Что такое основная мысль текста и как ее определить. Определи главную мысль


Что такое основная мысль текста и как ее определить :: SYL.ru

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

  1. Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.

  2. Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

  1. Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.

  2. Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

  1. Следить за течением повествования, развитием событий и логики.

  2. Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.

  3. По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.

  4. Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.

  5. После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

www.syl.ru

Как определить основную мысль текста?

Как определить основную мысль текста?

Как выделить основную мысль текста?

  1. Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.

  2. При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.

  3. Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.

Алгоритм определения основной мысли текста

  1. Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.

  2. Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

  3. Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:

- автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;

- в тексте выражено авторское отношение к проблеме;

- автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.

Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?

Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.

Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

То, о чём или о ком говорится в тексте, - это его тема.

Главная мысль текста - это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.

Озаглавь текст. Определи основную мысль текста.

……………………………………………………………….

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По. В. Бианки.)

…………………………………………………………………..

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

(Сказка)………………………………………………….

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

………………………………………………………………………………..

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю— и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал.

………………………………………………………………….

В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

- Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

— Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.

…………………………………………………………………………………

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

……………………………………………………………………………………

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.

……………………………………………………………………………….

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

………………………………………………………………………………

Серая звездочка— это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.

Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.

…………………………………………………………………………….

Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.

multiurok.ru

класс Как определить главную мысль

Мастер – класс

«Как научить ребёнка определять тему и главную мысль »

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов высшей квалификационной категории Долганова Р.М.

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию умения определять тему и главную мысль.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию умения определять тему и главную мысль.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию умения определять тему и главную мысль, показать практическую значимость использования данных приёмов работ, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.

Предполагаемый результат:  педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

                             

Ход мастер – класса:

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.  Я желаю нам удачи.

- Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом по теме «Как научить ребёнка определять тему и главную мысль»

- Прочитайте :

В лесу каждый готовится к зиме по-своему.

– Что это? Предложение? Текст?– Докажите, что это предложение.

( В предложении всегда выражается мысль. Слова связывают между собой и располагаются так, чтобы было понятно: о чём и что мы хотим сказать. При письме большой буквой обозначают начало предложения, а точкой или другим знаком – его конец.) – Какое оно по цели, по интонации? Почему? ( Повест., невоскл.)– Прочитайте еще раз предложение.

- Как эту мысль превратить в текст? (Составить предложения)

-Что такое текст? (Несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль, называется текстом)

– Подумайте, о чем хочется сказать?

- Вам предлагаются такие предложения.– Прочитайте предложения и решите, какие из них раскрывают мысль первого предложения, а какие – нет.

Птицы приносят большую пользу.

Птицы улетают в теплые края.

Бабочки, стрекозы, жуки – это, насекомые.

Насекомые прячутся под кору деревьев и засыпают.

– Прочитайте исходное предложение и подставьте к нему 1 предложение.– Подходит оно или нет? Продолжает мысль или нет?– Подставляем 2 предложение. Подходит ли оно? – Подставляем 3предложение, 4 предложение. Получился ли текст?Докажите.

– Какой вывод можно сделать?

(Мысль одного предложения продолжается в другом.)– Вот перед вами детская пирамидка.

- Из чего состоит пирамидка? (Стержень, колёсики)

- На что в ней насаживаются колесики? (На стержень)- Вот и в тексте всегда есть такой стержень.

- Как вы думаете, из чего состоит стержень текста?

Стержень – тема и главная мысль.

-А чем будут колёсики?

Колесики – предложения.

- В тексте должна быть тема, то о чем говорится и главная мысль, то о что хочет сказать автор.

- Определим тему и главную мысль данного текста.

Какова тема и главная мысль?– Найди предложения, в которых автор словами рисует первый снег?

– Найдите предложения, в которых девочка выразила главную мысль и передала свое чувство?

Обобщим наши знания:

- Что такое текст?

- Что является стержнем текста?

- Что такое тема?

- Что такое главная мысль?

– Спасибо всем за внимание!

videouroki.net

Как определить основную мысль текста

Знание определять основную мысль текста относится к числу главных учебных знаний. Чай от него зависит скорость понимания и качество усвоения текста. Все вырастающий объем информации принуждает трудиться с текстами не только школьников и студентов, но и взрослых людей. Знание стремительно выделить основную мысль дозволит всем снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых (читаемых) текстов, а, следственно, облегчит работу. Для этого потребуется вовсе немножко – запомнить несколько типовых вопросов, которыми надобно задаваться, читая текст по абзацам.

Инструкция

1. Определите тему текста, отвечая на вопрос: «Что волнует автора текста?» Результат на данный вопрос приходит легко, как само собой разумеющееся, исключительно, если тема отражена в заголовке прямо. Когда же наименование использует метафору, определяйте тему, читая текст по абзацам. Исходите из того, что тема — это обозначение предмета речи (о чем говорится в тексте, о каких жизненных явлениях, вопросах), а основная мысль – это отношение автора к предмету речи, его оценка изображаемого.

2. Определите, какую задачу ставит автор текста. Задайтесь вопросом, что хотел сказать автор по выбранной теме? Хотел ли он передать информацию, выразить свое отношение к загвоздке либо акцентировать внимание на злободневной задаче.

