Как определить окончание причастия. Окончания причастия


Окончания причастий – правописание суффиксов и окончаний, таблица правил

Полные формы причастий (действительные и страдательные)
Падеж Единственное число Множественное число
мужской род женский род средний род
И. п. -ий/-ый прочитанный,

называемый,

звенящий

-ая прочитанная,

называемая,

звенящая

-ее/-ое прочитанное,

называемое,

звенящее

-ые/-ие прочитанные,

называемые,

звенящие

Р. п. -его/-ого прочитанного,

называемого,

звенящего

-ей/-ой прочитанной,

называемой,

звенящей

-его/-ого прочитанного,

называемого,

звенящего

-ых/-их прочитанных,

называемых,

звенящих

Д. п. -ему/-ому прочитанному,

называемому,

звенящему

-ей/-ой прочитанной,

называемой,

звенящей

-ему/-ому прочитанному,

называемому,

звенящему

-ым/-им прочитанным,

называемым,

звенящим

В. п. -ий/-ый/-ого прочитанный,

называемого,

звенящий

-ую прочитанную,

называемую,

звенящую

-ее/-ое прочитанное,

называемое,

звенящее

-ых/-их прочитанных,

называемых,

звенящих

Т. п. -им/-ым прочитанным,

называемым,

звенящим

-ей/ой прочитанной,

называемой,

звенящей

-им/-ым прочитанным,

называемым,

звенящим

-ыми/-ими прочитанными,

называемыми,

звенящими

П. п. -ем/-ом о прочитанном,

о называемом,

о звенящем

-ей/ой о прочитанной,

о называемой,

о звенящей

-ем/-ом о прочитанном,

о называемом,

о звенящем

-ых/-их о прочитанных,

о называемых,

о звенящих

Краткие формы причастий (только страдательные)
нулевое окончание прочитан, называем прочитана, называема прочитано, называемо прочитаны, называемы

obrazovaka.ru

Окончания причастий: правописание

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.

окончания причастий

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

Применим это правило, просклоняв причастия.

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

родит. п.

какого?

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

дательн. п.

к какому?

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

винитель. п.

какой? какое?

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

творит. п.

с каким?

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

предлож. п.

о каком?

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий в женском роде в ед. числе

родит. п.

какой?

нет отбеливающей пасты

дательн. п.

к какой?

к отбеливающей пасте

винитель. п.

какую?

увидел отбеливающую пасту

творит. п.

с какой?

с отбеливающей пастой

предлож. п.

о какой?

об отбеливающей пасте

окончания причастий во множеств. числе

родит. п.

каких?

нет дезинфицирующих средств

дательн. п.

к каким?

к дезинфицирующим средствам

винитель. п.

какие?

увидел дезинфицирующие средства

творит. п.

с какими?

с дезинфицирующими средствами

предлож. п.

о каких?

о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

  1. На пестреющ… лужайке.
  2. Опавш… листву.

    гласные в окончаниях причастий

  3. О летающ... мотыльке.
  4. За отнят… игрушку.
  5. К сидящ… малышке.
  6. Ребят, рассказывающ… о путешествии.
  7. От растревоженн… улья.
  8. Народы, борющ…ся за свободу.
  9. Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
  10. Плескавш…ся волну.

Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

действующий предмет

предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета

котом (что он сделал?) запрыгнул

(каким?) запрыгнувшим

из чашки (что с ней сделал?) опрокинул

(какой?) опрокинутой

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.окончание причастий и прилагательных

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

  1. В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

    окончания глаголов и причастий

  2. Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.

    падежные окончания причастий

  9. Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

Практическое задание № 4

Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

  1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
  3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
  5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Практическое задание № 5

Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

Ответы к практическим заданиям

№ 1

  1. На пестреющей (какой?) лужайке.
  2. Опавшую (какую?) листву.
  3. О летающем (каком?) мотыльке.
  4. За отнятую (какую?) игрушку.
  5. К сидящей (к какой?) малышке.
  6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
  7. От растревоженного (какого?) улья.
  8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
  9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
  10. Плескавшуюся (какую?) волну.

№ 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
  2. Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
  3. По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.

    правописание падежных окончаний причастий

  4. Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
  5. В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
  6. На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
  7. В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
  8. На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
  10. За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.

№ 3

  1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.

№ 4

  1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
  3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
  5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

№ 5

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

Глаголы и причастия

Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
  • Собака лает – лающая собака.
  • Мальчик стоит – стоящий мальчик.
  • Грибы собрали – собранные грибы.
  • Поле засеяли – засеянное поле.
  • Рассказали историю – рассказанная история.
  • Лёд растаял – растаявший лёд.
  • Местность исследовали – исследованная местность.
  • Вещи разбросали – разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали – обрадованные дети.
  • Окна осветились – освещённые окна.
  • Океан дремлет – дремлющий океан.
  • Тропинки заросли – заросшие тропинки.
  • Слова написали – написанные слова.
  • Стоят столбы – столбы стоящие.
  • Волны пенятся – пенящиеся волны.

личные окончания причастий

  • Предмет движется – движущийся предмет.
  • Птиц потревожили – потревоженные птицы.
  • Народ борется – борющийся народ.
  • Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли – вырытая канава.

Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:

ед.число

мн. число

1 лицо

я читаю, я вижу

мы читаем, мы видим

2 лицо

ты читаешь, ты видишь

вы читаете, вы видите

3 лицо

он читает, он видит

они читают, они видят

В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:

ед.число

мужской род

он читал, видел

женский род

она читала, видела

средней род

оно читало, видело

множественное число

они читали, видели

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.

fb.ru

Суффиксы причастий и их окончания :: SYL.ru

Какие суффиксы причастий существуют в русском языке? Ответ на этот несложный вопрос вы найдете в материалах данной статьи.

