Методический материал по русскому языку Определение темы и основной мысли текста 1-4 класс. Определение темы и основной мысли текста


разбор понятий, связь и различие темы и идеи, выявление идеи текста

Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.

Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?

Тема и основная мысль: связь и различие

С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.

Тема

В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.

Основная мысль

Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.

Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.

Как определить тему текста

Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.

Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:

  1. Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
  2. Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
  3. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.

Как выделить основную мысль

При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.

Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:

  1. Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
  2. Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
  3. Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
  4. Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
  5. Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.

Пошаговая инструкция

При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:

  1. Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
  2. Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:

    • автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
    • автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
    • автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
  4. Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
  5. Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
  6. Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
  7. Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.

В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.

Видео

В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.

liveposts.ru

Что такое тема текста и как ее определить?

Работа с текстом - это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

Текст: основные характеристики и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия "текст". Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов. Что такое тема текстаТакие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст - это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Что такое главная тема текста

Первый и самый основной - единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея - то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова "Мартышка и очки". Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста - связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак - смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

Виды тем текста

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев - столько микротем.

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Тема и мысль текста

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы - например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема - любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь - всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, "Нищий"), любовь - самое светлое чувство в жизни человека и т. д.Что такое основная тема текста

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.Виды тем текста

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

fb.ru

Определение темы и основной мысли текста

Что такое тема текста и как ее определить?

Работа с текстом - это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

Текст: основные характеристики и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия "текст". Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов.

Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст - это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной - единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея - то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова "Мартышка и очки". Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста - связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак - смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

Виды тем текста

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев - столько микротем.

Как правильно работать с текстом?

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы - например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема - любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь - всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, "Нищий"), любовь - самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

fb.ru>

Как определить основную мысль текста?

Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

Для того чтобы усовершенствовать

ум, надо больше размышлять, чем

заучивать.

Р.Декарт.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

1. Выявления темы текста

2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту

3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)

4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)

5. Выводы

Модель написания сочинения-рассуждения

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания). Тема текста – это то, о чем говорится в тексте. Нужно обратить внимание и на абзацное членение текста, ибо каждый абзац – микротема, и в них также можно определить тему.

клише:

… — вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о…

Автор обращается к актуальной теме — теме…

Этот текст о …

Работа с основной мыслью текста-рассуждения.

Работая с текстом, стараясь понять информацию (содержание, мысль), заложенную автором в данном тексте, мы прежде всего должны определить тему текста (о чём говорится) и его основную мысль (тезис), так как именно основная мысль определяет основное содержание текста:

Основная мысль текста - это сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак.

Как определить основную мысль текста?

1. Основная мысль (тезис) должна быть ясной, поэтому в аналитическом тексте она часто формируется как простое предложение с подлежащим и сказуемым (двусоставное). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём), а сказуемое – то ”новое“, что по этой теме будет говориться.

Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

2. Для читателя удобно, когда в формулировке основной мысли не использованы слова в переносном значении, например метафоры.

Если в тезисе всё-таки употребляются слова в переносном значении, то при работе с текстом их можно заменить синонимичными словами в прямом значении. Читатель эту замену может делать мысленно, а может оформить её в своих рабочих записях.

3. Через весь текст проходят цепочки слов, сохраняющие, во-первых, тему тезиса, во-вторых, его ”новое“.

4. Основная мысль не просто предъявляется в тексте, она получает в нём своё развитие, углубляется, обосновывается. В рассуждении для этого используются доводы. Каждый довод представляет читателю новую грань основной мысли.

Обычно (но не всегда) каждый довод выделяется в отдельный абзац.

Довод обязательно должен быть связан по своему содержанию с основной мыслью, он должен содержать необходимые смысловые оттенки в её раскрытии.

5. При анализе текста доводы, как и основная мысль, формулируются таким образом, чтобы подлежащее и дополнения по смыслу перекликались с темой тезиса, сказуемое, обстоятельства или определения - ”новым“ тезиса.

studopedia.ru>

Как определить тему и основную мысль текста?

Эльвира сагидуллина

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу. основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось

Елена ладынина

ТЕМА (греч. thema – то, что положено в основу) , т. е. тема – это то, о чём говорится в тексте. Тема – смысловое ядро текста, она «должна управлять» созданием текста. В тексте может быть не одна тема, а несколько, тогда мы говорим о его тематике. Тема часто бывает сформулирована в заглавии текста. ПРОБЛЕМА- вопрос, волнующий автора текста. Этот вопрос возникает и в нашем сознании по мере знакомства с текстом. Он требует решения или освещения и непосредственно рассматривается автором в тексте. Иначе говоря, проблема – это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому наибольшее внимание. Совокупность вопросов, часто взаимосвязанных, называется проблематикой. Основная мысль = ИДЕЯ (греч. idea – понятие представление) – главная мысль, лежащая в основе текста. Это отношение автора к тому, о чём он рассуждает, рассказывает, вывод. Рассматривая ту или иную проблему, автор, как правило, стремится разрешить её, ответить на поставленный, (-ые) вопрос (-ы), т. е. дать идейную оценку. Идея текста – это выражение авторского отношения к изображаемому. Главная мысль не всегда может быть выражена однозначно, даже если формулируется автором прямо и непосредственно. В художественном тексте чаще всего идея вообще словесно не выражена, а в сознании воспринимающего формируется путем обобщения разных смыслов текста. Идея здесь – это эмоционально-обобщающая образная мысль. Она воплощена в тексте всеми словесными средствами выражения содержания. А потому её только очень приблизительно можно сформулировать в виде отвлечённого суждения. В таком случае возможны различные интерпретации текста.