3. Обратите внимание, в чем своеобразие авторского воспринятия? Каким образом автор выражает оценку предметам либо явлениям, привлекшим его внимание? Освещение круга задач с авторской позиции и есть основная цель и идея текста.

4. Ответьте на вопрос, отчего автор считает именно так? Какие доводы приводит автор в обоснование своей позиции? Читая текст, обращайте внимание на основные слова в предложениях. Рассматривая, что тексты пишут с применением разных приемов убеждения, гиперболизирования, либо художественных приемов создания яркости и образности текста, дозволено отделить второстепенные слова от основных, несущих смысловую нагрузку. Тем самым упрощается выделение стержневой мысли.

5. Наконец, определите какие итоги делает автор? Основная мысль в тексте может быть оформлена как некоторый авторский итог, к которому автор подводит и читателя. При результатах на вопросы опирайтесь на те речевые средства, которые использует сам автор. Напротив говоря, цитируйте, если вы исполняете учебную либо аналитическую работу, это дозволит вам не быть голословными. И напротив, формулируйте основную мысль своими словами – для себя, для убыстрения собственного понимания и запоминания текста.

Определение стержневой мысли — одно из базовых заданий при работе с текстом. Если вы сумели определить основную мысль верно, это значит, что вы осознали текст. Основную мысль дозволено определить «по вдохновению», некоторым шестым чувством, которое есть вдалеке не у всех людей. Но дозволено гораздо облегчить себе работу.

Инструкция

1. Поделите текст на смысловые части. Они не неизменно будут соответствовать делению текста на абзацы. Всякая смысловая часть должна рассказывать о своём. Следите за тем, дабы они не были особенно крупными, но и разделять текст по строчкам тоже нет смысла, тогда вы только с стержневой мысль ю провозитесь столько времени, сколько ушло бы у вас на обзор целого текста.

2. Сейчас в всякой смысловой части надобно обнаружить какое-то ключевое предложение. Это предложение, которое в особенно сосредоточенном виде передаёт оглавление текста. Почаще каждого такие предложения бывают в начале смысловой части либо в конце — это места, которые особенно запоминаются читателю. Но в особенно сложных текстах, трудных для понимания, ключевые предложения могут быть и в середине части.

3. Дальнейший шаг — обнаружить что-то всеобщее во всех ключевых предложениях, которые вы обнаружили и выписали. Кстати говоря, это теснее тезисный план текста, тот, что может подмогнуть вам при пересказе. Объедините мысленно все эти предложения в цельный текст, и теснее в этом тексте обнаружьте самое главное ключевое предложение, в котором особенно полно отображается толк текста. Это предложение потом дозволено видоизменить, развить ту идею, которая в нём выражена и выйти к полному обзору текста.

4. Даже невзирая на то, что дозволено рационализировать свою работу и пойти вышеописанным путём, вам всё равно придётся проявить созидание. Помимо того, какой-то процент того «шестого чувства», которым обходятся многие люди, вы тоже обязаны иметь, правда бы ради того дабы обнаружить ключевое предложение в смысловой части. Следственно тренируйтесь, думайте, что хотел сказать автор. Без труда рыбку из пруда не выловишь.

Видео по теме

Идею текста довольно легко определить позже того, как вы прочитаете либо прослушаете текст. Либо перед написанием собственной работы на заданную тему. Несколько примитивных рекомендаций помогут вам без задач совладать с заданием.

Инструкция

1. Примите во внимание, что определение идеи относится к процессу лингвистического обзора текста. Наравне с идеей при таком обзоре в тексте также определяются тема и форма, то есть тип, композиция, жанр и изобразительно-колоритные средства.

2. Обратите внимание на то, что идею текста рекомендуется обозначать перед написанием сочинения на всякую тему, при обзоре текста, а также при написании особых работ на тему определения идеи текста либо лингвистического обзора в всеобщем. В любом случае, перед написанием сочинения вы обязаны представлять, какова будет идея вашего текста, следственно заняться определением идеи собственного произведения рекомендуется перед выполнением работы.

3. Имейте ввиду, что слово «идея» переводится с греческого как «форма, вид, прообраз», на деле обозначает мысленный прообраз каких-нибудь явлений, предметов либо тезисов, тот, что отображает их суть, значительные колляции. Таким образом, в литературе идеей называют основную мысль произведения, план автора либо особенно главная деталь плана.

4. Для обзора теснее присутствующего текста прочтите либо прослушайте произведение с карандашом в руках.

5. Постарайтесь коротко зафиксировать повторы. Обыкновенно при помощи повторов автор концентрирует внимание читателя на каких-нибудь деталях.

6. Вдумайтесь в текст. Постарайтесь обнаружить результат на вопрос: для чего он написан? Для чего автор работал над произведением, расходовал свое время и силы? С какой целью было сделано произведение? Что хотел сказать автор в этом тексте? К чему он усердствует нас призвать? Иными словами, на какой задаче либо вопросе писатель хотел заострить внимание.

7. Постарайтесь не путать идею текста с темой. