженное нападение (напри­мер, женщина подозревается в совершении или подготовке террористи­ческого акта).

Начиная осмотр, следует быстро прощупать с внешней сторо­ны карманы, рукава, пояс с целью изъятия оружия и иных предметов нападения. Рекомендуется проверять задерживаемое лицо с правого, а затем с левого бока.

Затем сверху вниз тщательно обследовать головной убор, верх­нюю одежду, пальто, пиджак, брюки, обувь осматриваемого. При необ­ходимости можно предложить ему расстегнуть пальто (снять). Следует аккуратно прощупать тело, одежду, так как одного касания недостаточ­но, чтобы обнаружить спрятанное.

Поиск оружия проводить в первую очередь в традиционных мес­тах ношения: под мышками, вокруг пояса, в карманах одежды. Затем осмотреть волосы, предплечье, спину (между лопатками), ладони, промежность, область пояса (сам ремень может быть оружием, а его пряжка - на самом деле рукоятка ножа) и т. д. В случае необходимости заставить задержанное лицо снять одежду и головной убор для их допол­нительного осмотра.

Осматривать одежду и обувь следует с осторожностью, чтобы не повредить руки лезвием, бритвой, шилом и другими острыми предметами.

При выявлении, прощупывании подозрительных предметов, их изъятие из одежды желательно проводить в присутствии понятых (свидетелей), с целью последующего использования их в качестве веще­ственных доказательств. Из карманов вынимать обнаруженные подозрительные пред­меты, выворачивая подкладку наизнанку. Не следует позволять осмат­риваемым самим доставать вещи из карманов. Шариковая ручка может оказаться колющим или стреляющим оружием.

В отдельных случаях, когда есть основания полагать, что ору­дия преступления могут быть тщательно замаскированы в предметах обихода, украшениях (в авторучках, тростях, зонтах, кольцах, зажигал­ках, обуви) или прикреплены на резинке к одежде или телу, осмотр проводить особо внимательно.

Внимательно осматривать части тела, заклеенные пластырем, перевязанные бинтом, с наложенной гипсовой повязкой. Под медицин­скими повязками могут прятаться режущие предметы, пилки, проволока для открывания наручников, наркотические вещества, драгоценности, деньги и т. п. Для осмотра повязок целесообразно привлекать врача.

При выявлении оружия или других запрещенных к ношению предметов, являющихся вещественными доказательствами правонаруше­ния, осмотр не прекращать, так как преступник может иметь несколько предметов вооружения.

О проведении осмотра сделать запись в рапорте, где подробно указать, что обнаружено и кому переданы обнаруженные вещи, доку­менты, ценности. Если ничего не изымалось, в рапорте производится соответствующая запись.

При проведении осмотра необходимо внимательно осматривать (прощупывать) всю одежду задержанного. Опытные преступники специ­ально готовят свою одежду для укрытия запрещенных предметов.

Местами укрытия запрещенных предметов могут являться:

1. Одежда:карманы, замаскированные карманы в рукавах, на спине, в полах одежды, под подкладкой, в воротнике, под воротником, в головных уборах или под ними, в обуви, под стелькой, в каблуках и т.д.

2. На теле:в специальных поясах с карманами, в укрепляемых пакетах, в плоских флягах со спецкреплениями, в естественных полостях тела, под бинтами, в т. ч. окровавленными, пластырями и т. д.

3. В вещах:в потайных карманах, в двойном дне, стенках, крышке, в термосах, в пакетах из-под молока, в книгах (между листов, специально вырезанных) и т. д.

 

poisk-ru.ru

Правомерно ли проведение личного досмотра сотрудниками полиции граждан, не имеющих регистрации?

Правомерно ли проведение личного досмотра сотрудниками полиции граждан, не имеющих регистрации?

По указанному основанию проведение личного досмотра или обыска, тем более на улице является неправомерным, так как не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Но не найдя других оснований при проверке регистрации или документов, сотрудники полиции обычно мотивируют свои требования проведением спецоперации, поиском наркотиков, оружия или боеприпасов.

            В этом случае, согласно п. 16 ч. 1 ст. 13 ФЗ "О полиции" сотрудники полиции имеют право осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами.

            Степень "наличия данных" об оружии, наркотиках и прочего, сотрудниками полиции трактуется весьма вольно и по собственному усмотрению.

            Однако, здесь можно указать следующее: если у вас из карманов или сумки не вываливаются патроны, гранаты, запалы, шприцы, ампулы, из под одежды не торчит кинжал, кобура или приклад автомата, то оснований подозревать Вас в хранении и перевозке оружия, боеприпасов, наркотиков у сотрудников полиции просто нет. "Обоснованные подозрения" в том, что вы всё это имеете или перевозите так же используется преимущественно в целях психологического давления на граждан.

            На месте, то есть без проведения административного задержания с доставлением в отдел полиции, сотрудник полиции может только предложить вам лично предъявить для осмотра ваши личные вещи в карманах, содержимое портфелей и сумок, не касаясь их своими руками.

            Постарайтесь не выкладывать свои вещи в машине полиции, и не выпускайте из рук кошелёк и документы, показывайте их только из своих рук, сразу убирайте обратно после предъявления содержимого кошелька.

            Тем не менее, если вас доставляют в отдел полиции, подвергают досмотру, необходимо помнить следующее: При административном задержании может быть произведён личный досмотр (ст. 27.7 КоАП РФ). При этом должны соблюдаться следующие правила:

·       досмотр должен проводиться только определёнными статьями 27.2. и 27.3. КоАП РФ лицами, причём одного пола с задержанным;

·       с участием 2-х понятых, из числа лиц, не заинтересованных в исходе дела одного пола с задержанным;

·       помещение, в котором производится досмотр, должно соответствовать требованиям санитарии и гигиены;

·       при личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье досматриваемого.

            При досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Протокол подписывается лицом, его составляющим, лицом, вещи которого досматриваются и понятыми.

            При задержании, личном досмотре и досмотре вещей должностными лицами могут быть изъяты документы и вещи, но не любые, а являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей, документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. При этом, как и в случае с составлением протокола об административном правонарушении, сотрудники полиции обязаны соблюсти все указанные выше требования. Досматриваемый имеет право на получение копии протокола досмотра. После проведения досмотра, поскольку это так же "обеспечительная мера", должен быть составлен протокол административного правонарушения.

            Если вас или ваших знакомых подвергли проверке документов и регистрации, и после этого решили доставить в отдел полиции, постарайтесь, чтобы вы или ваш знакомый поехали туда не одни. Если вам позвонили коллеги, родственники, друзья, которых подвергли административному задержанию, постарайтесь прибыть в отдел полиции сами как можно быстрее, или позвонить туда и выяснить как можно больше "подробностей", используя указанные выше сведения. Порой, иногда, уже этого бывает достаточно, чтобы человека выпустили из отдела полиции.

            

romanpanin.com