Animekit

Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой разговорный, публицистический, художественный В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному В разговорном используются различные диалекты и т. д В официально деловом стиле обычно пишутся документы Публицистический стиль используется в журналах, газетах Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д. Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо ну вот и всё:)

Егор карась

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу. основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось

Саша лопатин

Тема текста определяется по названию Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой разговорный, публицистический, художественный В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному В разговорном используются различные диалекты и т. д В официально деловом стиле обычно пишутся документы Публицистический стиль используется в журналах, газетах Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д. Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо ну вот и всё:)

Диана амирова дамировна

Чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу. основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось

Ольга салдаева

чтобы определить тему, нужно задать вопрос: О чем это произведение? можно сделать краткий пересказ, то есть, фабулу. основная мысль - что хотел сказать автор этим произведением. Пример: Кому на Руси жить хорошо Некрасова. что хотел сказать автор? - о том, что в то время никому хорошо не жилось Основная мысль определяется после прочтения текста, т. е. самое основное, о чём говорится в тексте, что хотел до читателя донести автор Стиль текста определяется по самому тексту, т. е. бывает научный, официально -деловой разговорный, публицистический, художественный В научном используются термины, автор не указывает собственного отношения к написанному В разговорном используются различные диалекты и т. д В официально деловом стиле обычно пишутся документы Публицистический стиль используется в журналах, газетах Художественный стиль отличается обширным использованием эпитетов, метафор и. д. Типы текста: Повествование (рассказывается о чём-либо), описание (описывается предмет, город, место, т. е. его характеристика, внешние данные и т. д.), и рассуждение (автор пытается ответить на вопрос поставленный им в тексте, пытается разобраться в чём-либо Легко и просто, возьми и подумай.

Что такое тема текста?

Наталия тузина

Фа́була — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея– это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

Читайте также

zna4enie.ru

Тема текста, основная мысль текста.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  Тема текста, основная мысль текста. Урок русского языка в 5 классе Описание слайда:

Тема текста, основная мысль текста. Урок русского языка в 5 классе

2 слайд Цель урока: закрепление и обобщение изученного о теме и основной мысли текста Описание слайда:

Цель урока: закрепление и обобщение изученного о теме и основной мысли текста Задачи: закрепить коммуникативные знания о теме и основной мысли высказывания; развивать устную и письменную речь учащихся; повторить правописание слов, в которых могут быть допущены орфографические ошибки; развивать догадку, воображение, литературно-творческие способности учащихся.

3 слайд Фронтальный опрос: - Что такое тема текста? - Где чаще всего отражается тема? Описание слайда:

Фронтальный опрос: - Что такое тема текста? - Где чаще всего отражается тема? - Что такое основная мысль текста? - Где может быть выражена основная мысль текста?

4 слайд - Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говор Описание слайда:

- Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится.) - Где чаще всего отражается тема? (Очень часто тема текста отражается в его заглавии.) - Что такое основная мысль текста? (Это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.) - Где может быть выражена основная мысль текста? (Основная мысль текста может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.)

5 слайд Работа с текстом Тропинка Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёл Описание слайда:

Работа с текстом Тропинка Через п..ляны, через душ…стый с..сновый бор и весёлые берёзовые переле…ки в…ётся л…сная тр…пинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тр..пинке. Гуляя в лесу, мы слыш..м и вид…м, как ж…вут звери и птицы, растут, разг..варивают между собой д…рев..я и меняют(?)ся вр..мена года. Много ч…дес раскрыла (перед) нами л…сная любимая тр…пинка.

6 слайд Работа с текстом (устно) Что называется текстом? Текст – это несколько предло Описание слайда:

Работа с текстом (устно) Что называется текстом? Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить. У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии? (тема текста)

7 слайд Работа с текстом (устно) Что называется темой текста? Тема текста – то, о чем Описание слайда:

Работа с текстом (устно) Что называется темой текста? Тема текста – то, о чем говорится в тексте. 2. Что такое основная мысль текста? Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор. 3. Какова тема нашего текста? Тема текста – лесная тропинка. 4. Какова основная мысль текста? Лесная тропинка интересна, любима.

