В какие мифы, связанные с солнечным затмением, верили наши предки? Какие мифы


Читать древние легенды и мифы бесплатно и онлайн

ИлиадаМифы Древней Греции2353
Гера и Афина у АфродитыАргонавты266
Ясон у ЭетаАргонавты133
Аргонавты обращаются за помощью к МедееАргонавты50
Ясон исполняет поручение ЭетаАргонавты56
Медея помогает Ясону похитить золотое руноАргонавты55
Возвращение АргонавтовАргонавты45
Ясон и Медея в Иолке. Смерть ПелияАргонавты50
Ясон и Медея в Коринфе. Смерть ЯсонаАргонавты54
Аргонавты на ЛемносеАргонавты34
Аргонавты на полуострове КизикеАргонавты45
Аргонавты в МизииАргонавты31
Аргонавты в ВифинииАргонавты30
Аргонавты у ФинеяАргонавты30
СимплегадыАргонавты39
Остров Аретиада и прибытие в КолхидуАргонавты33
Полифем, Акид и ГалатеяСказания о героях47
Диоскуры - Кастор и ПолидевкСказания о героях35
Атрей и ФиестСказания о героях34
Эсак и ГесперияСказания о героях31
Фрикс и ГеллаАргонавты51
Рождение и воспитание ЯсонаАргонавты55
Ясон в ИолкеАргонавты31
Ясон собирает спутников и готовится к походу в КолхидуАргонавты 32
Путешествие Тесея на КритСказания о героях142
Тесей и АмазонкиСказания о героях68
Тесей и ПейрифойСказания о героях37
Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персифону. Смерть ТесеяСказания о героях145
МелеагрСказания о героях43
КипарисСказания о героях158
Орфей в подземном царствеСказания о героях539
Смерть ОрфеяСказания о героях83
ГиацинтСказания о героях64
ПерсейСказания о героях59
Кефал и ПрокридаСказания о героях39
Прокна и ФиломелаСказания о героях34
Борей и ОрифияСказания о героях33
Дедал и ИкарСказания о героях68
Рождение и воспитание ТесеяСказания о героях31
Подвигы Тесея на пути в АфиныСказания о героях36
Тесей в АфинахСказания о героях32
Кербер (Одиннадцатый подвиг)Сказания о героях157
Яблоки Гесперид (Двенадцатый подвиг)Сказания о героях222
Геракл и ЭвритСказания о героях63
Геракл и ДеянираСказания о героях40
Геракл у ОмфалыСказания о героях41
Геракл берет ТроюСказания о героях52
Геракл сражается с богами против гигантовСказания о героях65
Смерть Геракла и принятие его в сонм олимпийских боговСказания о героях54
ГераклидыСказания о героях44
Кекроп, Эрихтоний и ЭрехтейСказания о героях34
Лернейская гидра (Второй подвиг)Сказания о героях210
Стимфалийские птицы (Третий подвиг)Сказания о героях484
Керинейская лань (Четвертый подвиг)Сказания о героях164
Эриманфский кабан и битва с кентаврами (Пятый подвиг)Сказания о героях161
Критский бык (Седьмой подвиг)Сказания о героях264
Кони Диомеда (Восьмой подвиг)Сказания о героях203
Геракл у АдметаСказания о героях79
Пояс Ипполиты (Девятый подвиг)Сказания о героях313
Геракл спасает Гесиону, дочь ЛаомедонтаСказания о героях77
Коровы Гериона (Десятый подвиг)Сказания о героях99
ПелопсСказания о героях36
ЕвропаСказания о героях63
КадмСказания о героях37
Зет и АмфионСказания о героях58
НиобаСказания о героях47
Рождение и воспитание ГераклаСказания о героях525
Геракл в ФивахСказания о героях203
Геракл на службе у ЭврисфеяСказания о героях77
Немейский лев (Первый подвиг)Сказания о героях744
Персей спасает АндромедуСказания о героях72
Свадьба ПерсеяСказания о героях49
Возвращение Персея на СерифСказания о героях38
Персей в АргосеСказания о героях53
СизифСказания о героях76
БеллерофонтСказания о героях 57
ТанталСказания о героях77
Скотный двор царя Авгия (Шестой подвиг)Сказания о героях455
Девкалион и Пирра (потоп)Сказания о героях74
ПрометейСказания о героях391
ПандораСказания о героях575
ЭакСказания о героях66
ДанаидыСказания о героях45
Рождение ПерсеяСказания о героях73
Персей убивает Горгону медузуСказания о героях248
Персей и АтласСказания о героях63
Дионис и его свитаСказания о богах58
ЛикургСказания о богах54
Дочери МинияСказания о богах59
Тирренские морские разбойникиСказания о богах58
ИкарийСказания о богах55
МидасСказания о богах145
ПанСказания о богах94
Пан и СирингаСказания о богах75
Состязание Пана с АполлономСказания о богах179
Пять вековСказания о героях213
ЭротСказания о богах223
ГименейСказания о богах82
ГефестСказания о богах225
Похищение Персефоны АидомСказания о богах239
ТриптолемСказания о богах48
ЭрисихтонСказания о богах56
Ночь, луна, заря и солнцеСказания о богах1183
ФаэтонСказания о богах103
Рождение и воспитание ДионисаСказания о богах153
АрахнаСказания о богах184
ГермесСказания о богах488
Гермес похищает коров АполлонаСказания о богах159
АресСказания о богах189
АфродитаСказания о богах161
ПигмалионСказания о богах86
НарциссСказания о богах438
АдонисСказания о богах118
ДафнаСказания о богах108
Аполлон у АдметаСказания о богах99
Аполлон и музыСказания о богах358
Сыновья АлоэяСказания о богах80
МарсийСказания о богах66
Асклепий (Эскулап)Сказания о богах66
АртемидаСказания о богах419
АктеонСказания о богах102
Рождение АфиныСказания о богах701
Зевс свергает Крона. Борьба олимпийцев с титанамиСказания о богах805
Борьба Зевса с ТифономСказания о богах438
ОлимпСказания о богах1514
Посейдон и божества моряСказания о богах331
Царство мрачного Аида (Плутона)Сказания о богах269
ГераСказания о богах503
ИоСказания о богах287
Рождение АполлонаСказания о богах188
Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского оракулаСказания о богах105
ПоходОт «Вед» к «Панчатанатре»44
Рассказ ХануманаОт «Вед» к «Панчатанатре»31
СхваткаОт «Вед» к «Панчатанатре»47
ШакьямуниОт «Вед» к «Панчатанатре»41
Дерево пробужденияОт «Вед» к «Панчатанатре»60
Будда и брахманОт «Вед» к «Панчатанатре»46
Будда и царь МахапинталаОт «Вед» к «Панчатанатре»34
Джатака об одиноком слонеОт «Вед» к «Панчатанатре»99
Происхождение мира и богов Сказания о богах1014
Рождение ЗевсаСказания о богах2730
ПоединокОт «Вед» к «Панчатанатре»39
Смерть ДурьодханыОт «Вед» к «Панчатанатре»36
Последнее странствиеОт «Вед» к «Панчатанатре»31
РамаянаОт «Вед» к «Панчатанатре»38
Равана и РамаОт «Вед» к «Панчатанатре»78
Лук ШивыОт «Вед» к «Панчатанатре»64
В Доме ГневаОт «Вед» к «Панчатанатре»35
В изгнанииОт «Вед» к «Панчатанатре»33
БхаратаОт «Вед» к «Панчатанатре»36
Золотой оленьОт «Вед» к «Панчатанатре»161
ПогоняОт «Вед» к «Панчатанатре»53
Царский советОт «Вед» к «Панчатанатре»32
ПосольствоОт «Вед» к «Панчатанатре»39
ВызовОт «Вед» к «Панчатанатре»33
ИграОт «Вед» к «Панчатанатре»58
В ХималаяхОт «Вед» к «Панчатанатре»77
Озеро смертиОт «Вед» к «Панчатанатре»2945
Индра и КарнаОт «Вед» к «Панчатанатре»132
У КришныОт «Вед» к «Панчатанатре»58
БхишмаОт «Вед» к «Панчатанатре»41
ДронаОт «Вед» к «Панчатанатре»33
Бог ШиваОт «Вед» к «Панчатанатре»486
Праведник в преисподнейОт «Вед» к «Панчатанатре»44
Бхима ВолчебрюхийОт «Вед» к «Панчатанатре»35
Путь гневаОт «Вед» к «Панчатанатре»53
Смоляной домОт «Вед» к «Панчатанатре»40
В дремучем лесуОт «Вед» к «Панчатанатре»80
СваямвараОт «Вед» к «Панчатанатре»32
Бегство и возвращение огняОт «Вед» к «Панчатанатре»49
Подвиги ИндрыОт «Вед» к «Панчатанатре»35
Птица ГарудаОт «Вед» к «Панчатанатре»69
Небесный градОт «Вед» к «Панчатанатре»31
Рождение БудхиОт «Вед» к «Панчатанатре»45
Пуруравас и прекрасная лебедьОт «Вед» к «Панчатанатре»48
Корова желанийОт «Вед» к «Панчатанатре»165
Панин — похитители коровОт «Вед» к «Панчатанатре»35
ХелВселенная Викингов385
О том, что было в началеОт «Вед» к «Панчатанатре»93
Перед битвойОт «Вед» к «Панчатанатре»43
Солнце — творец жизниОт «Вед» к «Панчатанатре»113
Амрита — напиток бессмертияОт «Вед» к «Панчатанатре»191
День и ночьОт «Вед» к «Панчатанатре»1762
Гибель и воссоздание жизниОт «Вед» к «Панчатанатре»100
Миф о будущих бедствияхОт «Вед» к «Панчатанатре»60
Смерть Сигурда Сказания о героях53
Гибель ГьюкинговСказания о героях73
Муспельхейм и НифльхеймВселенная Викингов114
ЙотунхеймВселенная Викингов370
АсгардВселенная Викингов1624
Свартальфахейм и ЛёссальфахеймВселенная Викингов238
МитгардВселенная Викингов341
Ванахейм Вселенная Викингов181
Смерть СигмундаСказания о героях47
Юность СигурдаСказания о героях46
Рассказ РегинаСказания о героях63
Сигурд мстит за отцаСказания о героях45
Сигурд сражается с дракономСказания о героях58
Сигурд будит БрунхильдСказания о героях44
Сигурд в гостях у гьюкинговСказания о героях41
Женитьба ГуннараСказания о героях43
Ссора королевСказания о героях89
Сигмунд - Свадьба СигниСказания о героях63
Смерть ВольсунгаСказания о героях64
ЛосихаСказания о героях96
СинфиотлиСказания о героях52
Месть СигмундаСказания о героях91
Смерть СинфиотлиСказания о героях73
Тор и змея МитгардСказания о богах346
Сватовство АльвисаСказания о богах51
Смерть БальдраСказания о богах98
Тор добывает котел для пиршества БоговСказания о богах69
Как был наказан ЛокиСказания о богах162
Пророчество ВалыСказания о богах83
Сказание о ВольсунгахСказания о героях72
Волосы СифСказания о богах409
"Поэтический мед"Сказания о богах204
Как строиласть крепость АвовСказания о богах87
Похищение ИдунСказания о богах84
Похищение МйольнираСказания о богах137
Путешествие Тора в УтгардСказания о богах112
Поединок Тора с ГрунгниромСказания о богах75
Тор в гостях у ГейродаСказания о богах64
Мундильфери и его дети Сказания о богах144
Эльфы и гномыСказания о богах1245
НорныСказания о богах163
Асгард и АсыСказания о богах233
Дети ЛокиСказания о богах517
ОдиссеяМифы Древней Греции1088
Жертвоприношение ПурушиМифы и легенды Индии295
Воплощения Вишну Мифы и легенды Индии87
Пахтание Океана Мифы и легенды Индии74
Царство Индры Мифы и легенды Индии89
Хранители мираМифы и легенды Индии456
Сказание о Чьяване Мифы и легенды Индии43
ЭнейМифы Древнего Рима563
Ромул и Рем. Основание РимаМифы Древнего Рима559
Семь царей Древнего РимаМифы Древнего Рима997
ТворениеМифы и легенды Индии635
Асуры, старшие братья богов Мифы и легенды Индии51
Рудра и жертвоприношение Дакши Мифы и легенды Индии48
Деяния Индры Мифы и легенды Индии71
Вивасват и его детиМифы и легенды Индии92
Сказание о создании Ночи Мифы и легенды Индии2761
Сказание о потопе Мифы и легенды Индии703
Гандхарвы и Наги Мифы и легенды Индии109
Безупречный ШуньМифы Древнего Китая124
Божественный земледелецМифы Древнего Китая123
Хуан-диМифы Древнего Китая163
Хуан-ди и железнолобыеМифы Древнего Китая105
Подвиги стрелка ИМифы Древнего Китая4592
Гунь и Юй — победители потопаМифы Древнего Китая268
Мэн ЦзянМифы Древнего Китая193
Лесные и водные жителиМифы Древней Руси5574
Домовые духиМифы Древней Руси2214
Волшебные народыМифы Древней Руси1034
Внуки ДажьбогаМифы Древней Руси384
Первый человек Пань-ГуМифы Древнего Китая279
Нюйва-прародительницаМифы Древнего Китая133
ФусиМифы Древнего Китая421
Владычествующий над просомМифы Древнего Китая86
Дажьбог и МаренаМифы Древней Руси82
Дажьбог и ЖиваМифы Древней Руси77
Ярила и Кащей Мифы Древней Руси140
СиваМифы Древней Руси162
Сива и ЯрилаМифы Древней Руси134
Свита Ярилы и Велеса Мифы Древней Руси213
КолядаМифы Древней Руси153
Детство КолядыМифы Древней Руси191
Коляда и РадуницаМифы Древней Руси51
РадогостМифы Древней Руси91
Коляда побеждает Черногора Мифы Древней Руси47
Коляда освобождает ДажьбогаМифы Древней Руси72
Перун и ДиваМифы Древней Руси146
Перун и ДеванаМифы Древней Руси109
Девана и СемаргаМифы Древней Руси75
ДажьбогМифы Древней Руси92
Дажьбог и ЗлатогоркаМифы Древней Руси70
Ман, Таруса и ДыйМифы Древней Руси47
Огненный волх и ЛеляМифы Древней Руси144
Квасура, Китоврас и ВавилаМифы Древней Руси68
Перун и Скипер-зверьМифы Древней Руси113
Подвиги ПерунаМифы Древней Руси639
Святогор и ВанМифы Древней Руси74
Святогор и Пленка Мифы Древней Руси80
СадкоМифы Древней Руси874
Cвятогор и тяга земная Мифы Древней Руси109
Дый и Индра Мифы Древней Руси48
Сварог и ДыйМифы Древней Руси59
Индра, Чур и КрышеньМифы Древней Руси69
Барма, Таруса и ЧурМифы Древней Руси47
Вышний и МайяМифы Древней Руси49
КрышнийМифы Древней Руси77
Крышний и РадаМифы Древней Руси47
Ра, Ока, Кама и Алатырка Мифы Древней Руси102
Купала и КострамаМифы Древней Руси115
Хорс и Заря-зареницаМифы Древней Руси81
Китоврас и Храм СолнцаМифы Древней Руси72
ДенницаМифы Древней Руси46
СтрибогМифы Древней Руси84
Царь морской и Колыня Мифы Древней Руси84
Коло СварогаМифы Древней Руси133
МакошьМифы Древней Руси385
Велес и Азовушка Мифы Древней Руси162
Велес уходит в Азов-гору Мифы Древней Руси125
Иное рождение ВелесаМифы Древней Руси104
Велес учит людейМифы Древней Руси128
Покаяние ВелесаМифы Древней Руси120
Велес и Ясуня Мифы Древней Руси241
Вила, Домна, Ася и СидаМифы Древней Руси94
ЧернобогМифы Древней Руси189
Откуда пошла Русская Земля?Мифы Древней Руси1138
Рождение МираМифы Древней Руси1584
АлатырьМифы Древней Руси302
Сварог и СемарглМифы Древней Руси185
СваргаМифы Древней Руси148

