§ 3. Конституционные права, свободы, и обязанности граждан. Конституция обязанности и права


Обязанности россиян согласно Конституции РФ. Справка

11:0012.12.2009

(обновлено: 12:22 12.03.2017)

31039011223

Конституционные обязанности человека и гражданина – выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности человека и гражданина – выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации – "Права и свободы человека и гражданина".В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ".

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).6. Уплата налогов и сборов (статья 57).7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).8. Защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан: 1. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. 2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12–17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.

Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Уплата налогов и сборов

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы и окружающей среды

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.Обязанность конкретизирована ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Защита Отечества

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.Исполнение этой обязанности регулируется ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Обязанность не является обязательной для всех граждан РФ

На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Указом Президента РФ от 25 января 1996 года отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Порядок прохождения альтернативной службы устанавливается в соответствии с ФЗ РФ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

ria.ru

Конституционные права и обязанности граждан РФ :: SYL.ru

В демократическом обществе отношения, которые возникают между индивидами и властью, фиксирует в особой юридической форме Конституция РФ. Права и обязанности граждан РФ выступают теми конструкциями, с которыми связывается обычно представление о законности, справедливости. Закрепляя эти категории в нормативных актах высшего уровня, государство, таким образом, предоставляет гарантии защиты интересов всех субъектов на территории страны. Рассмотрим далее, что собой представляют конституционные права, свободы и обязанности граждан РФ.

Общие сведения

В ст. 2 Конституции высшей ценностью провозглашен человек, его свободы и права. Это важнейшая характеристика России как демократической страны. Основные права, свободы и обязанности граждан РФ - неотъемлемые элементы юридического статуса субъектов. Закон гарантирует неприкосновенность интересов индивидов. При этом в нормах строго оговариваются причины и порядок, в соответствии с которым юридические возможности людей могут быть ограничены.

Права и свободы

Нормативно эти категории не разделяются на те или иные группы. Гражданин РФ может реализовывать их в полном объеме самостоятельно с 18-ти лет. Анализируя широкий спектр юридических возможностей, можно провести определенную их классификацию. Институт свобод и прав включает в себя три группы:

  1. Индивидуальные.
  2. Политические.
  3. Социально-экономические.

Конституционные права и обязанности граждан РФ

Юридические возможности, закрепленные в Законе, представляют собой определенные допустимые модели поведения субъекта. При этом, на основании нормативных актов, конституционные права и обязанности граждан РФ находятся в тесной взаимосвязи. Реализуя свои юридические возможности, индивид не должен ущемлять интересы других или создавать препятствия для их использования. Только в совокупности права и обязанности граждан РФ формируют соответствующий статус субъектов.

Специфика требований

Права и обязанности граждан РФ охраняются государством. Юридические возможности находятся под защитой специальных инструментов. Они могут быть различными в зависимости от обстоятельств, при которых имело место нарушение. Исполнение обязанностей также контролируется властью. Регулирование выражается в установлении ответственности за действия/бездействия, противоречащие нормам.

Классификация требований

Все обязанности, закрепленные в Конституции, можно разграничить на конкретные и общие. К последним относят те требования, которые предъявляются ко всем лицам. Так, в качестве таких обязанностей выступает:

  • Бережное отношение к природе.
  • Соблюдение законодательства.
  • Забота об историческом и культурном наследии страны и так далее.

К конкретным требованиям относят те, которые закрепляются за определенными категориями лиц. Так, например, родители должны заботиться о своих детях, содержать их, обеспечивать получение ими общего образования. Вместе с этим, несовершеннолетние обязаны закончить среднюю школу. Трудоспособные совершеннолетние дети должны заботиться о престарелых родителях. Все эти требования в очередной раз указывают на то, что права и обязанности граждан РФ неотделимы. Так, например, ребенок с рождения имеет возможность воспитываться в семье, по достижении определенного возраста он может обучаться. Вместе с этим, он обязан получить общее образование. Налогоплательщики должны осуществлять отчисления в бюджет по установленным в законодательстве тарифам. Обязанность военнослужащих состоит в защите Отечества.