8 слайд Работа с текстом (устно) 5. Тема и основная мысль текста раскрываются постепе Описание слайда:

Работа с текстом (устно) 5. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их. 1. Начало (1-е предложение). 2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что мы видим и слышим, гуляя по тропинке). 3. Заключение (последнее предложение. Оно же конец предложения). Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

9 слайд Внесите в отрывок из сочинения школьницы исправления в соответствии с замечан Описание слайда:

Внесите в отрывок из сочинения школьницы исправления в соответствии с замечаниями, сделанными на полях

10 слайд Работа с текстом (письменно) Цель: озаглавить, списать текст; определить тему Описание слайда:

Работа с текстом (письменно) Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста. На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.

11 слайд Работа с текстом (устно) Можно ли этот отрывок назвать текстом? Назовите осно Описание слайда:

Работа с текстом (устно) Можно ли этот отрывок назвать текстом? Назовите основные признаки текста. Заглавие (Цветущая верба) тема ( цветущая верба) основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске) связность (верба – она- деревце) композиционная завершенность.

12 слайд Подведение итогов урока Что такое тема и основная мысль текста? Помогло ли ва Описание слайда:

Подведение итогов урока Что такое тема и основная мысль текста? Помогло ли вам увиденное на уроке узнать больше о том, что такое тема и основная мысль текста? Почему необходимо знать, что такое тема и основная мысль текста? В каких случаях это обязательно пригодится?

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-207493

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Методический материал по русскому языку Определение темы и основной мысли текста 1-4 класс

Определение темы и основной мысли текста.

Манакова Е.Ю., учитель начальных классов МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа № 3»

В последние годы перед обществом встали новые проблемы гуманизации, демократизации. Остро ощущается потребность в личности, умеющей хорошо адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, способной к самоопределению, саморазвитию и самообучению. В связи с этим и перед школой стоят новые задачи. Прежде всего это развитие личности, а значит приоритет целей воспитания и развития. При этом более эффективно осуществляются цели обучения. Изменения целей несет изменение других компонентов.Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать новую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создать условия для овладения учеником УУД, основу которых составляет развитие речи. Оно придает всему процессу обучения четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить осмысленно воспринимать материал, развить интерес к учению.Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.Развитие речи – важная задача обучения родному зыку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная речь ученика – показатель его умственного развития. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно и составная (практическая) часть уроков литературного чтения и русского языка.Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.«Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то для них гораздо труднее учиться», - считал К.Д. Ушинский.Великий педагог предъявлял следующие требования к упражнениям и приемам работы над предложением и развитием связной речи:«Дар слова развивается не иначе как от упражнений Но какого же рода должны быть эти упражнения?.а) Они должны быть по возможности самостоятельнымиб) Упражнения должны быть систематические Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг впередв) Упражнения должны быть логические развивать в детях дар слова – значит развить в них логичность мышления Привычка к нему дает возможность учащимся учить урок логически, т.е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенные, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы, слова..г) Упражнения должны быть изустные и письменные, и притом изустные должны предшествовать письменным».Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткие задания», которые дисциплинируют мысль и направляют в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и др.Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.Стремясь передать текст буквально, ребенок плохо пересказывает, не может выделить в тексте главную мысль и донести это главное до слушателя. Следовательно, необходимо научить детей определять тему – то, о чем говорится в тексте – и основную мысль текста – то главное, что хотел донести автор до читателя.Не осознавая смысла всего текста и частей, не усвоив содержания и речевых особенностей произведения, ученик своими пропусками, недомолвками, нелогичными перестановками мысли, неумелой заменой слов искажает и мысль, и стиль писателя. Научившись определять основную мысль и тему текста, ученик глубже понимает изучаемый материал, активизируется его мыслительная и речевая деятельность. В итоге обучение становится для ребенка не «обузой», а «радостным трудом». Это умение позволяет ребенку освоить коммуникативные навыки. Учащиеся с 1-го класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить связно, по порядку.Опираясь на теорию связной речи Н. И. Жинкина, были вычленены те специальные умения, которым надо учить в школе, развивать навыки связной речи учащихся, и которые должный помочь говорящему, создавая текст, стать на точку зрения слушателя, реализовать как можно лучше свой замысел. Это следующие коммуникативные умения:Умение раскрывать тему высказывания.Умение раскрывать основную мысль высказывания.Умение собирать материал к высказыванию.Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.Умение совершенствовать написанное.Умение строить высказывание в определенной композиционной форме.Умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.Формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи. Отрабатывая под руководством учителя умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, ученик вслушивается, вчитывается в формулировку темы, осознает ее, вычленяет то главное, что предусмотрено этой темой, и таким образом понимает, о чем ему надо рассказывать и какую основную мысль надо донести до слушателей или читателей.Можно выделить следующие этапы формирования умения определять основную мысль и тему текста:Составление предложений на определенную тему.Озаглавливание текста с опорой на тему, выраженную в тексте прямо.Составление плана текста.Определение основной мысли и темы текста, если она прямо автором не сформулирована.Для работы по первому этапу применяю следующие упражнения: подбор слов по теме, составление предложений по сюжетной картинке; составление рассказа по серии картинок; составление рассказа по сюжетной картинке от лица какого – нибудь персонажа; создание текста по заданному слову, предложению, фразеологическому обороту, рисунку и вопросу на заданную тему; составление продолжения рассказа; нахождение в тексте предложений «не на тему»; работа с широкой и узкой темой.На втором этапе предлагаю такие упражнения: озаглавить текст и объяснить почему именно так назван текст; выбрать из нескольких заголовков наиболее подходящий к тексту; найти и прочитать предложение, которое раскрывает тему текста; восстановление деформированного текста; определение темы текста; анализ заголовка готового текста с опорой на тему; рисование картинки на тему, подбор заголовка, который бы отражал тему и составление рассказы по этой картинке.На третьем этапе совместно с учащимися вырабатываю алгоритм составления плана текста. Дети не только запоминают его, но и обосновывают последовательность действий. На этом этапе хорошие результаты достигаются при использовании методики А.Г.Ривина – методики по абзацной проработки текста.На четвертом этапе большое внимание уделяю работе с пословицами, баснями, народными сказками. Задания могут такими: передать смысл пословицы, сформулировать тему; опираясь на пословицу «развернуть» свою мысль и составить небольшой рассказ, поучительную сказку, текст – рассуждение. Так же применяю «обратную методику А.Г.Ривина» - по готовому плану восстанавливается содержание текста.Развитие речи учащихся – это большой, каждодневный труд. Соблюдение требований к упражнениям по развитию речи, выдвинутые еще К.Д.Ушинским:- возможная самостоятельная детей;- системность;- логичность;- последовательность устных упражнений и письменныхПозволят учителям добиться определенных успехов в обучении детей. Такая работа помогает детям в дальнейшем ориентироваться в понятии «тема» и «основная мысль текста», создавать работы, где дети выражают свои чувства, свое отношение к излагаемому. Приобретенные навыки и умения в определении темы и основной мысли текста являются ступенькой к построению самостоятельного монологического высказывания.