www.hobobo.ru

Легенды и мифы о создании мира. Самые интересные мифы о создании мира

История создания мира волновала людей с древних времен. Представители разных стран и народов неоднократно задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Представления об этом формировались веками, перерастая из мыслей и догадок в мифы о создании мира.

Именно поэтому мифология любого народа начинается с попыток объяснить истоки происхождения окружающей действительности. Люди понимали тогда и понимают сейчас, что любое явление имеет начало и конец; и закономерный вопрос появления всего вокруг логично возникал у представителей Homo Sapiens. Коллективное сознание группы людей на ранних этапах развития ярко отражало степень понимания того или иного явления, в том числе и такого, как создание мира и человека высшими силами.

Люди передавали теории создания мира из уст в уста, приукрашая их, добавляя все новые и новые подробности. В основном, мифы о создании мира показывают нам, насколько разнообразно было мышление наших предков, ведь в качестве первоисточника и созидателя в их рассказах выступали то боги, то птицы, то животные. Схожесть была, пожалуй, в одном – мир возник из Ничего, из Первобытного Хаоса. А вот дальнейшее его развитие происходило тем путем, который выбирали для него представители того или иного народа.

Восстановление картины мира древних народов в современности

мифы о создании мира

Стремительное развитие мира в последние десятилетия дало шанс на более качественное восстановление картины мира древних народов. Ученые разных специальностей и направлений занимались исследованием найденных рукописей, наскальной живописи, археологических артефактов для того, чтобы воссоздать то мировосприятие, которое было характерно для жителей той или иной страны много тысяч лет назад.

К большому сожалению, мифы о создании мира не сохранились в наше время в полном объеме. Из дошедших отрывков не всегда удается восстановить и первоначальный сюжет произведения, что побуждает историков и археологов вести настойчивые поиски других источников, способных восполнить недостающие пробелы.

Тем не менее, из того материала, который есть в распоряжении современных поколений, можно извлечь много полезной информации, в частности: как жили, во что верили, кому поклонялись древние люди, в чем проявляется отличие мировоззрений у разных народов и какова цель создания мира по их версиям.