Общая информация

Перед тем как представить суффиксы причастий, следует рассказать о том, что это вообще за часть речи. Причастием называют самостоятельную часть речи (или особую форму глагола), обладающую свойствами и имени прилагательного, и глагола. Как правило, оно обозначает признак какого-либо предмета по действию, а также отвечает на следующие вопросы: «каков?», «какой?», «что делавший?», «что делающий?», «что сделавший?».

Какие виды причастий существуют?

Те или иные суффиксы причастий формируются в зависимости от того, как именно было образовано слово. Таким образом, представленная часть речи подразделяется на следующие виды:

  • причастия страдательные наст. вр.;
  • причастия страдательные прош. вр.;
  • причастия действительные наст. вр.;
  • причастия действительные прош. вр..

Причастия страдательные наст. вр.

Страдательный вид образуется от переходных глаголов (от основы наст. вр.) несовершенного вида. Различают следующие суффиксы причастий:

  1. -ем- или –ом-. Такие причастия образуются только от глаголов 1-го спряжения (понимать → понима(ем) → понимаемый; рисовать → рису(ем) → рисуемый; читать → чита(ем) → читаемый).
  2. -им-. Данный суффикс пишется в том случае, если причастие образовывается от глагола 2-го спряжения (терпеть → терп(им) → терпимый; зависеть → завис(им) →зависимый).

Причастия страдательные прош. вр.

Такие причастия формируются от переходных глаголов (от основы прош. вр.) совершенного или же несовершенного вида. Они имеют следующие суффиксы:

1. -н(н)-. Данный суффикс используется в таких случаях:

  • Если причастие образовывается от глаголов на -ять, -ать или –еть (например, загнать – загнанный, обсмеять – обсмеянный, просмотреть – просмотренный).
  • Если причастие образовывается от глаголов, у которых есть следующие суффиксы: -ева-, ова- (например, шифр-ова-нный, марин-ова-нный).
  • Если причастие образовывается от глагола соверш. вида. Например: (что сделать?) завязать → завязанный.

2. -ён(н)- или -ен(н)–. Такие суффиксы используются в следующих случаях:

  • Если причастие образовывается от глаголов, которые оканчиваются на –сти или –чь, а также на –ить (стричь – стриженный, унести – унесённый, решить –решённый, подстрелить – подстреленный).
  • Если причастие образовывается от глагола соверш. вида. Например: (что сделать?) замесить → замешенный.
  • Если в полном причастии есть приставка (кроме приставки не-). Например: сварить → сваренный, покрасить → покрашенный.
  • Если у полного причастия есть зависимое слово. Например: крашенный забор.

3. -т-. Такой суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на –оть, -нуть, -ереть (свернуть - свернутый, колоть – колотый, бить – битый, запереть – запертый).

Данные причастия образуются от непереходных и переходных глаголов (от основы наст. вр.) несовершенного вида при помощи таких суффиксов, как:

1. -ущ– или -ющ-. Представленные суффиксы используются, если причастие образовывается от глагола 1-ого спряжения. Приведем пример: читать → чита(ют) → читающий; колоть → кол(ют) → колющий; писать → пиш(ут) → пишущий.

2. -ащ– или -ящ-. Такие суффиксы используются, если причастие образовывается от глагола 2-ого спряжения. Приведем пример: говорить → говор(ят) → говорящий; видеть → вид(ят) → видящий; клеить → кле(ят) → клеящий. Однако у данного правила есть свои исключения: брезжущий, зиждущийся, мучающий, меряющий, мерящий.

Причастия действительные прош. вр.

Названные причастия образуются от непереходных и переходных глаголов (от основы прош. вр.) совершенного или же несовершенного вида при помощи следующих суффиксов:

1. –вш-. Данный суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на гласную букву. Например: устать – уставший, играть – игравший. Следует особо отметить, что перед -вш- пишется такая же гласная, что и перед суффиксом -л- в форме прошедшем времени, а также в инфинитиве перед суффиксом -ть (надеяться, надеялся – надеявшийся).

2. –ш-. Данный суффикс используется, если причастие образовывается от глагола с основой на согласную букву. Например: лезть → лез → лезший, нести → нес → несший.

Основные правила

  • Суффиксы причастий – это формообразующие суффиксы. Как правило, они не входят в состав основы слова при его морфемном анализе.
  • В суффиксе -ённ- страдательных причастий (или в краткой форме -ён-) прош. вр. после шипящих пишется «ё», если она находится под ударением (поражён – поражённый).
  • После шипящих щ, ж, ч и ш пишутся гласные а, и, е, у (например, печёный).
  • В суффиксах кратких причастий ставится одна -н.
  • Только страдательные причастия, образующиеся от переходных глаголов, могут иметь краткую и полную форму (например, склеен – склеенный).
  • Причастия страдательные прош., а также наст. вр. могут образовываться путем присоединения к форме действительного залога постфикса –ся (например, продава-вш(ие)ся).

Правописание окончаний причастий

У всех причастий имеются такие же окончания, что и у имен прилагательных. В связи с этим написание таких гласных проверяется при помощи соответствующих вопросов. Приведем пример: Море (какое?) бушующее; В море (каком?) бушующем; С морем (каким?) бушующим.