Требования к военнослужащим

В Конституции защита Родины выступает как обязанность и долг гражданина. Использование понятия "долг" указывает на особую роль военнослужащих в обеспечении безопасности своего Отечества. Этот термин выражает единство нравственных и правовых начал в закрепленной в Законе обязанности. В качестве главной формы реализации этого долга выступает прохождение военной службы. Ее субъекты могут нести как по призыву, так и добровольно. Но если в первом случае - это обязанность гражданина, то во втором - право. В Законе установлено, что в случае, если несение службы противоречит вероисповеданию или убеждениям, то субъект может заменить ее альтернативным вариантом.

Гарантии государства

Устанавливая права и обязанности граждан РФ, Закон четко формулирует пределы их реализации. Чтобы использовать свои юридические возможности в полном объеме, необходимо соблюдать установленные требования. Закон, предоставляя права и возлагая на граждан обязанности, формирует и систему государственных гарантий. Под ними, как правило, понимают средства и условия для сохранения интересов индивидов.

Разновидности

Государственные гарантии могут быть специальными и общими. Последними считаются материальные (экономические), нравственно-духовные (идеологические), политические меры. К специальным гарантиям относят собственно юридические средства. Социально-экономические меры выражаются в стабильности хозяйственной сферы, эффективности налоговой системы и пр. Политические гарантии проявляются в устойчивости государственного режима, развитости разных институтов общества. Юридические меры представляют собой правовые средства и методы реализации защиты свобод и интересов граждан. Ограничение возможностей индивида допускается исключительно по ФЗ и в той мере, которая требуется в каждом конкретном случае. Например, это допускается при возникновении чрезвычайной ситуации, при необходимости обеспечить безопасность граждан и конституционного строя страны.

Защита интересов субъекта

Она закрепляется в ст. 46 Конституции. Под защитой интересов и юридических возможностей следует понимать недопущение всеми доступными и разрешенными способами их нарушений или восстановление уже ущемленных. В ряде конституционных положений прямо указывается возможность получить судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь. В Законе установлен запрет на придание обратной силы норме, отягчающей или смягчающей ответственность.

www.syl.ru

Основные обязанности человека и гражданина - Конституционное право

Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и граждани­на, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы челове­ка и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя­занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

Принцип равенства обязанностей, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает­ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра­венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж­данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно­стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж­данам (защищать Отечество и др.).

Основные конституционные обязанности:
    1. соблюдение Конституции и законов;
    2. уважение прав и свобод других лиц;
    3. забота о детях и нетрудоспособных родителях;
    4. получение основного общего образования;
    5. забота о памятниках истории и культуры;
    6. уплата налогов и сборов;
    7. сохранение природы и окружающей среды;
    8. защита Отечества

Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов — всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

Уважение прав и свобод других лиц

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого — закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан:

    1. родители обязаны заботиться о детях, их воспитании;
    2. трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний   государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество — это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы — это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в качестве специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполнительной власти, которые заинтересованы в прохождении альтернативной службы гражданами в подведомственных им организациях, представляют соответствующие предложения по видам работ, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.

jurkom74.ru

Права и обязанности человека

Права и обязанности человека

Продолжаем неторопливое и вдумчивое изучение ключевых положений научного макета новой Конституции России, предлагаемого российскому народу Центром научной политической мысли и идеологии. На очереди - права и обязанности человека и гражданина России.

Эта тема крайне политизирована и оболгана либеральной парадигмой. В предложенной Конституции права человека очищаются от наносного и принимают вид естественный и традиционный - то есть в связке с обязанностями.

Глава 5. Права и обязанности человека и гражданина в России Статья 19. Основы регулирования прав и обязанностей человека и гражданина

1. Права и свободы человека и гражданина в России связаны с его обязанностями и ответственностью как члена общества.

2. В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Государство ответственно за признание, соблюдение и защиту, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Порядок исполнения обязанностей и несения ответственности каждым человеком устанавливается законодательством России.