Литература.

Вербицкая М.В., Волошина О.И. Чтение. Тесты: Начальная школа. 1- 3 кл.1 – 4 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 1999 г.Гребенченко Л.В, Виды заданий по формированию связной речи. – журнал «Начальная школа», № 9 – 2001 г., с.100.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985 г.Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984 г.Ушинский К.Д. Родное слово. – Собр. Соч. в в6 – ти т. М.; Л.: ИздательствоАПН РСФСР, 1946 г., т.6.Т.Г. Рамзаева. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. – СПб: «Специальная Литература», 1998.Речевые уроки: Кн. Для учителя нач. классов/ Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.М. Сорокина и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1995 г.Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. В.К. Дьяченко // Начальная школа - № 1 – 1998.

Приложение

Технологическая картаТема: Работа с текстом. Определение темы и основной мысли текста.Учитель: Манакова Е.Ю.

Логическая структура Ц1 Д1 Ц2 Д2 Ц3 Д3( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( (

Целеполагание

ДиагностикаКоррекция

Ц1– учить составлять предложения на определенную темуД1 1. Из предложения выбери точный ответ на поставленный вопрос.2. Прочитай текст. Выбери предложения, дающие точный ответ на вопрос.3. Задай вопросы к прочитанному тексту.

1. Внимательно прочитай все предложения или текст.2. Прочитай только те предложения, в которых говорится о предмете.3. Выбери точный ответ на вопрос.

Ц2 – уметь озаглавливать текст с опорой на тему, выраженную в тексте прямо.Д21. Определи, о чем этот текст.2. Из нескольких предложенных заголовков выбери тот, который отражает тему текста.3. Прочитай текст. Найди предложения «не на тему».4. Напиши несколько предложений на тему, выраженную в заголовке.

1. Внимательно прочитай заголовок или текст.2. О чем говорится в этом тексте?3. Найди лишнее предложение или лишний заголовок.

Ц3 – уметь составлять план текста.Д3 1. Восстанови порядок выполнения действий при составлении плана текста.2. Дополни алгоритм при составлении плана текста.3. Составь план определенного текста.4. Найди ошибки, допущенные при составлении плана конкретного текста.

1. Вспомни алгоритм составления плана.2. Действуя по алгоритму составь план текста.

Ц4 – уметь определять тему и основную тему текста, если она прямо автором не сформулирована.Д4 1.В чем основной смысл басни? Выбери правильный ответ.2. Прочитай басню. Определи, о ком басня? В чем основной смысл этой басни? (выбери нужное предложение).3. Сформулируй основной смысл пословицы и определи ее тему.4. Составь небольшой текст на тему по плану.

Прочитай предложенный текст. Подумай что главное хотел сказать автор. Определи смысл текста.

Дозирование самостоятельной деятельности.

«стандарт»«хорошо»«отлично»

Б1 – подбор слов по теме;- из нескольких вариантов выбери ответ на вопрос.- из нескольких слов составь предложение по теме

- составь предложения по сюжетной картинке;- составь предложение по заданному слову;- найди в тексте ответ на вопрос.- составь рассказ по сюжетной картинке;- составь текст по вопросу;- задай вопросы к тексту.