Подведем итоги

Зная все описанные правила постановки суффиксов в причастиях, вы можете легко и быстро создать грамотный текст. Также следует отметить, что очень важно уметь различать отглагольные прилагательные и причастия. Ведь правила их написания значительно отличаются.

www.syl.ru

Как определить окончание причастия

Содержание

  1. Инструкция

Как определить окончание причастия

Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос "какой?", "какая?", "какое?" и "какие?" Оно склоняется, то есть изменяется по падежам точно так же, как прилагательное. Значит и окончание у него определяется, как у прилагательного.

Инструкция

  • Определите род существительного, к которому относится причастие. Например, голубеющая даль - женский род, вставленное окно - средний род, повстречавшийся старик - мужской род.Определите падеж, в котором стоит это существительное. Падеж определяется с помощью вопроса. У ЗЕЛЕНЕЮЩЕГО ДУБА - у чего? у дуба, родительный падеж. С УЛЫБАЮЩЕЙСЯ МАМОЙ - с кем? с мамой, творительный падеж.
  • Проверьте окончание причастия, опираясь на правило.Причастия женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончания -ой, -ей. В именительном падеже окончание -ая, -яя. В винительном падеже окончание -ую, -юю.Причастия мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания -ого, -его. В дательном падеже -ому, ему. В творительном -ым, им. В предложном -ом, -ем.В именительном падеже причастия среднего рода имеют окончания -ое, -ее, а причастия мужского рода окончания -ий, -ый, -ой.В винительном падеже причастия среднего рода имеют окончания -ое,ее.Если причастие мужского рода стоит в винительном падеже, то у определяемого существительного определите его одушевленность. Если оно одушевленное, то окончание причастия -ого, -его. Если неодушевленное, то окончание -ий, -ый.
  • Проверьте свои выводы еще раз.Для этого задайте вопрос от определяемого существительного к причастию. Определите, какое окончание у вопроса. Такое окончание и причастия.Именительный падеж. Книга какАЯ? - раскрытАЯ, солнце какОЕ? - сияющЕЕ, дом какОЙ? построеннЫЙ.Родительный падеж. Книги какОЙ? -раскрытОЙ, солнца какОГО? - сияющЕГО, дома какОГО? - построеннОГО.Дательный падеж. Книге какОЙ? - раскрытОЙ, солнцу какОМУ? - сияющЕМУ, дому какОМУ? - построеннОМУ.Винительный падеж. Книгу какУЮ? - раскрытУЮ, солнце какОЕ? - сияющЕЕ, дом какОЙ? - построеннЫЙ.Творительный падеж. Книгой какОЙ? - раскрытОЙ, солнцем какИМ? - сияющИМ, домом какИМ? - построеннЫМ.Предложный падеж. О книге какОЙ? - раскрытОЙ, о солнце какОМ? - сияющЕМ, о доме какОМ? - построеннОМ.

completerepair.ru

Как определить окончание причастия | Сделай все сам

Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос «какой?», «какая?», «какое?» и «какие?» Оно склоняется, то есть изменяется по падежам верно так же, как прилагательное. Значит и окончание у него определяется, как у прилагательного.

Инструкция

1. Определите род существительного, к которому относится причастие. Скажем, голубеющая даль — женский род, вставленное окно — средний род, повстречавшийся старик — мужской род. Определите падеж, в котором стоит это существительное. Падеж определяется с поддержкой вопроса. У ЗЕЛЕНЕЮЩЕГО ДУБА — у чего? у дуба, родительный падеж. С УЛЫБАЮЩЕЙСЯ МАМОЙ — с кем? с мамой, творительный падеж.

2. Проверьте окончание причастия , опираясь на правило. Причастия женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах имеют окончания -ой, -ей. В именительном падеже окончание -ая, -яя. В винительном падеже окончание -ую, -юю. Причастия мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания -ого, -его. В дательном падеже -ому, ему. В творительном -ым, им. В предложном -ом, -ем. В именительном падеже причастия среднего рода имеют окончания -ое, -ее, а причастия мужского рода окончания -ий, -ый, -ой. В винительном падеже причастия среднего рода имеют окончания -ое,ее. Если причастие мужского рода стоит в винительном падеже, то у определяемого существительного определите его одушевленность. Если оно одушевленное, то окончание причастия -ого, -его. Если неодушевленное, то окончание -ий, -ый.

3. Проверьте свои итоги еще раз. Для этого задайте вопрос от определяемого существительного к причастию. Определите, какое окончание у вопроса. Такое окончание и причастия .Именительный падеж. Книга какАЯ? — раскрытАЯ, светило какОЕ? — сияющЕЕ, дом какОЙ? построеннЫЙ.Родительный падеж. Книги какОЙ? -раскрытОЙ, солнца какОГО? — сияющЕГО, дома какОГО? — построеннОГО.Дательный падеж. Книге какОЙ? — раскрытОЙ, солнцу какОМУ? — сияющЕМУ, дому какОМУ? — построеннОМУ.Винительный падеж. Книгу какУЮ? — раскрытУЮ, светило какОЕ? — сияющЕЕ, дом какОЙ? — построеннЫЙ.Творительный падеж. Книгой какОЙ? — раскрытОЙ, солнцем какИМ? — сияющИМ, домом какИМ? — построеннЫМ.Предложный падеж. О книге какОЙ? — раскрытОЙ, о светило какОМ? — сияющЕМ, о доме какОМ? — построеннОМ.

Дабы определить род у существительных необходимо вначале определить слово, которое отвечает на вопрос кто, что. Это имя существительное. В русском языке оно может быть мужского, женского и среднего рода.