4. В России не принимаются (не издаются) правовые акты, отменяющие или умаляющие высшие ценности России, права и свободы человека и гражданина, за исключением случаев внесения изменений в Конституцию России.

5. Никто не может быть понужден к отказу от своих прав и свобод.

6. Способность каждого человека своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцатилетнего возраста), если Конституцией России, федеральным конституционным или федеральным законом не установлено иное.

7. Исполнение обязанностей и несение ответственности неотчуждаемо и осуществляется каждым человеком и гражданином лично, если иное не установлено федеральным конституционным законом.

8. Никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмо- тренных Конституцией России, федеральными конституционными и федеральными законами.

9. Каждый человек несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством России. Статья 20. Права и свободы человека

1. Права и свободы человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Человек вправе осуществлять свободный выбор между добром и злом и ответствен в этом перед Богом и собственной совестью.

3. К правам и свободам человека относятся:

а) право на жизнь; б) право на свободу; в) право на признание и охрану достоинства человека; г) право на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, право на тайну индивидуальных сообщений; д) свобода передвижения; е) право свободного выезда за пределы России и въезда в Россию; ж) право на самоидентификацию по национальному и религиозному признакам; з) свобода вероисповедания; и) свобода мысли и убеждений; к) свобода слова и право на информацию; л) свобода не запрещенной федеральным законом экономической деятельности; м) право собственности; н) право на равный доступ к жизненно важным природным ресурсам; о) право на труд; п) право на отдых; р) право на жилище; с) семейные права; т) право на охрану здоровья и медицинскую помощь; у) право на благоприятную окружающую среду; ф) право на образование; х) свобода творчества; ц) право на доступ к культуре; ч) свобода самореализации; ш) право на социальное обеспечение; щ) право на объединение; э) право на мир без войны; ю) право на психологический комфорт.

4. Перечисление в настоящей статье прав и свобод человека не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод человека, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах, а также общепризнанных прав и свобод.

Статья 21. Долг и обязанности человека

1. Долг и обязанности человека неотчуждаемы и неотъемлемы.

2. Каждый человек обязан уважать права и свободы, законные интересы других лиц и не нарушать их. Злоупотребление правом запрещается.

3. Каждый человек, находящийся на территории России, обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России, уважать высшие ценности России.

4. Каждый человек обязан платить законно установленные налоги и сборы.

5. Забота о своих близких родственниках является долгом и обязанностью каждого человека.

6. Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

7. Каждый человек обязан сохранять историческое культурное наследие России.

8. Труд является долгом каждого человека.

9. Беречь собственное здоровье, вести здоровый образ жизни заниматься формированием своей духовной культуры — долг каждого человека.

10. Перечисление в настоящей статье обязанностей человека не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 22. Права и свободы гражданина

1. К правам и свободам гражданина России относятся:

а) право на участие в формировании государственных органов и управлении делами государства, контроль деятельности государственных органов и их должностных лиц; б) право на равный доступ к государственной службе; в) право на участие в отправлении правосудия; г) право на народное самоуправление; д) свобода собраний; е) право на обращение в государственные органы, юридические лица, общественные объединения.

2. Перечисление в настоящей статье прав и свобод гражданина не должно толковаться как отрицание или умаление иных прав и свобод гражданина, установ- ленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 23. Долг и обязанности гражданина

1. Поддержание и защита государственного суверенитета, единства, неделимости и территориальной целостности России является обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан соблюдать Конституцию России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные правовые акты, действующие на территории России. Гражданин России обязан уважать и защищать государственные символы России, реализовывать высшие ценности России.

2. Защита Отечества в целях обеспечения внешней и внутренней безопасности России является священным долгом и обязанностью гражданина России. Гражданин России обязан исполнять воинскую обязанность. Гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

3. Гражданин России обязан участвовать в выборах и референдумах. Участие в деятельности Палаты высших ценностей России, избирательных комиссий является долгом гражданина России.

4. Гражданин России обязан рачительно и рационально использовать природные ресурсы России.