Б2 – прочитай перечисленные темы. О чем эти произведения?- прочитай текст. Удачное ли название выбрано для него?- выбери заголовок, который больше всего подойдет к тексту.

- найди в тексте предложения «не на тему».- из перечисленных тем назови широкую и узкую тему.- к написанным на доске широким темам придумай узкую тему.- составь несколько связанных между собой предложений по сюжетной картинке;- придумай текст по заданному предложению.

Б3– Прочитай предложенный алгоритм составления плана текста. Со всем ли ты согласен? Восстанови порядок в алгоритме.

- Прочитай текст. Раздели его на смысловые части. Выдели основную мысль каждой части. Озаглавь ее. Запиши план.- прочитай текст. Прочитай план к этому тексту. Согласен ли ты с этим планом? Найди ошибки.

Б4– назови мораль басни;- перечисли басни с одинаковым смыслом;- из перечисленных пословиц найди две похожие по смыслу.- сформулируй смысл пословицы;- подбери пословицы на тему;- назови сказки, имеющие одинаковый урок.- отталкиваясь от данной пословицы, фразеологического оборота «разверни» свою мысль. Текст может быть в форме небольшого рассказа, поучительной сказки, текста – рассуждения.

15

globuss24.ru

Методический материал по русскому языку "Определение темы и основной мысли текста" 1-4 класс

Определение темы и основной мысли текста.

Манакова Е.Ю., учитель начальных классов

МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа № 3»

В последние годы перед обществом встали новые проблемы гуманизации, демократизации. Остро ощущается потребность в личности, умеющей хорошо адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, способной к самоопределению, саморазвитию и самообучению. В связи с этим и перед школой стоят новые задачи. Прежде всего это развитие личности, а значит приоритет целей воспитания и развития. При этом более эффективно осуществляются цели обучения. Изменения целей несет изменение других компонентов.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать новую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создать условия для овладения учеником УУД, основу которых составляет развитие речи. Оно придает всему процессу обучения четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить осмысленно воспринимать материал, развить интерес к учению.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.

Развитие речи – важная задача обучения родному зыку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная речь ученика – показатель его умственного развития.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно и составная (практическая) часть уроков литературного чтения и русского языка.

Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

«Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то… для них гораздо труднее учиться», - считал К.Д. Ушинский.

Великий педагог предъявлял следующие требования к упражнениям и приемам работы над предложением и развитием связной речи:

«Дар слова… развивается не иначе как от упражнений… Но какого же рода должны быть эти упражнения?.

а) Они должны быть по возможности самостоятельными…

б) Упражнения … должны быть систематические… Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперед…

в) Упражнения должны быть логические… развивать в детях дар слова – значит… развить в них логичность мышления… Привычка к нему… дает возможность учащимся учить урок логически, т.е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенные, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы, слова..

г) Упражнения должны быть изустные и письменные, и притом изустные должны предшествовать письменным».

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткие задания», которые дисциплинируют мысль и направляют в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и др.

Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно требовать от ученика рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.

Стремясь передать текст буквально, ребенок плохо пересказывает, не может выделить в тексте главную мысль и донести это главное до слушателя. Следовательно, необходимо научить детей определять тему – то, о чем говорится в тексте – и основную мысль текста – то главное, что хотел донести автор до читателя.

Не осознавая смысла всего текста и частей, не усвоив содержания и речевых особенностей произведения, ученик своими пропусками, недомолвками, нелогичными перестановками мысли, неумелой заменой слов искажает и мысль, и стиль писателя. Научившись определять основную мысль и тему текста, ученик глубже понимает изучаемый материал, активизируется его мыслительная и речевая деятельность. В итоге обучение становится для ребенка не «обузой», а «радостным трудом». Это умение позволяет ребенку освоить коммуникативные навыки.

Учащиеся с 1-го класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к их речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить связно, по порядку.

Опираясь на теорию связной речи Н. И. Жинкина, были вычленены те специальные умения, которым надо учить в школе, развивать навыки связной речи учащихся, и которые должный помочь говорящему, создавая текст, стать на точку зрения слушателя, реализовать как можно лучше свой замысел. Это следующие коммуникативные умения:

  1. Умение раскрывать тему высказывания.

  2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.

  3. Умение собирать материал к высказыванию.

  4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.

  5. Умение совершенствовать написанное.

  6. Умение строить высказывание в определенной композиционной форме.

  7. Умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Формирование этих умений поможет создать высказывание, отвечающее требованиям хорошей речи.

Отрабатывая под руководством учителя умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, ученик вслушивается, вчитывается в формулировку темы, осознает ее, вычленяет то главное, что предусмотрено этой темой, и таким образом понимает, о чем ему надо рассказывать и какую основную мысль надо донести до слушателей или читателей.

Можно выделить следующие этапы формирования умения определять основную мысль и тему текста:

  1. Составление предложений на определенную тему.

  2. Озаглавливание текста с опорой на тему, выраженную в тексте прямо.

  3. Составление плана текста.

  4. Определение основной мысли и темы текста, если она прямо автором не сформулирована.