Огромную помощь в поисках и восстановлении информации оказывают современные технологии: транзисторы, компьютеры, лазеры, различные узкоспециальные приборы.

Теории создании мира, бытовавшие у древних жителей нашей планеты, позволяют сделать вывод: в основе любой легенды лежало понимание того факта, что все сущее возникло из Хаоса благодаря чему-то Всемогущему, Всеобъемлющему, женского или мужского рода (в зависимости от устоев общества).

Мы попытаемся вкратце изложить наиболее популярные версии легенд древних людей, чтобы составить общее представление об их мировосприятии.

Мифы о создании мира: Египет и космогония древних египтян

Жители египетской цивилизации были приверженцами Божественного начала всего сущего. Однако история создания мира глазами разных поколений египтян несколько отличается.

Фиванская версия появления мира

мифы о создании мира египет

Самая распространенная (фиванская) версия повествует о том, что из вод бескрайнего и бездонного океана появился самый первый Бог — Амон. Он создал себя сам, после чего сотворил других Богов и людей.

В более поздней мифологии Амон известен уже под именем Амон-Ра или просто Ра (Бог Солнца).

Первыми, кого сотворил Амон, стали Шу — первый воздух, Тефнут — первая влага. Из них Бог Ра создал Богиню Хатхор, которая была Оком Ра и должна была следить за действиями Божества. Первые слезы из Ока Ра стали причиной появления людей. Так как Хатхор — Око Ра — была сердита на Божество за то, что существует отдельно от его тела, Амон-Ра посадил Хатхор к себе на лоб в качестве третьего глаза. Из своих уст Ра сотворил других Богов, в том числе и свою жену, Богиню Мут, и сына Хонсу — лунное Божество. Все вместе они представляли фиванскую Триаду Богов.

Подобная легенда о создании мира дает понимание того, что египтяне в основу взглядов о его возникновении закладывали Божественное начало. Но это было верховенство над миром и людьми не одного Бога, а целой их плеяды, которую чтили и выражали свое уважение многочисленными жертвоприношениями.

Мировоззрение древних греков

Богатейшую мифологию в наследство новым поколениям оставили древние греки, уделявшие своей культуре огромное внимание и придававшие ей первостепенное значение. Если рассматривать мифы о создании мира, Греция, пожалуй, превосходит любую другую страну по их количеству и разнообразию. Делились они на матриархальные и патриархальные: в зависимости от того, кто был его героем — женщина или мужчина.

Матриархальная и патриархальная версии появления мира

Например, по версии одного из матриархальных мифов, прародительницей мира была Гея — Мать-Земля, возникшая из Хаоса и родившая Бога Неба — Урана. Сын, в благодарность матери за свое появление, излил на нее дождь, оплодотворивший землю и пробудивший спавшие в ней семена к жизни.

Патриархальная версия более расширена и глубока: вначале существовал только Хаос — темный и безграничный. Он произвел на свет Богиню Земли — Гею, от которой пошло все живое, и Бога Любви Эроса, вдыхавшего жизнь во все вокруг.

В противовес живому и стремящемуся к солнцу, под землей родился угрюмый и мрачный Тартар — темная бездна. Возникли также Вечный Мрак и Темная Ночь. Они родили Вечный Свет и Светлый День. С тех пор День и Ночь сменяют друг друга.

Затем появились и другие существа и явления: Божества, титаны, циклопы, великаны, ветра и звезды. В результате длительной борьбы между Богами во главе Небесного Олимпа встал Зевс — сын Кроноса, выращенный матерью в пещере и свергнувший отца с трона. Начиная с Зевса, свою историю берут и другие известные греческие Боги, считавшиеся прародителями людей и их покровителями: Гера, Гестия, Посейдон, Афродита, Афина, Гефест, Гермес и прочие.

Люди почитали Богов, всячески умилостивливали их, возводя роскошные храмы и принося в них бесчисленные богатые дары. Но помимо Божественных созданий, живущих на Олимпе, были еще и такие уважаемые существа, как: Нереиды — морские жительницы, Наяды — хранительницы водоемов, Сатиры и Дриады — лесные талисманы.

мифы о создании мира греция

По верованиям древних греков, судьба всех людей была в руках трех богинь, название которым Мойры. Они пряли нить жизни каждого человека: со дня рождения до дня смерти, решая, когда этой жизни оборваться.

Мифы о создании мира пестрят многочисленными невероятными описаниями, ведь, веря в силы, стоящие выше человека, люди приукрашали их самих и их деяния, наделяя сверхспособностями и присущими только богам возможностями править судьбой мира и человека в частности.

С развитием греческой цивилизации все большую популярность приобретали мифы о каждом из божеств. Их было создано великое множество. Мировоззрение древних греков значительным образом повлияло на развитие истории появившегося в более позднее время государства, став основанием его культуры и традиций.

Появление мира глазами древних индийцев

В контексте темы "Мифы о создании мира" Индия известна несколькими версиями появления всего сущего на Земле.

Наиболее известная из них похожа на греческие предания, потому что также повествует о том, что вначале на Земле господствовала непроглядная тьма Хаоса. Она была недвижима, но полна скрытого потенциала и великой силы. Позже из Хаоса появились Воды, которые породили Огонь. Благодаря великой силе тепла в Водах появилось Золотое Яйцо. На тот момент в мире не существовало небесных светил и измерения времени. Тем не менее, в сопоставлении с современным счетом времени, Золотое Яйцо плавало в безбрежных водах океана около года, после чего возник прародитель всего по имени Брахма. Он и разбил яйцо, вследствие чего верхняя его часть превратилась в Небо, а нижняя — в Землю. Между ними Брахмой было помещено воздушное пространство.

Далее прародитель сотворил страны света и положил начало отсчету времени. Таким образом, по преданию индийцев, возникла Вселенная. Однако Брахма почувствовал себя очень одиноко и пришел к выводу, что нужно создать живые существа. Сила мысли Брахмы была настолько велика, что он смог с ее помощью сотворить шестерых сыновей — великих владык, и других богинь и богов. Утомившись от столь глобальных дел, Брахма передал власть над всем существующим во Вселенной своим сыновьям, а сам удалился на покой.

Что касается появления людей в мире, то, согласно индийской версии, они родились от богини Саранью и бога Вивасвата (который из Бога превратился в человека по воле старших богов). Первые дети этих богов были смертными, а остальные — богами. Первым из смертных детей богов умер Яма, в загробном мире ставший повелителем царства мертвых. Другой смертный ребенок Брахмы - Ману - пережил Великий Потоп. От этого бога и произошли люди.

Пируши - Первый Человек на Земле

Другая легенда о создании мира повествует о появлении Первого Человека, названного Пируши (в других источниках - Пуруши). Этот миф характерен для периода брахманизма. Родился Пуруши благодаря воле Всемогущих Богов. Однако позже Пируши принес себя в жертву создавшим его Богам: тело первозданного человека было рассечено на части, из которых возникли небесные светила (Солнце, Луна и звезды), само небо, Земля, страны света и сословия человеческого общества.

Наивысшим сословием — кастой — считались Брахманы, возникшие из уст Пуруши. Они являлись жрецами богов на земле; знали священные тексты. Следующим по значимости сословием стали кшатрии — правители и воины. Их Первозданный Человек создал из своих плеч. Из бедер Пуруши появились торговцы и земледельцы — вайшьи. Низшим сословием, возникшим из ступней Пируши, стали шудры — подневольные люди, выполнявшие роль слуг. Самое незавидное положение занимали так называемые неприкасаемые — к ним нельзя было даже прикасаться, иначе человек из другой касты немедленно становился одним из неприкасаемых. Брахманы, кшатрии и вайшьи по достижении определенного возраста посвящались и становились «дважды рожденными». Их жизнь делилась на определенные этапы:

  • Ученический (человек учится жизни у более мудрых взрослых и набирается жизненного опыта).
  • Семейный (человек создает семью и обязан стать порядочным семьянином и домохозяином).
  • Отшельнический (человек покидает дом и живет жизнью монаха-отшельника, умирая в одиночестве).

мифы о создании мира индия

Брахманизм предполагал существование таких понятий, как Брахман – основа мира, его причина и сущность, безличный Абсолют, и Атман – духовное начало каждого человека, присущее только ему и стремящееся к слиянию с Брахманом.

С развитием брахманизма возникает и идея Сансары – круговращения бытия; Инкарнации – перерождения после смерти; Кармы – судьбы, закона, который определит, в каком теле человек родится в следующей жизни; Мокши – идеала, к которому нужно стремиться человеческой душе.

Говоря о разделении людей на касты, стоит отметить, что они не должны были контактировать между собой. Проще говоря, каждое сословие общества было изолировано от другого. Слишком жесткое кастовое деление объясняет тот факт, что мистическими и религиозными проблемами могли заниматься исключительно брахманы – представители высшей касты.

Однако позже возникают и более демократические религиозные учения – буддизм и джайнизм, занимавшие противостоящую официальному учению точку зрения. Джайнизм стал очень влиятельной религией внутри страны, но так и остался в ее границах, в то время как буддизм превратился в мировую религию с миллионами последователей.

Несмотря на то что теории создания мира глазами одного и того же народа отличаются, в целом общее начало в них есть - это присутствие в любой легенде некого Первочеловека – Брахмы, который в итоге стал основным божеством, в которого верили в Древней Индии.