5. Содействие установлению и поддержанию согласия между российскими народами независимо от их расовых, национальных, религиозных, языковых и иных различий является долгом гражданина России.

6. Стремление к постоянному личному совершенству, развитию самосознания и чувства ответственности за свое поведение, гармоничной общественной жизни в целях продвижения России к высшим уровням достижений является долгом гражданина России.

7. Долгом граждан России является участие в отправлении правосудия в качестве присяжных и иных заседателей.

8. Перечисление в настоящей статье обязанностей гражданина не отменяет иных обязанностей, установленных в других статьях Конституции России, федеральных конституционных и федеральных законах.

Статья 24. Равенство в правах, обязанностях и ответственности человека и гражданина

1. Все равны перед законом и обладают на территории России всеми правами и свободами, исполняют равные обязанности и несут равную ответственность.

2. Государство гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защиту и восстановление нарушенных прав и свобод, а также несение ответственности каждым человеком независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, социального статуса, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав и свобод лиц, принадлежащих к одной и той же группе интересов, по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой или социальной принадлежности или по иным признакам.

3. Установление преимуществ и предпочтений для лиц, принадлежащих к одной группе интересов и нуждающихся в государственной поддержке, либо лиц, осуществляющих государственные полномочия, допускается на основе баланса выс- ших ценностей России и принципа социальной справедливости и в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.

Подробнее о каждом праве и обязанности человека остановимся во второй части этого текста.

Читать продолжение статьи >>

Вернуться на главную

rusrand.ru

§ 3. Конституционные права, свободы, и обязанности граждан

Правовое положение, правовой и конституционный статус личности Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Совокупность различных прав и обязанностей, закрепленных нормами всех отраслей права, составляет его правовой статус.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1) человек, его права и свободы -высшая ценность;

2) граждане имеют права и свободы от рождения;

3) граждане имеют равные права;

4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

6) основные права и свободы гарантированы государством.

Структура Конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

конституционные права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.)

конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.).

конституционные обязанности - это предписанный и закрепленный в Конституции определенный вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество).

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те УСЛОВИЯ и среде гва, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается согласно ст. 45 на государство и всю систему государственных органов. В других статьях Конституции этот общий принцип детализируется. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина, федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении работают Правительство, органы местного самоуправления и общественные объединения. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения его в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Но, конечно, особое значение в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным.

Классификация конституциональных прав и свобод

В Конституции Российской Федерации конституционному статусу посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. На первое место выдвинуты личные или гражданские права и свободы. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только как участника экономических отношений, но и как полноправного субъекта во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). Можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя как частицу прошлого (право на доступ к культурным ценностям), и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

1. Личные (гражданские) права и свободы. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как человеческой личности и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Остановимся на рассмотрении наиболее важных из них.

Право на жизнь (ст. 20). В Конституции 1993 г. оно было закреплено впервые. Что значит право на жизнь? Вероятно, оно означает не просто физическое бытие или прозябание человека, а право вести полнокровную, отвечающую современным стандартам, жизнь. И государство обязано создавать для этого соответствующие условия, как то: обеспечить четкую работу государственных и общественных структур, которые бы позволили удовлетворить необходимые потребности личности.

Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21). Достоинство, отмечал И. Кант, - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным и др.

Право на неприкосновенность личности (ст. 22) означает, что лицо вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, и при этом оно не должно подвергаться ограничению. Человек имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица нужно его согласие, так как возможны злоупотребления владением данной информацией.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания (гостиница, дом отдыха, больница и т.п.).

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается возможности передвижения лица как внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться. Прибыв на новое место жительства, гражданин в течение 7 дней должен в милиции зарегистрироваться, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор и т.п.). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничения на его выдачу установлены законом и, в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28) означает, что каждый может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Он вправе вступать в существующие религиозные объединения, принимать или не принимать религиозную веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу -свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Право на информацию (ст. 29) предполагает обязанность органов власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободу, если иное не предусмотрено законом (в частности, если информация не составляет государственную тайну).