Для работы по первому этапу применяю следующие упражнения: подбор слов по теме, составление предложений по сюжетной картинке; составление рассказа по серии картинок; составление рассказа по сюжетной картинке от лица какого – нибудь персонажа; создание текста по заданному слову, предложению, фразеологическому обороту, рисунку и вопросу на заданную тему; составление продолжения рассказа; нахождение в тексте предложений «не на тему»; работа с широкой и узкой темой.

На втором этапе предлагаю такие упражнения: озаглавить текст и объяснить почему именно так назван текст; выбрать из нескольких заголовков наиболее подходящий к тексту; найти и прочитать предложение, которое раскрывает тему текста; восстановление деформированного текста; определение темы текста; анализ заголовка готового текста с опорой на тему; рисование картинки на тему, подбор заголовка, который бы отражал тему и составление рассказы по этой картинке.

На третьем этапе совместно с учащимися вырабатываю алгоритм составления плана текста. Дети не только запоминают его, но и обосновывают последовательность действий. На этом этапе хорошие результаты достигаются при использовании методики А.Г.Ривина – методики по абзацной проработки текста.

На четвертом этапе большое внимание уделяю работе с пословицами, баснями, народными сказками. Задания могут такими: передать смысл пословицы, сформулировать тему; опираясь на пословицу «развернуть» свою мысль и составить небольшой рассказ, поучительную сказку, текст – рассуждение. Так же применяю «обратную методику А.Г.Ривина» - по готовому плану восстанавливается содержание текста.

Развитие речи учащихся – это большой, каждодневный труд. Соблюдение требований к упражнениям по развитию речи, выдвинутые еще К.Д.Ушинским:

- возможная самостоятельная детей;

- системность;

- логичность;

- последовательность устных упражнений и письменных

Позволят учителям добиться определенных успехов в обучении детей. Такая работа помогает детям в дальнейшем ориентироваться в понятии «тема» и «основная мысль текста», создавать работы, где дети выражают свои чувства, свое отношение к излагаемому. Приобретенные навыки и умения в определении темы и основной мысли текста являются ступенькой к построению самостоятельного монологического высказывания.

Литература.

  1. Вербицкая М.В., Волошина О.И. Чтение. Тесты: Начальная школа. 1- 3 кл.1 – 4 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 1999 г.

  2. Гребенченко Л.В, Виды заданий по формированию связной речи. – журнал «Начальная школа», № 9 – 2001 г., с.100.

  3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985 г.

  4. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984 г.

  5. Ушинский К.Д. Родное слово. – Собр. Соч. в в6 – ти т. М.; Л.: ИздательствоАПН РСФСР, 1946 г., т.6.

  6. Т.Г. Рамзаева. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. – СПб: «Специальная Литература», 1998.

  7. Речевые уроки: Кн. Для учителя нач. классов/ Т.А. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.М. Сорокина и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1995 г.

  8. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. В.К. Дьяченко // Начальная школа - № 1 – 1998.

Приложение

Технологическая карта

Тема: Работа с текстом. Определение темы и основной мысли текста.

Учитель: Манакова Е.Ю.

Логическая структура Ц1 Д1 Ц2 Д2 Ц3 Д3

            

Целеполагание

Диагностика

Коррекция

Ц1

– учить составлять предложения на определенную тему

Д1

1. Из предложения выбери точный ответ на поставленный вопрос.

2. Прочитай текст. Выбери предложения, дающие точный ответ на вопрос.

3. Задай вопросы к прочитанному тексту.

1. Внимательно прочитай все предложения или текст.

2. Прочитай только те предложения, в которых говорится о предмете.

3. Выбери точный ответ на вопрос.

Ц2

– уметь озаглавливать текст с опорой на тему, выраженную в тексте прямо.

Д2

1. Определи, о чем этот текст.

2. Из нескольких предложенных заголовков выбери тот, который отражает тему текста.

3. Прочитай текст. Найди предложения «не на тему».

4. Напиши несколько предложений на тему, выраженную в заголовке.

1. Внимательно прочитай заголовок или текст.

2. О чем говорится в этом тексте?

3. Найди лишнее предложение или лишний заголовок.

Ц3

– уметь составлять план текста.

Д3

1. Восстанови порядок выполнения действий при составлении плана текста.

2. Дополни алгоритм при составлении плана текста.

3. Составь план определенного текста.

4. Найди ошибки, допущенные при составлении плана конкретного текста.

1. Вспомни алгоритм составления плана.

2. Действуя по алгоритму составь план текста.

Ц4

– уметь определять тему и основную тему текста, если она прямо автором не сформулирована.

Д4

1.В чем основной смысл басни? Выбери правильный ответ.

2. Прочитай басню. Определи, о ком басня? В чем основной смысл этой басни? (выбери нужное предложение).

3. Сформулируй основной смысл пословицы и определи ее тему.

4. Составь небольшой текст на тему по плану.

Прочитай предложенный текст. Подумай что главное хотел сказать автор. Определи смысл текста.

Дозирование самостоятельной деятельности.