Космогония Древней Индии

Самая поздняя версия космогонии Древней Индии видит в основании мира триаду Богов (так называемую Тримурти), в состав которой входили Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель, Шива-Разрушитель. Их обязанности были четко распределены и разграничены. Так, Брахма циклически рождает Вселенную, которую хранит Вишну, и уничтожает Шиву. Пока есть Вселенная — длится день Брахмы. Как только Вселенная перестает существовать, наступает ночь Брахмы. 12 тысяч Божественных лет — такова циклическая продолжительность и дня, и ночи. Эти года состоят из суток, которые равны человеческому понятию года. После столетней жизни Брахмы его сменяет новый Брахма.

В целом, культовое значение Брахмы второстепенно. Свидетельством этому служит существование всего двух храмов в его честь. Шива и Вишну, наоборот, получили широчайшую популярность, преобразовавшуюся в два мощных религиозных течения – шиваизм и вишнуизм.

Создание мира по Библии

История создания мира по Библии также весьма интересна с точки зрения теорий о сотворении всего сущего. Священная книга христиан и иудеев по-своему объясняет происхождение мира.

Создание мира Богом освещается в первой книге Библии – «Бытие». Так же, как и другие мифы, легенда повествует о том, что в самом начале не было ничего, не было даже Земли. Существовал лишь сплошной мрак, пустота и холод. На все это созерцал Всемогущий Бог, решивший оживить мир. Начал он свое дело с сотворения земли и неба, не имевших сколько-нибудь определенных форм и очертаний. После этого Всемогущий создал свет и тьму, отделив их друг от друга и назвав, соответственно, день и ночь. Это произошло в первый день мироздания.

создание мира богом

На второй день Богом была создана твердь, которая разделила воду на две части: одна часть осталась над твердью, а вторая – под ней. Имя тверди стало Небо.

Третий день ознаменовался созданием суши, которую Бог именовал Землей. Для этого он собрал всю воду, которая была под небом, в одном месте, и назвал ее морем. Чтобы оживить то, что уже было создано, Бог сотворил деревья и траву.

Четвертый день стал днем создания светил. Их Бог создал для отделения дня от ночи, а также для того, чтобы они всегда освещали землю. Благодаря светилам стало возможным вести счет дням, месяцам и годам. Днем сияло большое светил Солнце, а ночью - светило поменьше - Луна (ему помогали звезды).

Пятый день был посвящен созданию живых существ. Самыми первыми появились рыбы, водные животные и птицы. Созданное понравилось Богу, и он решил увеличить их количество.

На шестой день были созданы существа, обитающие на суше: дикие звери, скот, змеи. Так как дел у Бога оставалось еще много, он сотворил себе помощника, назвав его Человеком и сделав похожим на себя. Человек должен был стать владыкой земли и всего обитающего и растущего на ней, в то время как за собой Бог оставил привилегию управлять всем миром.

Из земного праха появился мужчина. Если сказать точнее, то был он вылеплен из глины и назван Адамом («человек»). Его Бог поселил в Эдеме – райской стране, по которой текла могучая река, поросшая деревьями с большими и вкусными плодами.

история создания мира

Посредине рая выделялись два особых дерева – древо познания добра и зла и древо жизни. Адаму было поручено охранять райский сад и ухаживать за ним. Он мог вкушать плоды с любого дерева, кроме древа познания добра и зла. Бог пригрозил ему, что, съев плод именно с этого дерева, Адам тут же погибнет.

Адаму было скучно одному в саду, и тогда Бог велел всем живым существам прийти к человеку. Адам дал всем птицам, рыбам, пресмыкающимся и животным имена, но не нашел того, кто смог бы стать ему достойным помощником. Тогда Бог, сжалившись над Адамом, усыпил его, вынул у него из тела ребро и создал из него женщину. Проснувшись, обрадовался Адам такому подарку, решив, что женщина станет ему верной спутницей, помощницей и женой.

Бог дал им напутствие – наполнять землю, обладать ею, властвовать над рыбами морскими, птицами небесными и прочими животными, которые ходят и ползают по земле. А сам, утомившись от трудов и довольный всем созданным, решил отдохнуть. С тех пор каждый седьмой день считается праздничным.

Таким представляли создание мира по дням христиане и иудеи. Это явление – основной догмат религии названных народов.

Мифы о создании мира разных народов

Во многом история человеческого общества - это, в первую очередь, поиск ответов на основополагающие вопросы: что было в начале; какова цель создания мира; кто является его творцом. Исходя из мировоззрений народов, живших в разные эпохи и в разных условиях, ответы на эти вопросы приобретали индивидуальную для каждого общества интерпретацию, которая в общих чертах могла соприкасаться с трактованиями возникновения мира у соседних народов.

легенда о создании мира

Тем не менее, каждый народ верил в свою версию, почитал своего бога или богов, пытался распространять среди представителей других обществ и стран свое учение, религию, касающуюся такого вопроса, как создание мира. Прохождение нескольких этапов в этом процессе стало неотъемлемой частью легенд древних людей. Они свято верили, что все в мире возникало постепенно, по очереди. Среди мифов разных народов не встречается ни одного рассказа, где бы все существующее на земле появилось в один миг.

Древние люди отождествляли рождение и развитие мира с рождением человека и его взрослением: сначала человек рождается на свет, с каждым днем приобретая все новые и новые знания и опыт; затем происходит период становления и взросления, когда приобретенные знания становятся применимы в повседневной жизни; а далее наступает этап старения, угасания, который предполагает постепенную утрату человеком жизненной силы, что в итоге приводит к смерти. Та же этапность относилась во взглядах наших предков и к миру: появление всего живого благодаря той или иной высшей силе, развитие и расцвет, угасание.

Мифы и легенды, дошедшие до наших дней, составляют немаловажную часть истории развития народа, позволяя ассоциировать свое происхождение с определенными событиями и получить понимание того, с чего все начиналось.

fb.ru

Что такое мифы. Какие бывают мифы — Kid-mama

Auguste_Leloir_-_Homère

«Гомер»: слепой аэд читает гекзаметры (стихи) толпе. Картина О. Лелуара.

Мифы — это первые представления человека о мире. С древних времен люди задумывались, как устроен мир, кто его создал, откуда взялись люди, животные, растения, кто дал людям первые знания и умения — пользоваться огнем, разводить домашних животных и выращивать хлеб, как появились ремесла и древние обряды и т. д. Из фантазий на эту тему и родились первые  мифы.  Поскольку представления о мире у разных народов отличались, то и мифы у них возникали разные. Но как правило первые мифы повествуют о сверхсуществах — богах, которые создали небо и землю. Иногда героями первых мифов были солнце, луна, звезды. Затем боги создали людей.  Второй вид мифов — это мифы о героях. Герои — живые примеры, образцы для подражания. Они являются  людьми, но людьми необыкновенными, обладающими  какими-то сверхспособностями, знаниями  или умениями, и по силе часто равны богам. Примеры древнегреческих героев —  Геракл, Одиссей, Персей. У индейцев Северной Америки — Гайавата. За эти способности героям часто приписывали родство с богами.

Мифы — первые устные рассказы, повествования, обычно в стихах, передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В древней Греции хранителями и рассказчиками мифов были странствующие певцы-аэды.Когда мифов накопилось  уже немалое количество, мифы, имеющие что-то общее, решили объединить, связать воедино, чтобы получился сюжет. Так возникли поэмы о путешествиях и реальных исторических событиях, о героях, например, о подвигах Геракла, о троянской войне, Иллиада и Одиссея — бессмертные творения Гомера. Это были первые эпические произведения. К сожалению, создатели большинства из них неизвестны.

 

kid-mama.ru

Самые интересные мифы про богов Древней Греции

Если почитать статьи о древних богах Греции, может сложиться несколько преувеличенное впечатление о том, что эти конкретные мифические символы существовали на ее территории вечно.

Зевс и Гера

Зевс и Гера

Краткий экскурс в историю

Греция не всегда так называлась. Историки, в частности, Геродот, выделяют еще более древние времена на тех территориях, которые позднее именованы Элладой, — так называемые пеласгийские.

Этот термин произошел от названия племени пеласгов («аистов»), пришедших на материк с греческого острова Лемнос. По выводам историографа, тогдашняя Эллада называлась Пеласгией. На ней существовали примитивные верования в нечто неземное, спасительное для людей — культы выдуманных существ.

Читайте также: Как выглядит Зевс — отец богов и людей

Пеласги объединились с немногочисленным греческим племенем и переняли их язык, хотя из варваров так и не переросли в народность.

Боги Древней Греции

Боги Древней Греции

Откуда же вышли греческие боги и мифы о них?

Геродот предполагал, что греки переняли у пеласгов имена многих богов и их культы. По крайней мере, почитание низших божеств и кабиров — великих богов, своей неземной силой избавлявших землю от бед и опасностей. Святилище Зевса в Додоне (город близ нынешней Янины) построено гораздо ранее, чем знаменитое до сих пор Дельфийское. Из тех времен вышла знаменитая «тройка» кабиров – Деметра (Аксиерос), Персефона (Аксиокерса, в Италии — Церера) и ее муж Аид (Аксиокерсос).