Инструкция

1. Определите род существительного по окончанию либо финальной согласной. К мужскому роду относятся слова на согласный и на –й. Скажем, дом, каравай. К женскому роду относятся существительные на –а, -я, -ия. Скажем, кузина, семья. К среднему роду относятся существительные на –о, -е, -ие. Скажем, окно, платье.

2. Посмотрите, не является ли данное существительное исключением. К ним относятся существительные, оканчивающиеся на –ь. Такие существительные могут быть как женского, так и мужского рода. Так, слово словарь относится к мужскому роду, а слово тетрадь – к женскому.

3. Обратите внимание на род одушевленных существительных. Это существительные, которые обозначают живых существ. Такие слова относятся либо к женскому, либо к мужскому роду. Исключения – дитя, звериное, которые относятся к среднему роду. У одушевленных существительных определяйте род либо натуральным полом человека либо звериного, либо окончанием существительного. Слон – существительное мужского рода, а обезьяна – существительное женского рода.

4. Верно определяйте род у существительных, обозначающих профессии. Они бывают мужского и женского рода. При этом множество существительных, обозначающих профессии, относится к мужскому роду: доктор, инженер, педагог.

5. Специальное внимание уделите роду заимствованных существительных. Существительные иноязычного происхождения зачастую имеют нетипичные для русского языка окончания -и, -у, -ю. Такие существительные не изменяются ни по числам, ни по падежам. К мужскому роду относят мужские имена и фамилии и наименования городов и островов. К женскому роду относят женские имена и фамилии, наименования рек и наименования газет. К среднему роду относят наименования неодушевленных предметов.

Обратите внимание! Существительные на согласный и –й неизменно относятся к мужскому роду. Множество существительных женского рода иностранного происхождения оканчиваются на –ия. Существительные, оканчивающиеся на суффиктсы –онок, -енок неизменно мужского рода.

В русском языке масса многообразных существительных — нарицательных и собственных, примитивных и трудных. Деление их по родам немножко упорядочивает это разноцветье. Но есть еще один знак, не каждому вестимый, по которому дозволено систематизировать существительные. Это склонение . Для того, дабы определить склонение существительного (а их каждого три), необходимо поставить слово в именительный падеж исключительного числа.

Инструкция

1. Разглядите следующие существительные: «внучка», «дерево», «мышь». Выделите у них окончания, то есть изменяемые части слова. В слове внучка окончание «а», в слове «дерево» — «о», в слове «мышь» нет окончания. Помимо того, слова «внучка» и «мышь» женского рода, а слово «дерево» среднего рода.

2. По правилам русского языка к первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями «а» и «я». Это самая многочисленная категория существительных в русском языке.Следственно, существительное «внучка» первого склонения.

3. Ко второму склонению относят:- существительные мужского рода без окончаний;- существительные среднего рода с окончаниями «о» и «е» (то есть все существительные среднего рода).Выходит, существительное «дерево» второго склонения.

4. И, наконец, к третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.Следственно существительное «мышь» третьего склонения.

Видео по теме

Обратите внимание! Имейте в виду, что в русском языке есть несклоняемые существительные.

Полезный совет Склонение существительных надобно знать для того, дабы правильно определять их падежные окончания.

Существительное — часть речи, обозначающая предметы (бочка, здание, шляпа), а также одушевленные существа (женщина, олененок, слон) либо явления (ливень, сияние, воля). В предложении существительное бывает дополнением либо подлежащим.

Вам понадобится

  • Знание законов словообразования в русском языке, знание выделять приставку, корень, суффикс и окончание в слове.

Инструкция

1. Ознакомьтесь, что в справочной литературе по русскому языку именуется окончанием . Окончание либо по-иному флексия — изменяемая часть слова, обыкновенно располагается на конце, позже корня (отсель и наименование). По окончанию в слове дозволено определить лицо, род, падеж и число.Просклоняйте существительное «ковёр» по числам:«Ковёр» (ед. число) — «ковр-ы» (мн. число).Окончание во множественном числе — «ы».Обратите внимание, что гласная «ё» в этом слове является «беглой», т.е. при постановке слова в определенную форму буква пропадает. В том числе и при склонении по падежам:Именительный падеж — «ковёр-0» (Окончание нулевое, корень «ковёр»)Родительный падеж — «ковр-а» (Окончание «а», корень «ковр»)Дательный падеж — «ковр-у»Винительный падеж — «ковёр-0»Творительный падеж — «ковр-ом»Предложный падеж — «о ковр-е»Изменяемая часть слова и будет считаться окончанием .

Правила грамматики русского языка дозволено легко обнаружить в интернете.

2. Обратите внимание, существительные в именительном падеже, мужского рода, мн. числа могут иметь окончание «а» либо «я» взамен ожидаемого по правилам склонения «ы» либо «и». Скажем, «стог» — «стога». Также допустимы случаи вариативности употребления слов в именительном падеже мн.числа. Скажем, «инструкторы — инструктора». А в родительном падеже мн.числа некоторые существительные могут иметь нулевое окончание, «ов», «ев» либо «ей». Скажем, валенок (нулевое окончание), мандаринов (окончание «ов»), гвоздей (окончание «ей»). Стоит упомянуть еще 10 разносклоняемых существительных ср. рода, которые оканчиваются на «мя». В дательном, родительном и предложном падежах ед. числа окончание у этих имен существительных третьего склонения «и», а в творительном падеже — окончание второго склонения «ем/ём». К ним относятся бремя, стремя, вымя, время, семя, темя, знамя, имя, пламя, племя.

Непрерывно практикуйтесь в грамматике, огромнее читайте.