«стандарт»

«хорошо»

«отлично»

Б1

– подбор слов по теме;

- из нескольких вариантов выбери ответ на вопрос.

- из нескольких слов составь предложение по теме

- составь предложения по сюжетной картинке;

- составь предложение по заданному слову;

- найди в тексте ответ на вопрос.

- составь рассказ по сюжетной картинке;

- составь текст по вопросу;

- задай вопросы к тексту.

Б2

– прочитай перечисленные темы. О чем эти произведения?

- прочитай текст. Удачное ли название выбрано для него?

- выбери заголовок, который больше всего подойдет к тексту.

- найди в тексте предложения «не на тему».

- из перечисленных тем назови широкую и узкую тему.

- к написанным на доске широким темам придумай узкую тему.

- составь несколько связанных между собой предложений по сюжетной картинке;

- придумай текст по заданному предложению.

Б3

– Прочитай предложенный алгоритм составления плана текста. Со всем ли ты согласен? Восстанови порядок в алгоритме.

- Прочитай текст. Раздели его на смысловые части. Выдели основную мысль каждой части. Озаглавь ее. Запиши план.

- прочитай текст. Прочитай план к этому тексту. Согласен ли ты с этим планом? Найди ошибки.

Б4

– назови мораль басни;

- перечисли басни с одинаковым смыслом;

- из перечисленных пословиц найди две похожие по смыслу.

- сформулируй смысл пословицы;

- подбери пословицы на тему;

- назови сказки, имеющие одинаковый урок.

- отталкиваясь от данной пословицы, фразеологического оборота «разверни» свою мысль. Текст может быть в форме небольшого рассказа, поучительной сказки, текста – рассуждения.

infourok.ru

Определение темы и главной мысли (дополнение к главе Текст и его строение)

скачать Определение темы и главной мысли

(дополнение к главе «Текст и его строение)

В данной главе предметом рассмотрения является текст. Следует обратить внимание на признаки текста, способы и средства связи между частями. Целесообразно дать понятие ключевых слов и их роль в тексте.

Рекомендуемые учебно-тренировочные упражнения связаны с определением темы, основной мысли, выявлением средств связи между частями и нахождением ключевых слов-понятий.

Тема - это предмет речи, то, о чем говорится в тексте, вопрос, который требуется раскрыть в высказывании: «Разрешение темы, ответ на проблему, на поставленный вопрос - это и есть идея произведения» - так определяет основную мысль текста Н.Г.Леонтьев

Умение правильно определять тему и идею есть наипервейшее условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания. Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста.

Определение темы обычно не вызывает затруднения, а вот понять, что хотел сказать автор того или иного текста, удается не каждому, поэтому необходимо перечитать текст несколько раз, вспомнить, что для текста характерна смысловая цельность.

Смысловая цельность текста заключается в единстве предмета речи - темы высказывания. Любой текст содержит информацию. И.Р.Гальперин предлагает различать два вида информации: фактуальную и концептуальную.

Фактуальная - описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета.

Концептуальная - это выражение системы взглядов автора основной мысли, идеи произведения.

Эти две разновидности информации – о чем говорится и что говорится - называют темой и главной мыслью.

В некоторых публицистических текстах главная мысль может быть выражено прямо, непосредственно авторским высказыванием или репликой персонажа.

Но чаще всего главная мысль не сформулирована «черным по белому», она лишь вытекает из системы образов, и для того чтобы ее понять, необходимо не просто «вчитаться» в текст; но и проанализировать его.

Известный писатель С.Антонов очень точно раскрыл сущность идеи в художественном произведении: «Ясно, конечно, что отношение к изображенному, идея вещи не есть какой-то довесок, существующий помимо изображения, не есть комментарий, вынесенный за скобки или даже за золоченую раму, в название.

Нет, идея вещи живет внутри изображения. Если художник глубоко взволнован, идея, отношение творца, его авторский комментарий одухотворяют изображение, проникают во все элементы, проявляются в каждом ударе кисти, и эти удары будут индивидуальны, как отпечатки пальцев».

Ключевые слова.

Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через ключевые слова и сформулирована в идейно-тематическом (содержательном) плане.

И.Н.Горелов и К.Ф.Седов в учебном пособии «Основы психолингвистики» выделяют некоторые определяющие признаки ключевых слов:

  • повторяемость в тексте;
  • способность знака свертывать информацию, выраженную целым текстом;
  • соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно фактологического и концептуального.
Все эти признаки неоднозначны, так как далеко не всегда одновременно присутствуют во всех ключевых словах и не всегда являются вообще обязательными. Кроме того, среди ученых до сих пор нет единого взгляда на категориальные признаки ключевых слов.

В школьной практике ключевыми словами считаются слова, имеющие наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяющие смысловой и эмоциональный фон текста (т.е. как понятийно-логические, так и оценочные или экспрессивные слова).

Понятийно-логические ключевые слова связаны с названием основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-рематическое (тема - данное, рема - новое в речевой ситуации) движение объективной информации в данном тексте. Такие ключевые слова, как отмечают многие авторы, помогают более точно определить тему текста.