В Папском музее в Ватикане установлено мраморное изваяние этим трем кабирам в виде трехгранного столба скульптора Скопаса, жившего и творившего в 4-м веке до н. э. Внизу столба вырезаны миниатюрные изображения Митра-Гелиоса, Афродиты–Урании и Эроса-Диониса как символы неразрывной цепочки мифологии.

Оттуда же и имена Гермеса (Камилла, лат. «служитель»). В «Истории Афона» Аид (Ад) – бог потустороннего мира, а его супруга Персефона давала жизнь на земле. Артемиду звали Калеагрой.

Новые боги Древней Эллады произошли от «аистов», отняли у них право на царствование. Но имели уже человеческий облик, хотя и с некоторыми исключениями, оставшимися от зооморфности.

Мифы про богов Древней Греции читать интересно

Афина и Посейдон

Афина и Посейдон

Афина и Посейдон

Богиня, покровительница города, названного в ее честь, родилась из мозга Зевса — основного бога третьего этапа. Следовательно, до него небесами и земной твердью управляли иные.

Первым владыкой земли был бог Посейдон. Во время захвата Трои он был главным божеством.

Согласно мифологии, он правил и морями, и океанами. Поскольку у Греции очень много островных территорий, то влияние Посейдона и его культ относился и к ним. Посейдон был братом многих новых богов и богинь, в том числе и таких известных, как Зевс, Аид и другие.

Читайте также: Знакомство с древнегреческой мифологией: все подвиги Геракла по порядку

Далее Посейдон стал засматриваться и на континентальную территорию Эллады, например, на Аттику, – огромную часть южнее центрального горного массива Балканского полуострова и до Пелопоннеса. Основание для этого у него было: на Балканах существовал культ Посейдона в виде демона плодородия. Афина хотела лишить его такого влияния.

Спор Афины с Посейдоном. Изображение на вазе 4 век до н.э.

Спор Афины с Посейдоном. Изображение на вазе 4 век до н.э.

Спор за земли богиня выиграла. Суть его такова. Однажды произошел новый расклад влияния богов. Посейдон при этом лишился права на землю, ему оставили моря. Небо перехватил бог громовержец и молниеметатель. Посейдон стал оспаривать права на отдельные территории. Он ударил в землю во время спора на Олимпе, и оттуда пошла вода, а

Афина подарила Аттике оливковое дерево. Спор боги рассудили в пользу богини, посчитав, что от деревьев будет больше пользы. Город назвали ее именем.

Афродита

Когда в современности произносится имя Афродиты, то в основном почитают ее красоту. В древности она была богиней любви. Культ богини сначала зародился в колониях Греции, нынешних ее островах, основанных финикийцами. Поклонение, подобное Афродите, тогда предназначалось двум другим богиням – Ашере и Астарте. В греческом пантеоне богов

Афродите больше подходила мифическая роль Ашеры, любительницы садов, цветов, жительницы рощ, богини весеннего пробуждения и сладострастия в наслаждении с Адонисом.

Афродита Книдская. Древняя скульптура

Афродита Книдская. Древняя скульптура

Перевоплощаясь в Астарту, «богиню высот», Афродита становилась неприступной, всегда с копьем в руке. В этом облике она оберегала семейную верность и обрекала своих жриц на вечную девственность.

К сожалению, в более поздние времена культ Афродиты раздвоился, если можно так выразить расхождения между различными Афродитами.

Мифы Древней Греции про богов Олимпа

Они самые распространенные и наиболее культивировавшиеся и в Греции, и в Италии. В этот верховный пантеон горы Олимп входили шестеро богов – детей Кроноса и Геры (сам громовержец, Посейдон и другие) и девять потомков бога Зевса. Среди них самые известные Аполлон, Афина, Афродита и иже с ними.

Скульптуры Богов Древней Греции

Скульптуры Богов Древней Греции

В современной интерпретации слова «олимпиец», кроме участвующих в олимпиадах спортсменов, означает «спокойствие, уверенность в себе, внешнее величие». А ранее был еще Олимп богов. Но в то время эти эпитеты относились только к главе пантеона – Зевсу, потому что он полностью соответствовал им. Об Афине и Посейдоне мы рассказали подробно выше. Упомянули также и других богов пантеона — Аида, Гелиоса, Гермеса, Диониса, Артемиду, Персефону.

Читайте также: Существовали ли когда-нибудь амазонки?

Несколько коротких мифов также об олимпийцах, но менее известных.

Арес – бог войны и крови

Арес — сын Зевса и третьей супруги. Очевидно, ее нехорошая кровь передалась и этому сыну. Он был таким же кровожадным и жестоким. Поэтому громовержец подарил отпрыску бурное небо, тем более что сам по рождению принадлежал Фракии с ее снежными бурями. Потом стал богом войны.

Арес. Статуя Бога войны, датируется 1-2 веком н.э.

Арес. Статуя Бога войны, датируется 1-2 веком н.э.

Арес всегда при оружии; у него поднимается настроение от шума-гама сражений. Этот бог чрезвычайно яростен. С ним никто из олимпийского пантеона не желал стычек. Особенную неприязнь проявлял к Афине, богине чистого и спокойного неба. Они – антиподы! В мифах Древней Греции Афина и Арес показаны как особо враждебные стороны.

Арес основал трибунал по убийствам, до нас он дошел под названием Ареопаг – по имени холма, где происходили мифические судебные процессы.

Гестия – богиня домашнего очага

Гестия. Богиня домашнего очага

Гестия. Богиня домашнего очага

В мифах велика роль домашнего очага — центра семейственности, прочности родового быта. Богиня сначала отвечала за огонь в каждом очаге и за тот, что пылает постоянно и невидимо на небе. После олицетворяла собой символ общественного благоустройства при союзе двух стихий — неба и земли. Культ Гестии был распространен повсеместно. Считалось, что тот, кто садился на пепел очага подле него, имел ее покровительство.

Tags: мифы древней греции про богов олимпа, мифы про богов древней греции, мифы про богов древней греции читать Последние статьи на сайте

nosecret.com.ua

КАКИЕ БЫВАЮТ МИФЫ |  Читать онлайн, без регистрации

КАКИЕ БЫВАЮТ МИФЫ

Благодаря сравнительно-историческому анализу чрезвычайно многообразных мифов различных народов мира было установлено, что целый ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Это позволило исследователям выделить определенные виды мифов.

Наиболее древними и примитивными являются мифы о животных. Самые элементарные из них лишь в наивной форме объясняют отдельные признаки зверей. У многих народов существуют мифологические представления о том, что в древности люди были животными. У австралийцев они имеют ярко выраженную тотемическую окраску. Наиболее распространенными у всех народов являются мифы о превращении людей в животных и растения. Так, широкую известность приобрели древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др.

Тотемические мифы представляют собой сказания о фантастических тотемических предках, от которых произошли люди. Они обычно повествуют о странствиях этих предков, причем из описания не всегда ясно, являются ли подобные существа людьми или животными, скорее всего, это полулюди-полуживотные. В большинстве случаев повествование заканчивается тем, что они уходят под землю, оставляя на этом месте скалу или камень, либо превращаются в эти предметы.

Действие в тотемических мифах происходит в тех местностях, которые наполнены мифологическими ассоциациями. Встречающиеся на пути мифологических персонажей скалы, ущелья, водоемы австралийцы считают тотемическими центрами, где хранятся священные эмблемы (чуринги) и совершаются тайные религиозные обряды.

Тотемические мифы тесно взаимосвязаны с соответствующими тайными обрядами, исполнители которых в лицах воспроизводили происходившие в них события. Мифы служили своеобразным разъяснением религиозных обрядов, в этом смысле их можно считать исходной формой культовых мифов, о которых рассказывалось выше.

Тотемические мифы были распространены не только в далекой древности, в период раннеродового общественного строя. Следы и пережитки тотемизма встречаются также в мифологиях более развитых обществ. Наиболее они выражены в мифах Древнего Египта. В каждой из его областей – номе – почиталось свое священное животное и свой местный бог.

Многие древнегреческие боги представлялись в образе животных. Например, Деметра почиталась в Аргосе в виде женщины с лошадиной головой, а Посейдон нередко изображался в виде коня. Атрибутами некоторых богов также являлись животные. Так, Зевсу сопутствовал орел, Афине – сова, Асклепию – змея и т. д.

В римской мифологии следы тотемизма нашли отражение в легендах, повествующих о племенах самнитов, которыми при переселении предводительствовали животные. Кроме того, отголоском тотемизма, по всей вероятности, является предание о волчице, вскормившей Ромула и Рема.

Уходят корнями в глубокую древность мифы о происхождении солнца, луны (месяца) и звезд, которые называются соответственно солярными, лунарными и астральными мифами.

В древнейших астральных мифах звезды или созвездия предстают в образах животных. Такие мифы нередко повествуют об охоте на животных. Так, эвенки считали небо тайгой верхнего мира, в котором живет космический лось Хэглун. Лось каждый вечер похищал и уносил в чащу солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицы представлялись ногами Хэглуна, а три звезды ручки ковша – охотником, тремя охотниками или мифологическим медведем Манги, который охотился за лосем. Млечный Путь эвенки считали следом лыж охотника-медведя.