2. Политические права и свободы. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому от рождения, политические права вязаны с обладанием гражданством, т.е. политико-правовой связью человека с определенным государством, в частности, с Россией. Онив принципе не отчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны так же, как естественно право народа и, следовательно, каждого гражданина в демократическом обществе, быть носителем суверенитета. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из этих прав являются следующие:

Право на участие в управлении делами государства (ст. 32).

Право на объединения (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях.

Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить требования и интересы граждан, воспользоваться свободой мысли и слова. Использование этого права не подлежит никаким ограничениям.

3. Экономические права и свободы. Они в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34).

Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право. Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную-собственность (трудовые доходы, дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления). Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида самому создавать хозяйственные предприятия.

Право частной собственности на землю (ст. 36), особо оговоренное в Конституции, не устанавливает каких-либо предварительных условий приобретения права частной собственности на землю.

4. Социальные права. Они сформировались позже других-в течение XX в. и затрагивают область наемного труда. К ним можно отнести такие, как:

Право на труд (ст. 37).

Право на отдых (п. 6 ст. 37).

Право на материнство и детство (ст. 38).

Право на социальное обеспечение (ст. 39).

Право на жилище (ст. 40).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).

Право на образование (ст. 43), под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Оно общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатное, но на конкурсной основе, и высшее образование.

5. Культурные права и свободы. Культурные права и свободы связаны со свободой доступа гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44). Государство не вмешивается в творческую деятельность, -за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, порнографии, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. II ст. 44). Это право обеспечивается доступностью учреждений культуры (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галерей и т.п ).

Конституционные обязанности. Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, нежели прежняя. В ней акцент сделан сознательно на права и свободы граждан.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (исключения устанавливаются законодательством).

Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57).

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Основное общее образование (9 классов) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми, потому, что сейчас уже действуют более высокие стандарты жизни, производства, технологии и т.п., и человек, не имеющий основной образования, как бы выпадает из современной жизни. Обязательность основного общего образования действует лишь в отношении детей' не достигших 15-летнего возраста.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурноего наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 1 и 2 ст. 44) Культурное наследие народов России богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историков культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов России, их вклада в мировую цивилизацию.

Обязанность защищать отечество (ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" и другими законами. За ее неисполнение предусматривается уголовная ответственность.

studfiles.net

Основные права и обязанности людей. Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина

На протяжении всей своей истории люди пытались найти наиболее приемлемые формы социальной формации. Ведь изначально было понятно, что человек не может выжить в одиночку. Ему нужна помощь. Лишь только вместе, в группах люди способны преодолеть все трудности современного мира. Самой первой формацией стала родовая община. Однако она не подтвердила ожидания, потому что власть вождя не всегда была правильной и грамотной. С течением времени подобные общины стали объединяться в большие социальные формации, что впоследствии привело к появлению государств. Последние, в свою очередь, не перестают эволюционировать до сих пор. Основные изменения производились с целью удовлетворения интересов абсолютно всех жителей той или иной страны. Однако осуществить это достаточно проблематично. Как мы знаем, существует несколько форм государственной власти. Учёные по сей день спорят, какая из них является более приемлемой для реализации интересов всех слоёв населения. Но ответ кроется не в формах власти, а в правовом режиме человеческих свобод. Другими словами, удовлетворить интересы абсолютно всех можно лишь в том случае, если люди в государстве наделены правомочиями и обязанностями, которые их не сковывают. Таким образом, в статье пойдёт речь о правах и обязанностях гражданина и человека.

права и обязанности людей

Общее понятие

Права и обязанности людей можно рассматривать с двух ключевых позиций: как общепринятые правомочия и как связь государства и конкретной личности. Последний вид ещё также называется термином «конституционные права». Первоначально основные права, свободы и обязанности человека нужно рассматривать с общей позиции. Согласно ей, представленная категория является совокупностью охраняемых и установленных международными, государственными актами правил и норм, которыми регулируются общественные отношения. В данном случае все существующие правомочия человека фактически образуют юридический статус каждой отдельно личности.