3. Закрепите навык определения окончания в существительном, выделив его в следующих словах.Коробка, горы, пенал, окно, самовывоз, поездов, пуловер, корабль, фотоаппарат, вагон, движение, циклон, покрышка, стихия, чувство, дом, владелец, подкова, гром, вода, воля, обвинение, блаженство, молоток, работа, деревья, изба, небосвод, журавль, свечение, потолки, карамель.

Знание выделить окончание - базовый навык. Преподают это знание еще в исходной школе.

Обратите внимание! В существительных встречается специальная форма окончаний — нулевое. Оно не выражается звуком и для его обозначения не применяется никаких букв, но оно также указывает на грамматическую связь существительного с остальными словами в предложении.

Полезный совет Тренируйтесь, выделяя окончания в словах других частей речи — глаголе, прилагательном, причастии. При этом не забывайте, что в русском языке существуют части речи, у которых нет окончания — деепричастие и наречие.

При морфологическом разборе причастия нужно определить его вид , тот, что относится к непрерывным знакам данной части речи. Это дюже главно и для переводчика, от того что изменившее свой вид при переводе причастие часто меняет толк каждого текста на противоположный.

Вам понадобится

  • — таблица форм причастий.

Инструкция

1. Определите, от какого глагола образовано причастие. Оно является специальной глагольной формой и обозначает знак предмета по его действию. Объект, о котором говорится в предложении, либо действует сам, либо что-то делают с ним. Именно этим и определяется, является причастие действительным либо страдательным. Скажем, причастие «овевающий» и «овеянный» образованы от одного и того же глагола. Но в первом случае это может быть ветер, овевающий лицо, а во втором — лицо, овеянное ветром.

2. Причастие комбинирует в себе знаки глагола и прилагательного. Отвечает оно на вопросы прилагательного. Мысленно проверьте, может ли причастие ответить на вопрос «что делающий» либо «что делавший». Писать этого не необходимо, но действительное причастие при помощи такого вспомогательного метода определяется сразу.

3. Разберите причастие по составу. Вам главно определить его суффикс, от того что именно он является основным формальным знаком его вид а. Действительные причастия образуются от инфинитива с поддержкой суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, а также -вш- либо -ш- в прошедшем времени. У страдательных причастий суффикс может быть -нн-, -енн, -ем. Но допустимы и другие варианты, в том числе и образование страдательных причастий без суффиксов. Скажем, если они получаются из односложных глаголов.

4. Испробуйте поставить полное причастие в короткую форму. Со страдательным почаще каждого это допустимо, оно неизменно имеет обе формы, а вот с действительным вам вряд ли удастся проделать сходственную операцию. Во каждом случае, в современном русском литературном языке действительные причастия короткой формы не имеют. В некоторых диалектах она есть. Короткая форма страдательного причастия изменяется по родам и числам. Однако, некоторые страдательные причастия тоже в современном русском языке в короткую форму обыкновенно не ставятся. Скажем, «разбиваемый», «читаемый» и т. д. В сходственных случаях короткая форма существует, но относится, скорее, к архаичному жанру.

Видео по теме

Обратите внимание! Некоторые причастия с течением времени превращаются в прилагательные. Это происходит в тех случаях, когда то либо иное действие либо состояние является непрерывным знаком данного предмета. Это могут быть как действительные, так и страдательные причастия — шагающий экскаватор, консервированный горошек и т.д. В этом случае вид их определять, финально, не надобно.

Полезный совет Обыкновенно для определения вида причастия бывает довольно какого-нибудь одного знака. Но в подозрительных случаях примените их все по очереди. Таблицу форм причастий дозволено обнаружить во многих справочниках по русскому языку. Но для комфорта составьте ее самосильно. Состоять она может каждого из 3 столбцов и 3 строк. В первой строке напишите «Знаки», «Действительное причастие», «Страдательное причастие». В следующих строках будут стоять суффиксы, образующие ту либо другую форму, добавочные вопросы, присутствие либо неимение короткой формы.

Грамматические категории одушевленности / неодушевленности имен существительных выражают противопоставление живых существ и всех иных предметов и явлений реальности. Эти два разряда определяются не только по смысловым вопросам, но и по грамматической форме винительного падежа множественного числа и винительного падежа исключительного числа существительных мужского рода.

Вам понадобится

  • — анализируемое имя существительное.

Инструкция

1. Одушевленные имена существительные служат названиями живых существ – людей и звериных. Определяйте категорию одушевленности по смысловому вопросу «кто?». Скажем, девчонка, кошка, журавль. Обратите внимание на сложно определяемые варианты: (кто?) мертвец, марионетка, ферзь.

2. При происхождении сложностей в определении категории одушевленности поставьте имя существительное в форму винительного падежа множественного числа и родительного падежа множественного числа. Если она совпадает, то это одушевленное существительное. Скажем, (вижу) девчонок, марионеток – (нет) девчонок, марионеток. В исключительном числе категория одушевленности грамматически выражена только у существительных мужского рода II склонения (конь, жираф). Скажем, (вижу) жирафа – (нет) жирафа.

3. Неодушевленные имена существительные дают названия предметам и явлениям реальности, которые не причисляют к живым существам. Категорию неодушевленности определяйте по смысловому вопросу «что?». Скажем, (что?) луч, светило, чувство.

4. Категория неодушевленности выражена в совпадении форм винительного и именительного падежа множественного числа, скажем: (что?) народ – (вижу) народ. Также эти формы совпадают у существительных мужского и среднего рода II склонения, скажем: (что?) стол, поле – (вижу) стол, поле.

5. Обратите внимание, что категория одушевленности / неодушевленности выражена у местоименных существительных. Собственные местоимения «я», «ты», «мы», «вы», «он», «она», «оно», «они», относительное «кто» и его производные, определительное «все», не соотносясь напрямую с живыми существами, являются грамматически одушевленными, т.к. у них совпадают формы винительного и родительного падежей. У остальных местоимений эта категория не выражена.

6. Как изменяемый морфологический знак эта категория также выражена у прилагательных, притяжательных местоимений типа «мой», «наш», полных форм причастий и числительных «два», «три», «четыре», «оба». Сравните: (вижу) наши новые стены – (вижу) наших новых учеников. При противопоставлении форм винительного падежа множественного числа выявляется переменный знак одушевленности / неодушевленности у этих частей речи.

Род существительного определяет окончание зависимого слова (к примеру, прилагательного либо причастия), а в некоторых случаях и форму подлежащего (глагол, в прошедшем времени). В словах славянского происхождения и заимствованных доводится руководствоваться абсолютно различными критериями.

Вам понадобится

  • — выход в интернет;
  • — пособия по русскому языку.

Инструкция

1. Поставьте существительное в исходную форму (исключительное число, именительный падеж). Выделите окончание. Существительное принадлежит к мужскому роду, если окончание нулевое (ветер, компьютер) либо «а», «я» (Саша, дядя). Женскому роду присущи окончания «а», «я» (колонка, гостья) либо мягкий знак (ночь, печь). Средний род заканчивается на «о», «е», но существует группа разносклоняемых существительных среднего рода с окончанием «я»: время, пламя.

2. В заимствованных словах род определяется в индивидуальном порядке. Множество слов из французского языка с «о» либо «е» в конце схожи с существительными среднего рода и, как водится, относятся к этой же группе: шардоне, пальто, какао. В то же время, невзирая на споры, «кофе» до сего времени определяется как существительное мужского рода.

3. Род географических наименований определяется по категории: город Токио, город Хельсинки, город Сочи, княжество Монако, государство Гаити. Меняется категория – меняется и род существительного.

4. Род в аббревиатуре определяется по опорному слову: ССС – союз, мужской род; КНДР – республика, женский род; ЕЭС – союз, мужской род и т.д.

5. Предметы, обыкновенно упоминаемые в паре, доводится запоминать: сандалии – сандалия, женский род; мокасины – мокасин, мужской род; ботфорты – ботфорт, мужской род и т.п.

6. Род составного существительного определяется по основной части: веб-страница, женщина-воин и пр. В первом случае первая часть не склоняется, следственно род женский. Во втором случае обе части склоняются, следственно предпочесть род дозволено, исходя из контекста.

7. В случае сомнения обращайтесь к особым пособиям и справочникам. Как водится, все заимствованные слова входят в орфографические и другие словари, следственно обнаружить нужное не составит труда. Ряд пособий по русскому языку указан ниже.

Окончание — значимая морфема в русском языке, в различие от большинства иностранных языков. Именно она объединяет слова между собой, превращая их в словосочетания и предложения. Знание поставить окончание верно, значимо для письма и положительной речи.

Инструкция

1. Окончание в русском языке имеется у всех частей речи, помимо наречий и деепричастий (именно следственно они не изменяются). С поддержкой верно поставленного вопроса дозволено с легкостью определить, как должно писаться безударное окончание у определенного слова.

2. Если вы хотите определить, какое окончание имеет прилагательное, то вам поможет вспомогательное слово-вопрос «какой?». По его ударному окончанию видно, какая буква должна писаться в проверяемом слове. Скажем: «Добродушного человека сложно не подметить» — задайте вопрос: «человека (какого?) добродушного». Верное окончание «ого».

3. То же самое относится к причастиям и порядковым числительным, отвечающим на вопросы «какой?/который?». Скажем: «С уходящей платформы» — «платформы (какой?) уходящей».

4. Окончания бывают мягкими и твердыми. Следственно изредка вопрос и проверяемое слово могут немножко не совпадать в окончаниях. В таких случаях, глядите по смыслу. Зачастую взаимозаменяемы, скажем, «ой-ый-ий», «ого-его», «ому-ему», «ым-им», «ом-ем».

5. Запомните, что в именительном и винительном падежах причастия и прилагательные в исключительном числе мужского рода имеют окончание «ый/ий».

6. В притяжательных прилагательных (помимо и. п. и в. п.) и тех, что образованы от наименований календарных месяцев, перед окончанием присутствует мягкий знак. Скажем, «лисьего», «октябрьский».

7. Также положительно данный вопрос помогает определить окончание у существительных и глаголов. Отвечая на вопросы «кто?, что?» (у существительных) и «что делать?, что сделать?» (у глаголов), вы получаете исходную форму слова, по которой и необходимо определять, как верно писать окончание в слове.

Видео по теме

Полезный совет Будьте внимательны, вопрос задается от основного слова (почаще это существительное) к зависимому. Если не сберечь эту логику, то дозволено получить неверный итог.

Обратите внимание! Финаль -СЯ у причастий суффикс: разыгравшийся, разросшемуся.

Полезный совет Не путайте у причастий зависимое и определяемое слова. Вопрос задавайте только от определяемого.

jprosto.ru

Окончания причастий: правописание

Образование 1 сентября 2016

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.

окончания причастий

  • Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи мужского рода единственного числа именительного падежа.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

Применим это правило, просклоняв причастия.

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

родит. п.

какого?

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

дательн. п.

к какому?

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

винитель. п.

какой? какое?

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

творит. п.

с каким?

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

предлож. п.

о каком?

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий в женском роде в ед. числе

родит. п.

какой?

нет отбеливающей пасты

дательн. п.

к какой?

к отбеливающей пасте

винитель. п.

какую?

увидел отбеливающую пасту

творит. п.

с какой?

с отбеливающей пастой

предлож. п.

о какой?

об отбеливающей пасте

окончания причастий во множеств. числе

родит. п.

каких?

нет дезинфицирующих средств

дательн. п.

к каким?

к дезинфицирующим средствам

винитель. п.

какие?

увидел дезинфицирующие средства

творит. п.

с какими?

с дезинфицирующими средствами

предлож. п.

о каких?

о дезинфицирующих средствах

Видео по теме

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

  1. На пестреющ… лужайке.
  2. Опавш… листву.

    гласные в окончаниях причастий

  3. О летающ... мотыльке.
  4. За отнят… игрушку.
  5. К сидящ… малышке.
  6. Ребят, рассказывающ… о путешествии.
  7. От растревоженн… улья.
  8. Народы, борющ…ся за свободу.
  9. Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
  10. Плескавш…ся волну.

Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

действующий предмет

предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета

котом (что он сделал?) запрыгнул

(каким?) запрыгнувшим

из чашки (что с ней сделал?) опрокинул

(какой?) опрокинутой

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.окончание причастий и прилагательных

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

  1. В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

    окончания глаголов и причастий

  2. Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.

    падежные окончания причастий

  9. Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

Практическое задание № 4

Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

  1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
  3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
  5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Практическое задание № 5

Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

Ответы к практическим заданиям

№ 1

  1. На пестреющей (какой?) лужайке.
  2. Опавшую (какую?) листву.
  3. О летающем (каком?) мотыльке.
  4. За отнятую (какую?) игрушку.
  5. К сидящей (к какой?) малышке.
  6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
  7. От растревоженного (какого?) улья.
  8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
  9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
  10. Плескавшуюся (какую?) волну.

№ 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
  2. Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
  3. По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.

    правописание падежных окончаний причастий

  4. Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
  5. В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
  6. На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
  7. В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
  8. На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
  10. За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.

№ 3

  1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.

№ 4

  1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
  3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
  5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

№ 5

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

Глаголы и причастия

Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
  • Собака лает – лающая собака.
  • Мальчик стоит – стоящий мальчик.
  • Грибы собрали – собранные грибы.
  • Поле засеяли – засеянное поле.
  • Рассказали историю – рассказанная история.
  • Лёд растаял – растаявший лёд.
  • Местность исследовали – исследованная местность.
  • Вещи разбросали – разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали – обрадованные дети.
  • Окна осветились – освещённые окна.
  • Океан дремлет – дремлющий океан.
  • Тропинки заросли – заросшие тропинки.
  • Слова написали – написанные слова.
  • Стоят столбы – столбы стоящие.
  • Волны пенятся – пенящиеся волны.

личные окончания причастий

  • Предмет движется – движущийся предмет.
  • Птиц потревожили – потревоженные птицы.
  • Народ борется – борющийся народ.
  • Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли – вырытая канава.

Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:

ед.число

мн. число

1 лицо

я читаю, я вижу

мы читаем, мы видим

2 лицо

ты читаешь, ты видишь

вы читаете, вы видите

3 лицо

он читает, он видит

они читают, они видят

В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:

ед.число

мужской род

он читал, видел

женский род

она читала, видела

средней род

оно читало, видело

множественное число

они читали, видели

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Личное окончание глаголов. Правописание Образование Личное окончание глаголов. Правописание

Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь имен...

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий: правила, примеры. Глаголы первого спряженияОбразование Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий: правила, примеры. Глаголы первого спряжения

Русский язык достаточно сложный для изучения. Поэтому очень важно постоянно обновлять память, вспоминая школьную программу, чтобы поддерживать уровень владения языком. Даже если в школе вы учились на одни пятерки, пов...

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: правописаниеОбразование Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: правописание

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробу...

Окончания глаголов 1 и 2 спряжения, правописаниеОбразование Окончания глаголов 1 и 2 спряжения, правописание

Наибольшие трудности при изучении курса морфологии у учащихся вызывают окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Их очень часто путают друг с другом, забывают немаленький список исключений. Как же быстро и качественно изучи...

Правописание суффиксов причастий: как приучить себя к двойному «н»Образование Правописание суффиксов причастий: как приучить себя к двойному «н»

Не зря говорят, что русский язык считается вторым по сложности. На первом месте китайский, но в его иероглифах вы вряд ли найдете тему «Правописание суффиксов причастий». Но бог с ней, с китайской грамотой...

Правописание не с причастиями Образование Правописание не с причастиями

Для того чтобы понять правописание причастий с частицей не, нужно вспомнить, что такое причастие. Мы знаем, что это такая форма глагола, которая обозначает признак в действии и обладает свойствами и глагола, и прилага...

Сценарий: окончание 1 класса (праздник для детей)Дом и семья Сценарий: окончание 1 класса (праздник для детей)

Конец мая – радостное событие у многих детей и родителей: окончание 1 класса. Праздник по этому поводу устроить нужно обязательно! Ведь первоклассники – народ особый. Обучение в школе для них - пока ещё св...

 Пересадка винограда осенью после окончания листопадаДомашний уют Пересадка винограда осенью после окончания листопада

Виноград - это щедрый дар природы, вкусный и благодаря своим свойствам антиоксиданта необычайно полезный. Районированные сорта этого южного растения приспособлены к различным условиям и вызревают даже в умеренном клим...