Характерной чертой астральных мифов является наличие нескольких космических персонажей, которые олицетворяют собой расположенные рядом созвездия. Развитие таких астральных мифов привело к построению системы соответствий между 12 созвездиями и таким же количеством животных. На их основе была создана закономерная картина движения небесных светил, которые описывались посредством мифологических символов – животных.

Некоторые мотивы астральных мифов получили широкое распространение по всей территории Евразии. К ним относится известный в славянском и восточно-азиатском варианте мотив изображения звезды или созвездия в виде собаки, которая стремится сорваться с цепи, что может привести к опасным последствиям для всего мироздания. Не менее распространенным является образ Большой Медведицы в виде колесницы или повозки.

Его можно встретить во всех древних традициях, являющихся продолжением индоевропейской мифологии, а также у древних китайцев и американских индейцев.

Во многих архаических мифологиях звезды или созвездия представлены как предметы, принадлежащие верхнему миру. Например, в кельтской мифологии звезды считаются корнями деревьев, растущими на верхнем небе. Существовали также представления о людях, которые некогда жили на земле, потом по какой-то причине переместились на небо и превратились в звезды или созвездия.

Некоторые созвездия считались следами движения мифологических героев. Например, селькупский миф рассказывает о небесном Ие, который отправился в путь, когда дул холодный восточный ветер. Он был плохо одет, поэтому совсем замерз и оставлял на небе следы, которые образовали Млечный Путь.

Взаимное расположение созвездий на небосклоне нередко рассматривалось в мифах как следствие борьбы друг с другом двух или нескольких мифологических персонажей или отождествлялось с изображением какого-либо мифологического сюжета. Например, расположение созвездия Орион, движущегося за Плеядами, объяснялось греческим мифом о Плеядах и Орионе.

Ранний этап развития солярных мифов ярко представлен мифами бушменов, которые считали солнце человеком со светящимися подмышками. Когда он поднимал руки, на земле становилось светло, а когда опускал, наступала ночь.

Лунарные мифы, которые получили распространение практически у всех народов мира, обычно взаимосвязаны с солярными. Наиболее архаической формой лунарных мифов являются мифы, в которых солнце и месяц (или луна) предстают в образах героев, связанных и вместе с тем противопоставленных друг другу. Один из них может быть подчинен другому и поэтому вынужден выполнять его поручения.

Солнце чаще всего оказывается отрицательным мифологическим персонажем. Это объясняется меньшей ролью божества луны по сравнению с божеством солнца в развитых мифологиях, например в мифах Египта. Так, в бушменском мифе солнце и луна предстают соперниками. луна убегает от солнца, режущего ее, как ножами, своими лучами. В конце концов от луны остается только один хребет и она начинает просить пощады. солнце перестает ее преследовать. Тогда луна уходит к себе и снова начинает расти. Затем преследование повторяется.

Абсолютно иное соотношение между лунарными и солярными мифами наблюдается в таких изолированных районах, как северо-западное побережье Южной Америки. Там месяц выступал в качестве основного божества, которое управляло стихиями, определяло движение морских вод, насылало гром и молнию. Согласно представлениям индейцев этих областей, месяц сильнее солнца уже по той причине, что может светить и днем и ночью. Кроме того, луна может затмевать солнце, солнце же ее затмить не способно. Поэтому во время солнечного затмения устраивались праздники в честь победы месяца над солнцем. Лунные же затмения, наоборот, считались весьма печальным событием.

В некоторых архаических солярных мифах солнце, так же как и луна, предстает в образе женщины. У солнца обычно есть помощники, чаще всего это дети, которые зажигают свет. Например, в мифах эвенков в качестве такого помощника выступает младший сын Дылача – Солнца-женщины.

Архаические солярные мифы повествуют о возникновении солнца или об уничтожении лишних солнц. Так, в мифах народов Нижнего Амура и Сахалина один из персонажей выстрелами из лука гасит лишние солнца.

В древности также распространены были мифы, повествующие об исчезновении и последующем возвращении солнца на небо. Так, в хеттском мифе рассказывается о том, как великий океан, поссорившись с небом, землей и родом людским, захватил бога солнца и укрыл его в своей пучине. Вызволил его из плена бог плодородия Телепинус.

В развитых мифологиях, в отличие от архаических, солнце включается в пантеон богов и является главным божеством или одним из двух главных божеств (обычно солнца и грозы). Подобная тенденция характерна для мифологий Шумера и Древнего Египта. Во многих мифах говорится о сотворении солнцем всех существ, в том числе людей и животных. К тому же периоду относится представление о солнце, которое выезжает на запряженной лошадьми колеснице, чтобы объехать четыре стороны света. Многие мифологии связывают образ солнца со священным царем-правителем.

Символика архаических солярных мифов, в том числе представление о множественности солнц, о черном солнце нижнего мира и т. п., прослеживается на уровне поэтических образов вплоть до XX века.

Непосредственную взаимосвязь с астральными мифами имеют распространенные в мифологиях развитых народов календарные мифы, являющиеся символическим воспроизведением естественных природных циклов. Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге характерен для мифологий Древнего Востока. Самой ранней его формой был миф об умирающем и воскресающем звере, который зародился еще в период существования первобытного охотничьего хозяйства. Наиболее ярким примером таких мифов является миф об Осирисе (Древний Египет). Аналогичны по содержанию мифы об Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Фракия, Греция) и др.

У народов с развитыми мифологическими системами центральную группу составляют космогонические и антропогонические мифы, т. е. мифы, повествующие о происхождении мира (Вселенной) и человека. В мифологиях культурно отсталых народов космогонические мифы практически отсутствуют. Так, в австралийских мифах встречается лишь идея о том, что земная поверхность когда-то имела иной вид, о происхождении же земли, неба и т. п. ничего не говорится. Многие австралийские мифы рассказывают о том, как появился на земле человек, но мотива творения в них нет: говорится или о превращении животных в людей, или присутствует мотив «доделывания».

Для мифологии народов с более высоким уровнем культуры характерно наличие развитых космогонических и антропогонических мифов. Мифы о происхождении мира и человека известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, народов Древнего Востока и Средиземноморья. В них присутствуют две идеи – творения и развития.

Согласно эволюционным мифологическим представлениям, современный мир возник в результате постепенного развития из некоего бесформенного первобытного состояния – хаоса, мрака.

Для мифологий Двуречья, Египта, Индии, Греции, Японии, Океании, Африки и Америки характерен мотив происхождения мира из первозданных вод, которые нередко отождествлялись с хаосом. Во многих мифах исходным материалом для создания Вселенной служат пена и ил, плавающие в первозданном океане. Так, гавайский миф повествует о том, что мир произошел из грязи. Распространенным также является мотив происхождения мироздания из матери-земли: спящая земля поднимается из хаоса и порождает небо.

Процесс творения космоса нередко предстает как развитие из мирового яйца, из двустворчатой раковины или скорлупы.

В основу другой категории мифов положена идея творения. Мифы повествуют о создании мира каким-либо сверхъестественным существом – богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т. п. В таких мифах не описывается эпоха до начала творения. В них последовательно излагаются этапы сотворения частей мироздания, хотя подобное описание встречается и в космогонических мифах первого типа.

Первичным материалом для строительства космоса в большинстве мифов являются пять основных стихий – огонь, вода, воздух, земля и эфир. Возможны также и исключения из общего правила. Например, скандинавские мифы рассказывают о возникновении мира от взаимодействия огня и воды с холодом.

В хаосе все стихии были смешаны. Их разъединение и очищение стали одним из первых элементарных актов творения мироздания. Кроме того, к основным космогоническим актам относятся следующие этапы творения:

1) установление космического пространства, т. е. отделение неба от земли, формирование трех космических зон и т. п.;

2) создание космической опоры, например сотворение первой тверди среди первоначального океана, Мировой горы, Мирового дерева или укрепление на небе солнца;

3) посредничество между отдельными зонами созданного космического пространства, которое осуществляется нисходящими на землю или в подземное царство богами, жрецами, шаманами или даже непосвященными, попавшими на небо или сошедшими в преисподнюю;

4) наполнение пространства стихиями, конкретными объектами (элементами ландшафта, растениями, животными, людьми) и абстрактными сущностями (космическими тканями, дымом, тенями и т. д.), производимое каким-либо божеством, например Индрой в индийской мифологии;

5) сведение всего сущего к единому и выведение всего из единого: в различных мифологиях одновременно присутствует мотив золотого зародыша, Мирового яйца, первоэлемента и образ Вселенной как единого божества.

Совокупность всех перечисленных актов творения представляет не только сам космогонический процесс, но и его результат, т. е. сотворенный космос. Порядок сотворения мироздания во всех мифологиях подчиняется общей схеме: хаос – небо и земля – солнце, месяц и звезды – время – растения – животные – человек – предметы обихода и т. д.

Таким образом, в космогонических мифах становление мира рассматривается как результат введения, с одной стороны, бинарных оппозиций (небо – земля), а с другой – градуальных серий, основанных на убывании или возрастании, например растения – животные – люди.

Сюжет в космогонических мифах развивается в направлении от внешнего и далекого к внутреннему и близкому: от прошлого к настоящему, от божественного к человеческому, от космического и природного к культурному и социальному, от стихий к конкретным предметам.

В различных мифах происхождение космоса и его частей объясняется по-разному:

1) превращением каких-либо объектов в другие; например, австралийские мифы повествуют о том, как тотемные предки, совершившие свой маршрут, превращались в скалы, холмы, деревья, животных;

2) посредством перемещения в пространстве, добывания или похищения у первоначальных хранителей некой субстанции; так, в мифах народов Сибири, бурят, американских индейцев и других гагара, утка, нырок, черепаха или иные животные со дна первозданного океана добывают ил, из которого возникает мир;

3) как результат сотворения демиургом или богом-творцом.

Творец предстает в мифах как некое первое существо, имеющее космическую божественную природу. Это первый бог, сотворивший мир, который в дальнейшем лишь изредка вмешивается в дела людей. Он возникает из первородного хаоса или океана либо обнаруживает себя в пустоте. Демиург – божество, участвующее в творении мира, полубог-получеловек, а точнее, первочеловек, основатель культурной традиции. В мифах многих народов творец предстает в образе какого-либо животного: ворона, койота, коровы, ящерицы, гагары и др.

Кроме того, широкое распространение в мифах получил мотив биологического порождения творцом космических объектов, богов и людей, которое обычно осуществляется необыкновенным образом. Например, творец приносит себя в жертву, и элементы мироздания образуются из частей его тела. Нередко в процессе творения божество извлекает космические объекты из себя. Кроме того, материалом для творения может выступать и божественное слово.

К созданию Вселенной бог-творец может привлекать другие силы, например божеств четырех сторон света, духов или гигантского змея, который поддерживает землю.

Бог-творец создает других богов, которые получают более узкую специализацию. Об их происхождении повествуют теогонические мифы, входящие в состав космогонических. Поскольку человек является последним звеном в цепи творения, космогонические мифы включают в себя также и антропогонические мифы, рассказывающие о сотворении человека.

В антропогонических мифах не всегда прослеживается четкое различие между происхождением всего рода человеческого и определенных народов, первого человека или первой пары людей и каждого отдельного человека. Зачастую сотворение человека рассматривается отдельно от создания его души, которая имеет самостоятельную судьбу. Иногда рассказывается о происхождении человеческих органов.

Во многих мифах рассказывается о создании всех существ, животных, предметов и явлений (солнца, звезд, луны) и даже самой Вселенной из частей тела первочеловека, поэтому происхождение людей нередко представляется не как их создание, а как выделение из совокупности других человекоподобных существ, которые постепенно утрачивают человеческое обличье. Некоторые мифы повествуют о том, что первоначально все люди были сросшимися воедино, сотворение же человека в них рассматривается как отделение его от других людей.

Материалом для создания людей в различных мифологиях могут служить костяки животных, орехи, дерево, глина или земля. Например, в скандинавской мифологии боги оживляют древесные прообразы людей, а потом «доделывают» их. В ирокезском мифе Иоскеха слепил первых людей из глины по своему образу, отраженному в воде.

Для многих мифологий характерно представление о том, что первыми бог создал мужчин, а потом – женщин. Мужчины и женщины нередко различаются по своему происхождению. Кроме того, для их сотворения используются разные материалы.

В некоторых мифологиях создание человека делится на два и более этапов: сначала появляются первые антропоморфные существа, или первопредки, от которых происходят люди. Например, в мифе индейского племени сиу из двух узлов паутины существовавшего изначально мирового паука демиург создает двух первых женщин – прародительниц рода людского.

Первичная пара существ в одной и той же мифологии может быть представлена как богиней земли и ее божественным супругом, так и рожденными этими богами первыми людьми. В индоиранской, славянской, нанайской и некоторых других мифологиях существует представление о том, что с появлением на земле первого человека заканчивается мифическое время, когда все люди обладали бессмертием и ничем не отличались от богов. Иными словами, первый человек был первым смертным. Например, древнеиндийский Яма «умер как первый из смертных», поэтому стал богом мертвых.

Особым типом антропологических мифов являются сказания, которые повествуют не о сотворении человека, а о способе, который дает возможность уже давно существующим людям попасть в земной мир. Так, в мифах североамериканских индейцев племени акома две женщины увидели сон о людях, живущих в подземном мире. Они вырыли яму и освободили людей. Широкое распространение подобные мифы, согласно которым люди вышли на землю из скалы, земли, ямы, иногда из термитника, получили у африканских народов.

Так же как в создании частей космоса принимает участие слово, человек может быть сотворен путем словесного называния его имени. Одно из древнегреческих сказаний гласит, что люди возникли по мысли Птаха, которая была выражена в его слове.

Представление о том, что человек, кроме телесной оболочки, имеет еще и душу, способствовало возникновению двойственной природы антропогонических мифов. Так, миф западно-африканского племени йоруба повествует о том, что бог создал человека в виде двух половин – земной и небесной. Прежде чем сойти на землю, земной человек должен заключить со своим небесным двойником договор, в котором оговорить, на какой срок он отлучится с небес, какие дела совершит и сколько жен и детей будет иметь.

Традиция, восходящая к концепции первочеловека и сотворения мира из частей его тела, нашла свое отражение в культуре европейского Средневековья в эпоху Возрождения. Образное понимание «гротескного тела» как модели всего мироздания характерно для народной карнавальной культуры.

Впоследствии подобные представления сказываются в творчестве тех писателей, которые черпали образы в ее наследии, в частности в творчестве Ф. Рабле и Н. В. Гоголя.

Среди наиболее распространенных мифологических мотивов следует назвать также мифы о чудесном рождении и происхождении смерти. В более поздний период сформировались мифологические представления о загробном мире и судьбе.

На сравнительно высокой ступени развития возникают эсхатологические мифы, представляющие собой рассказы-пророчества о конце света. Подобные мотивы развиты в мифах древних майя и ацтеков, иранской, германо-скандинавской мифологиях, христианстве, талмудическом иудаизме и в исламе.

В мифологиях всех стран и народов особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ: добывании огня, изобретении ремесел, земледелия, а также об установлении среди людей определенных социальных норм, обычаев и обрядов. Их введение, как правило, приписывается культурным героям. В архаических мифологиях их образ практически отождествляется с мифологическим образом тотемических предков. В мифах, созданных в период раннеклассового общества, в качестве культурных героев нередко выступают боги или герои исторических преданий.

Особой разновидностью мифов о культурном герое являются так называемые близнечные мифы, в которых происходит как бы раздвоение главного образа. В них действуют братья-близнецы, наделенные противоположными чертами: один добрый, другой злой; один приносит людям полезные знания, другой все портит.

На ранней стадии развития мифологического мышления большинство мифов отличаются примитивностью, краткостью, элементарностью содержания и бессвязностью фабулы. В период зарождения классового общества мифы постепенно усложняются, превращаясь в развернутые повествования. Образы и мотивы в различных мифах начинают переплетаться. Появляются мифы, связанные между собой по содержанию, которые объединяются в циклы.

В отдельных мифологических системах может уделяться особое внимание какой-либо одной группе мифов. Например, в скандинавской мифологии преобладают эсхатологические мифы, рассказывающие о неизбежной гибели мира, богов и людей; в египетской – мифы о загробной жизни; в римской – мифы, повествующие об истории города Рима, о его первых царях и героях. Однако в целом каждая из мифологических систем по-своему уникальна и неповторима, поэтому знакомство с древними мифами обогащает наши представления о мире и истории различных народов.

Сравнительное изучение мифов разных стран и народов показало, что сходные по содержанию мифы встречаются в мифологиях различных уголков земного шара и что круг мифологических тем и сюжетов – таких, как происхождение мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и др., – охватывает широчайший спектр глобальных вопросов мироздания.

velib.com

В какие мифы, связанные с солнечным затмением, верили наши предки?

21 августа на большей части территории Соединенных Штатов можно будет наблюдать первое полное солнечное затмение с 1918 года. Стоит ли удивляться, что это редкое астрономическое событие сразу же обросло множеством мифов, большая часть которых выглядит довольно глупо, но они продолжают находить своих последователей, даже несмотря на то что НАСА выделило целую страницу своего официального сайта для их развенчивания. Тем не менее благодаря тысячелетнему развитию науки мы знаем, что происходит с Солнцем во время затмения.солнечное затмение

А как же наши предки? Что люди должны были подумать о солнечных затмениях в то время, когда еще не понимали особенностей Солнечной системы и всех ее эксцентриситетов? Если говорить коротко, то большинство из них были в ужасе.солнечное затмение

Мнение древних греков

Древнегреческий историк Геродот записал историю о том, как философ и астроном Фалес из Милета сумел успешно предсказать солнечное затмение 28 мая 585 г. до нашей эры. Несмотря на сомнения в правдивости этого предсказания, затмение, как утверждает Геродот, произошло во время сражения между мидянами и лидийцами. Солдаты подумали, что это небесное предзнаменование является благословением сверху (или, возможно, угрозой), поэтому бросили оружие и прекратили боевые действия.солнечное затмение

К сожалению, не все мифы, окружающие солнечные затмения, заканчиваются такими мирными сценами.солнечное затмение

Во что верили ацтеки

Ацтеки, к примеру, славятся своей любовью к Солнцу. Представьте себе их страх и недоумение, когда этот символ внезапно исчез с неба. Фрай Бернардино де Саагун был миссионером во время завоевания Америки испанцами в XVI веке, и ему далось задокументировать затмение 1596 года.солнечное затмение

По словам Эдвина Круппа, директора обсерватории Гриффита в Лос-Анджелесе, Саагун сообщил: «Везде слышался крик. Людей со светлой кожей убивали. Говорилось, что, если затмение будет полным, земля навсегда останется погруженной во тьму. После этого появятся демоны тьмы, которые начнут поедать людей».солнечное затмение

Мстительное чудовище

Многочисленные древние культуры описывали затмение как мстительного зверя, который поглощает Солнце. Люди, проживающие на территории нынешнего Вьетнама, считали, что затмение — это злой дух в виде жабы, поглощающей Солнце. Викинги видели в небе пару волков, которые преследуют его, а буряты Сибири верили, что это гигантский медведь.солнечное затмение

Для древних китайцев такими злыми духами были драконы. На самом деле одно из самых ранних слов, обозначающих затмение («ши» или «чи»), переводится как «есть». Поскольку никто из жителей Древнего Китая не хотел быть съеденным этим страшным драконом, они использовали барабаны и пустые горшки, чтобы отпугнуть его.солнечное затмение

Символ прощения

Батаммалибы в Западной Африке имели одну из самых уникальных и оптимистичных интерпретаций солнечного затмения. Согласно их легенде, затмение происходит потому, что Луна и Солнце падают, а значит, люди должны всеми силами стараться их задобрить, чтобы те остались. Когда же затмение все-таки происходило, его воспринимали как символ прощения врагов и восстановления старой дружбы. солнечное затмение

Когда вам посчастливится стать свидетелем очередного солнечного затмения, вспомните эти идеи, в которые верили люди ушедших эпох.

fb.ru

Какие древние легенды и мифы били доказаны учеными?

Кто не любит занимательные истории? Когда мир находится в состоянии волнения, хорошо немного отвлечься художественной литературой, кинематографом или видеоиграми. Однако стоит помнить, что многие фантастические истории были на самом деле отражением вполне реальных событий.

Даже некоторые мифы и легенды, как ни странно, оказались правдой, и во многих случаях вполне доказуемая научным путем реальность сумела превзойти фантастические истории.

Шесть подтвержденных наукой легенд, описанных ниже, попадают под одну академическую категорию: геомифология, то есть мифы и легенды о землетрясениях, цунами и извержениях вулканов.

Пещера забытых снов

легенды

На юге Франции расположена древняя пещера Шове (Chauvet-Pont D'Arc), в которой 37 тысяч лет назад проживали наши предки. На тот момент у человечества еще не было передовых технологий и не существовало высокоразвитых цивилизаций. Древние люди были в основном кочевниками, охотниками и собирателями, только что потерявшими своих близких родственников и соседей — неандертальцев.

Стены пещеры Шове представляют собой настоящую сокровищницу для археологов и антропологов. Пигментированные произведения доисторического искусства, украшающие стены пещеры, изображают множество диких животных: от гигантских оленей и медведей до львов и даже покрытых шерстью носорогов. Эти животные окружены изображениями повседневной жизни людей.

Из-за удивительной наскальной живописи пещеру Шове называют пещерой забытых снов.

мифы

В 1994 году на одной из стен была обнаружена довольно необычная картина, похожая на струи, поднимающиеся в небо и перекрывающие изображения животных.

В течение нескольких десятилетий большинство ученых считало это абстрактным изображением, что само по себе крайне необычно, ведь все рисунки в пещере в основном изображали вполне буквальные вещи.

Обяснение

Задавшись вопросом: «а что, если на стене пещеры изображено извержение вулкана?», ученые проследили вулканическую активность в регионе во время создания наскальных рисунков.

Оказалось, что всего в 35 километрах от Шове были обнаружены остатки мощного извержения. Наверняка извержение крупного вулкана, произошедшее в непосредственной близости от жилища людей, навело их на мысль о том, что подобное происшествие стоит запечатлеть для будущих поколений.

Исчезновение острова Теониману

доказательства

Жители Соломоновых островов охотно делятся легендой о древнем вожде по имени Рораимену, жена которого решила тайно сбежать с другим мужчиной и поселиться с ним на острове Теониману.

В гневе вождь разыскал проклятие и отправился на Теониману в своем каноэ, украшенном изображением морских волн.

Он привез на остров три растения таро, два посадил на острове, а одно оставил при себе. Согласно правилам проклятия, как только его растение начнет расти, место, где были посажены два других, исчезнет с лица земли.

Проклятие сработало. Стоя на вершине горы, Рораимену наблюдал, как соседний остров поглотили огромные морские волны.

В реальности

Остров Теониману действительно существовал на самом деле и действительно исчез в результате сейсмической активности. Единственное, что ученые не могут сказать точно, это когда именно сильное землетрясение разрушило подводное подножие этого вулканического острова и заставило его опуститься под воду.

Сильные волны, которые наблюдал вождь с вершины горы, оказались не столько причиной исчезновения острова, сколько результатом.

Кровожадная звезда в небе над Кореей

новая

Исторические тексты говорят о яркой вспышке света в небе над Кореей 11 марта 1437 года.

В то время полуостров не был разделен на два государства и являлся домом для развитой империи с прекрасной наукой.

Той весенней ночью в 1437 году несколько астрономов зафиксировали заметную вспышку в темном небе. По их словам, эта вспышка не гасла на протяжении двух недель. Кто-то счел это явление божественным знаком, а кто-то — рождением новой звезды.

Научное объяснение

В 2017 году команда исследователей раскрыла тайну. Ученые связали это событие с активностью в созвездии Скорпиона. Оказалось, что вспышка свидетельствовала не о рождении звезды, а скорее о смертельном танце, в астрономии называемом Новой.

Новая является результатом взаимодействия белого карлика — мертвого ядра древней звезды и звезды-компаньона. Плотное ядро карлика крадет водородный газ своего партнера до тех пор, пока не достигает критической массы. После этого карлик разрушается под влиянием гравитации. Именно этот взрыв и может быть замечен на поверхности Земли.

Горящие реки Квинсленда

фольклор

У коренных племен существует богатая устная традиция, передающая историю народов из поколения в поколение. Одна такая история была передана через 230 поколений коренных жителей австралийского племени Gugu Badhun. Этой захватывающей истории семь тысяч лет, и она древнее большинства мировых цивилизаций.

Аудиозапись, сделанная в 1970-х годах, запечатлела вождя племени, говорящего об огромном взрыве, сотрясшем Землю и создавшем огромный кратер. Густая пыль поднялась в небо, и люди, ушедшие в эту мглу, никогда больше не возвращались. Воздух был невыносимо жарок, а вода в реках и морях кипела и пылала.

Исследовательская группа впоследствии обнаружила уже потухший, но когда-то сильный вулкан Кинрара на северо-востоке Австралии. Примерно семь тысяч лет назад произошло извержение этого вулкана, которое вполне могло сопровождаться описанными последствиями.

Смертоносный сом

сом

Изначально китайский дракон играл в японском фольклоре роль антагониста. Однако в XVIII веке эта роль досталась гигантскому морскому сому Намазу — мифическому чудищу огромных размеров, обитавшему в морских водах и способному вызывать сильные сотрясения земли, просто хлопая по дну своим хвостом. Только бог Кашима мог обездвижить Намазу, но стоило богу отвернуться, как сом брался за старое и сотрясал землю.

В 1855 году Эдо (сегодня Токио) был практически полностью разрушен 7-балльным землетрясением, которое привело к гибели десяти тысяч человек. В то время люди винили в бедствии сома Намазу.

В действительности землетрясение было вызвано внезапным разрывом, произошедшим вдоль соединения евразийской и филлипинской тектонических плит. По прогнозам ученых подобное землятресение может произойти снова, однако теперь у нас есть научные доказательства причин подобных бедствий и никому не придет в голову обвинять морского монстра в движении тектонических плит.

Слезы Пеле

слезы

Пеле — имя гавайской богини вулканического огня. Сказано, что она решила выбрать Гавайи в качестве убежища от своей старшей сестры. Она скрывалась под каждым островом, пока не нашла себе место в глубинах главного острова, образовав вулкан Килауэа.

Вот почему в легендах говорится, что Килауэа является огненным сердцем Гавайев. И это подтверждено научно: по крайней мере на поверхности островов Килауэа является вулканическим центром архипелага.

В легенде также сказано, что слезы и волосы Пеле часто можно найти вокруг вулкана. Однако наличие застывших "слез" и "волос" легко объясняется физикой.

Когда лава быстро охлаждается, особенно в воде или холодном воздухе, она превращается в вулканическое стекло. Когда лава охлаждается, будучи в движении, ее брызги иногда формируют капельки, имеющие форму слезы; в других случаях струи, застывая, образуют тонкие стеклянные трубки, похожие на волосы.

Именно поэтому проходящие мимо действующего вулкана люди могут запросто найти окаменевшие слезы и волосы древней огненной богини, обитающей в недрах Килауэа.

fb.ru