права свободы и обязанности человека и гражданина

Соотношение конституционных и общих правомочий человека

Следует отметить, что закреплённые международными актами права, свободы и обязанности создают определённое ядро конституционных правомочий. Иными словами, государства не могут каким-либо образом сужать установленные в международном праве людские свободы. Этот принцип был выработан после Второй мировой войны, когда человечество увидело пагубное влияние процесса нарушения прав людей. Поэтому конституционные права и обязанности человека и гражданина во второй половине XX столетия стали активно рассматриваться учеными. Помимо этого, человечество понемногу начало вырабатывать механизм их непосредственной охраны и реализации.

Разные концепции понимания основных прав и обязанностей

Права свободы и обязанности человека и гражданина сегодня рассматриваются учёными с разных точек зрения. Наличие множества подходов свидетельствует о высоком уровне изучения данной проблематики. Правовая концепция прав, свобод и обязанностей людей была разработана еще в Древней Греции и Риме. Ведь именно в этих государствах раньше всего появилась республиканская форма власти, которая подразумевает демократизм общественных отношений и равенство граждан внутри страны. Однако, по мнению учёных, права и свободы исходят не от человека, а от государства, так как последнее своими законами обеспечивает круг юридических возможностей каждого индивида в отдельности. Но подобное утверждение является достаточно спорным. Ведь в данном случае остаётся непонятным факт существования основных, природных прав: на жизнь, свободу слова и т.п.

конституционные права свободы и обязанности человека

С философско-правовой точки зрения, основные права и обязанности человека – это сугубо общественное явление. Подобным образом люди организовывают взаимодействие между собой и государством. Именно философы пояснили, как взаимодействует человек и общество. Права и обязанности конкретных личностей при этом являются гарантом возможности отстаивать свои интересы перед государством.

Идея равноправия

Теория прав, свобод и обязанностей человека во многом основана на принципе равноправия всех людей. Его медленная разработка началась много лет назад, однако потребовались целые столетия, чтобы полностью искоренить любые проявления дискриминации по каким-либо признакам. Но уже в Декларации прав человека и гражданина, которая была подписана в 1789 году, принцип равноправия был закреплён. Согласно ему, все люди рождаются полностью свободными и равными между собой в своих правах и достоинствах. По сути, представленный принцип запретил любого рода посягательства на свободу и честь индивида вследствие его каких-то личностных качеств.

основные права свободы и обязанности человека

Права, свободы и обязанности человека и гражданина, а точнее, теория этих правомочий, эволюционировала после провозглашения равноправия мужчин и женщин. Этот принцип был разработан и принят в некоторых европейских странах в середине XIX века. Наиболее яркое его развитие прослеживалось во Франции.

Демократизм и правовое государство

Конституционные права, свободы и обязанности человека существуют в каждом конкретном государстве. Но их появление обусловлено не только основным законом, о чём пойдёт речь далее в статье, но и иными факторами. Наиболее важными из них являются такие понятия, как «демократизм» и «правовое государство». Что касается демократии, то именно она обуславливает наличие у людей определённых свобод. Без демократического строя, по сути, не было бы равноправия. Вдобавок к этому, представленная категория во многом обуславливает широкий спектр легальных человеческих возможностей в конкретной стране.

конституционные права и обязанности человека и гражданина

Правовое государство – это категория, которая показывает непосредственную связь общества и власти, а также факт наличия механизма защиты людских свобод. В любом правовом государстве отлично развиты все социальные структуры. Поэтому конституционные права и обязанности человека в такой стране не только реализуются, но и охраняются законом.

Как классифицируются человеческие права

Следует помнить, что, как и многие социально-правовые категории, права и свободы людей также подлежат классификации. Как показывает практика, дифференциация всех правомочий осуществляется в научных школах совершенно по-разному. Например, большинство учёных придерживаются мнения о том, что права гражданина и человека – это две принципиально разные категории. Но, как уже было указано ранее, конституционные правомочия не могут существовать без общих, которые, по сути, создают их ядро. Таким образом, на сегодняшний день выделяют следующие группы прав: личные, политические, экологические, культурные, социальные и экономические.