Можно ли чистить зубы перед причастием? Что можно и что нельзя перед причастием?Духовное развитие Можно ли чистить зубы перед причастием? Что можно и что нельзя перед причастием?

Многие православные верующие задают вопрос батюшкам очно, через интернет или интересуются у родных: можно ли чистить зубы перед причастием? Но это далеко не единственное, что могут спросить не только новички. Очень мн...

Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны?Духовное развитие Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны?

Когда человек входит в храм Божий, он сразу чувствует, что попал в какую-то особую величественную и в то же время очень умиротворяющую обстановку – на небо, которое, однако, находится на земле. Здесь все несет в...

monateka.com

Окончания причастий: правописание

Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных – одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое – такое же, как и правописания окончаний прилагательных:

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.

окончания причастий

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

Применим это правило, просклоняв причастия.

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

родит. п.

какого?

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

дательн. п.

к какому?

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

винитель. п.

какой? какое?

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

творит. п.

с каким?

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

предлож. п.

о каком?

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий в женском роде в ед. числе

родит. п.

какой?

нет отбеливающей пасты

дательн. п.

к какой?

к отбеливающей пасте

винитель. п.

какую?

увидел отбеливающую пасту

творит. п.

с какой?

с отбеливающей пастой

предлож. п.

о какой?

об отбеливающей пасте

окончания причастий во множеств. числе

родит. п.

каких?

нет дезинфицирующих средств

дательн. п.

к каким?

к дезинфицирующим средствам

винитель. п.

какие?

увидел дезинфицирующие средства

творит. п.

с какими?

с дезинфицирующими средствами

предлож. п.

о каких?

о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:

  1. На пестреющ… лужайке.
  2. Опавш… листву.

    гласные в окончаниях причастий

  3. О летающ... мотыльке.
  4. За отнят… игрушку.
  5. К сидящ… малышке.
  6. Ребят, рассказывающ… о путешествии.
  7. От растревоженн… улья.
  8. Народы, борющ…ся за свободу.
  9. Из блюдечка, опрокинут… котёнком.
  10. Плескавш…ся волну.

Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

действующий предмет

предмет, испытывающий действие со стороны другого предмета

котом (что он сделал?) запрыгнул

(каким?) запрыгнувшим

из чашки (что с ней сделал?) опрокинул

(какой?) опрокинутой

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.окончание причастий и прилагательных

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:

  1. В окно видно заросш… кустарником побережье реки.

    окончания глаголов и причастий

  2. Мы свернули к речке, разливш…ся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, отдавш… жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над заросш… окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул шедш… на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, интересующ…. Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами ожидаем…, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, основанн… ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, направленн… на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.

    падежные окончания причастий

  9. Мы были рады крупному дождю, успевш… прибить пыль, но не успевш… навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, покупаем… честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, продвигавш…ся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, разливавш…ся на веранде.

Практическое задание № 4

Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

  1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
  3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
  5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Практическое задание № 5

Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

Ответы к практическим заданиям

№ 1

  1. На пестреющей (какой?) лужайке.
  2. Опавшую (какую?) листву.
  3. О летающем (каком?) мотыльке.
  4. За отнятую (какую?) игрушку.
  5. К сидящей (к какой?) малышке.
  6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
  7. От растревоженного (какого?) улья.
  8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
  9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
  10. Плескавшуюся (какую?) волну.

№ 2

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?

  1. В написанном (что с ним сделал? – страд.) учеником сочинении.
  2. Распиленную (что с ней сделал? – страд.) плотником доску.
  3. По ведущей (что она делает? – действ.) в парк тропинке.

    правописание падежных окончаний причастий

  4. Посаженных (что с ними сделали? – страд.) нами цветов.
  5. В проверенной (что с ними сделали?) учителем тетради.
  6. На плескавшуюся (что она делает? – действ.) у берега волну.
  7. В построенном (что с ним сделали? – страд.) в деревне доме.
  8. На покрашенном (что с ним сделали? – страд.) зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий (что он делает? – действ.) с площадки вертолёт.
  10. За летящим (что он делает? – действ.) над лесом самолётом.

№ 3

  1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.

№ 4

  1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
  3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
  5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

№ 5

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

Глаголы и причастия

Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная – причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел – поспевший крыжовник.
  • Собака лает – лающая собака.
  • Мальчик стоит – стоящий мальчик.
  • Грибы собрали – собранные грибы.
  • Поле засеяли – засеянное поле.
  • Рассказали историю – рассказанная история.
  • Лёд растаял – растаявший лёд.
  • Местность исследовали – исследованная местность.
  • Вещи разбросали – разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали – обрадованные дети.
  • Окна осветились – освещённые окна.
  • Океан дремлет – дремлющий океан.
  • Тропинки заросли – заросшие тропинки.
  • Слова написали – написанные слова.
  • Стоят столбы – столбы стоящие.
  • Волны пенятся – пенящиеся волны.

личные окончания причастий

  • Предмет движется – движущийся предмет.
  • Птиц потревожили – потревоженные птицы.
  • Народ борется – борющийся народ.
  • Тростники колышутся – колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли – вырытая канава.

Но различить их довольно просто – окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам:

ед.число

мн. число

1 лицо

я читаю, я вижу

мы читаем, мы видим

2 лицо

ты читаешь, ты видишь

вы читаете, вы видите

3 лицо

он читает, он видит

они читают, они видят

В изъявительном наклонении в прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам:

ед.число

мужской род

он читал, видел

женский род

она читала, видела

средней род

оно читало, видело

множественное число

они читали, видели

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.

загрузка...

worldfb.ru