Оценочные, или экспрессивные (субъективные), ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку - сенсорную (сенсорно-оценочные), эмоциональную (эмоционально-оценочные), рациональную (рационально-оценочные). Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Во многих текстах, особенно художественных, понятийно-логические и экспрессивные функции нередко объединяются в одном слове или словосочетании, поэтому строгое разграничение названных видов ключевых слов далеко не обязательно и не всегда доступно. Однако понимание этих функций и выделение их необходимо для более точного постижения идейно-тематического зерна текста, его содержательного замысла.

Итак, мы видим, что ключевые слова, рассмотренные в определенной системе, действительно дают ключ к пониманию текста и выражают его целостность. Следовательно, чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, необходимо научиться точно определять в нем ключевые слова. И наоборот, чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова.

Н.И. Жинкин отмечал: «При понимании читаемого или слышимого текста процесс начинается от слов, воспринимаемых читателем или слушателем; при составлении же собственного текста ход процесса обратный - от предмета изложения к словам».

Значит, только вдумчивая работа со словом, умение слышать и понимать сказанное откроют нам всю глубину и сложность авторской мысли.

Учебно-тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Я ц..ню книгу. Без книги (не)мыслю н.. жизни н.. работы. Каждая прочита(н,нн)ая кгина непр..сенно дает толч..к для работы раздумий оставляет след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком когда р..ждаются новые мысли, очень важные, пр..ясняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш..ся и как писатель и как человек. Потому что чтение для меня (не)обходимо имеет просто практическое значение. Писатель для меня- это собеседник, в споре ли,в согласи.. с которым пр..ясняются собстве(н,нн)ые мысли, занов.. раждаются и углубляются.

(Ф.Абрамов)

  1. О чем говорится в тексте?
  2. Выделите ключевые слова.
  3. Каким чувством наполнены слова в этом тексте.
  4. Какую главную мысль выражает автор.
  5. Напишите текст по клише.

«Книга- это волшебница».

«Книга преобразила мир» - вот слова известного ученого Морозова. И действительно, сколько пословиц, стихотворений, высказываний посвящено_______________________________________________.

Но странное дело, каждый, кто обращается к этой теме, находит свои___________слова, чтобы высказать (безграничную, глубокую, верную, горячую) любовь и преданность к________________________________________.

Упражнение 2.
  1. «_________________________________________?» - эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор в своем тексте.
  2. В своем тексте автор ставит (в-1; острую, злободневную, важную, актуальную.) проблему-________________________________.
  3. «_________________________________________» - так можно сформулировать главную мысль этого текста.
  4. На первый взгляд, эта бесхитростная история лишена глубокого смысла… Но за этой простотой скрывается искреннее и глубокое чувство автора, благодаря чему рассказ обретает удивительную художественную силу (но этот внешне незатейливый рассказ содержит в себе картину огромной обобщающей силы).
  5. ______________! Сколько написано об этом! Но этой, казалось бы, избитой теме автор придает новое звучание.
  6. Автор рассказывает (показывает нам; раскрывает перед нами; погружает нас) о (в)_________________
  7. _________________________________ - этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте.
  8. Автор не обличает, не критикует, не высмеивает, он терпеливо просит нас беречь то, что нам передали наши отцы.
  9. Далеко не сразу понимаешь, что это не просто живописная картина, а страстное воззвание к нашей душе, к нашей совести.

Укажите речевые клише, которые можно использовать для формулирования

А) темы_____________________________________________

Б) главной мысли_____________________________________

Упражнение 3.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Земля на которой мы выр..стаем основа всех начал и всех понятий. (Какое слово является главным в первом предложении? Подчеркните его). Крепко связа(н,нн)ы мы с землей вск..рмившей нас и если по каким(то) причинам связь эта нарушае(т,ть)ся то на душу л..жи(т,ть)ся т..жкий камень ибо нет (н..) чего страшнее чем тоска по Родине. (Объясните смысл метафоры «земля, вскормившая нас». Какие ассоциации рождает она в нашем сознании? С каким образом соотносится родная земля? Какой идейный смысл имеет гиперболический оборот «нет (н..) чего страшнее…?).

Размышляя таким образом (не) вольно задумываеш..ся о том всегда (ли) мы относ..мся сердечно к тому что окружает нас и понимаеш.. что к сож..лению (не) всегда…( Какой новый поворот в развитии темы намечается в этом абзаце? Какую функцию имеет антитеза «всегда»- не всегда»? какое авторское чувство выражает вводное слово?).

Нельзя потребительски думать что пр..дет новое утро и земля будет так(же) прекрас..на. ведь только от нас завис..т сохр..нение ее первозда(н,нн)ой красоты. (Какую мысль автор выражает в последнем абзаце? Подчерните слово (слова), эмоционально и лексически связанные со словом «красота». В чьих руках находится судьба красоты?). Используя речевые клише, сформулируйте основную тему и главную мысль этого текста.

скачать

nenuda.ru