человек имеющий права и обязанности

Личные права и обязанности людей

Личные права являются неотъемлемой частью каждого без исключения индивида. Они определяют его правовой режим. Личные права даются всем независимо от пола, расы, цвета кожи, возраста, религиозной принадлежности и т.п. На сегодняшний день учёные относят к личным права следующие: право на жизнь, справедливое доказательство невиновности, неприкосновенность жилища и личности, честный и добровольный труд, достоинство и т.д. Следует отметить, что личные права подкрепляются личными обязанностями, которые соответствуют ряду представленных правомочий. Таким образом, человек обязан уважать жизнь других индивидов и их права, а также никоим образом не нарушать их.

Политические и социальные права

Конституционные права, свободы, обязанности человека и гражданина во многом основаны на общепризнанных социальных и политических правах. Ведь они наиболее полно показывают связь человека и государства. Что касается политических прав, то они максимально тесно связаны с процессом пребывания человека в том или ином государстве и его взаимодействия с органами власти. К ним относятся право на свободу слова, печати, собраний, совести, союзов, стачек, равенство всех перед законом и другое.

Социальные права и обязанности в некотором роде схожи с политическими, но их юридическая цель несколько иная. Они, прежде всего, созданы для реализации деятельности человека по обеспечению себя какими-либо материальными или духовными благами. К ним можно отнести право на труд, охрану семьи, жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья и благоприятные условия труда.

конституционные права и обязанности человека

Таким образом, человек, имеющий права и обязанности политического и социального типа, является обладателем своеобразного «щита», которое воздвигает ему государство.

Экономические, культурные и экологически права

Помимо уже представленных в статье групп человеческих правомочий, существуют также экологические, культурные и экономические права. Они, безусловно, имеют такую же юридическую силу и значимость, как, например, личные и политические. Однако их спектр деятельности достаточно специфичен. Так, экономические права регулируют финансовую деятельность человека, культурные обеспечивают свободу науки и морального развития, экологические предоставляют право на безопасную окружающую среду и т.п.

Следует отметить, что представленные юридические области также имеют соответствующий спектр обязанностей. Они, в свою очередь, во многом ограничивают субъектов в процессе реализации ими своих правомочий. Например, никто не может ограничивать человеческую свободу труда в угоду своим интересам.

Конституционные права и обязанности в России

Поддержание и обеспечение основных прав и свобод человека является ключевым принципом построения всей правовой системы в Российской Федерации. Следует отметить, что основные правомочия, закреплены в главном законе страны, а именно – в Конституции. Такая гуманистическая направленность была выработана РФ после развала Советского Союза, когда ей удалось искоренить тоталитаризм на своей территории. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Россия, является демократическим правовым государством XXI века, в котором люди не только материально обеспечены, но ещё и юридически защищены. Следует отметить, что население РФ имеет не только права и соответствующие обязанности, но также гарантии реализации этих категорий.

Общие сведения о правах человека в Конституции РФ

Как уже указывалось ранее, права и обязанности людей в нашей стране закреплены в российской Конституции – основном законе. Это позволяет государству в лице его органов власти более детально и полно регулировать, а также контролировать процесс исполнения механизма конституционных свобод. По своей сути Конституция РФ содержит все перечисленные выше общепринятые права и свободы человека, а именно: личные, политические, экономические и т.п. Что касается обязанностей, то они несколько дополнены. Ведь гражданин и государство находятся в неразрывной связи друг с другом. Таким образом, одной из специфических обязанностей является защита гражданами своего государства и его суверенитета. Это говорит о наличии призывной службы в РФ.

Заключение

Итак, в данной статье было рассказано о том, что собой представляют права и обязанности людей и граждан, а также о том, в чем заключается их отличие. Следует отметить, что представленный теоретический вопрос все еще требует значительной проработки со стороны ученых. Ведь во многих государствах пока не выработан механизм обеспечения человека его правами. Этот факт в будущем может достаточно негативно сказаться на положении этих стран и мировой политике гуманизма в целом.

fb.ru

Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина

 

Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и граждани­на, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы челове­ка и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя­занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

 

§ 1. Равенство обязанностей

Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает­ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра­венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж­данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно­стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж­данам (защищать Отечество и др.).

 

§ 2. Соблюдение Конституции и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распро­страняется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не со­блюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Кон­ституции и законов — всеобщее правило, не знающее исключе­ний.

Данную конституционную обязанность не следует ограничи­вать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что гра­ждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юри­дической, силы.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, сущест­вует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия ко­торых направлены на насильственное изменение основ конститу­ционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституцион­ную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

 

§ 3. Уважение прав и свобод других лиц

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Кон­ституции устанавливает, что осуществление прав и свобод челове­ка и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным наруше­нием норм как права, так и морали, это путь к конфликтам меж­ду людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого — закре­пляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собст­венных и чужих прав.

 

§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституцион­ные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны забо­титься о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных роди­телях. Эти обязанности граждан отражают личную ответствен­ность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные по­требности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания   этих   конституционных  предписаний   государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частно­сти материальное обеспечение. Гражданское и семейное законо­дательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рас­сматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая ох­рану соответствующих им прав.

 

§ 5. Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного обще­го образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека яв­ляется невозможность поступления без аттестата зрелости в выс­шее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкрет­ный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми ос­новного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

 

§ 6. Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не мо­жет лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отноше­ния в этой области регулируют Основы законодательства Россий­ской Федерации о культуре, Закон РФ «Об охране и использова­нии памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия феде­рального (общероссийского) значения, включающий такие объ­екты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохране­ние материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

 

§ 7. Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сбо­ры (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к чело­веку и гражданину, который живет в обществе и пользуется блага­ми государственной деятельности. С помощью налогов государст­во обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в ин­тересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавли­ваться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделя­ются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уп­лачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сро­ки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных слу­чаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги и сборы сочетается с определенными правами нало­гоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с мате­риалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавли­вающие новые налоги или ухудшающие положение налогопла­тельщиков, обратной силы не имеют.

 

§ 8. Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты.   Конституция   РФ  гласит:   «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,  бережно отно­ситься к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде зако­нодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окру­жающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природ­ным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обя­занность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при поль­зовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

За нарушение природоохранного законодательства установле­на имущественная, административная и уголовная ответствен­ность.

 

§ 9. Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обя­занностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В дан­ном случае правовая обязанность соединяется с моральной кате­горией (долгом), тем самым образуя непреложный закон граж­данского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культу­ры, духовности многонационального народа России. Отечест­во — это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, неру­шимость границ и прочность государственности. Но защита Оте­чества и несение военной службы — это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на гра­ждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миро­творческой деятельности. Федеральный закон «О порядке пре­доставления  Российской  Федерацией  военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или вос­становлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федераль­ным законом. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 6 января 2007 г.) установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федераль­ным законом права на освобождение или отсрочку от призыва. Закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в воен­ное время. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважи­тельной причины или получивший путем обмана незаконное ос­вобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответ­ственности за уклонение от призыва. Предусматривается воз­можность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев.

Вопросы прохождения военной службы (срок, заключение контракта, порядок отбора кандидатов и др.) регулируются Поло­жением, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от 17 апреля 2003 г.). Правовое положение военнослужащих опреде­лено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (в ре­дакции от 6 января 2007 г.).

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочис­ленным народам, имеют право на замену военной службы аль­тернативной гражданской. Такое правило закреплено в Консти­туции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной граждан­ской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подве­домственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в ка­честве специально уполномоченных федеральных органов испол­нительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполни­тельной власти, которые заинтересованы в прохождении альтер­нативной службы гражданами в подведомственных им организа­циях, представляют соответствующие предложения по видам ра­бот, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отме­тил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на дей­ствительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоот­ношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное пра­во на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уго­ловного правонарушения.

Необходимо учитывать, что начавшаяся реформа армии, и особенно предстоящий переход к регулярной армии на профес­сиональной основе, повлечет существенное изменение законода­тельства о военной службе.

uristinfo.net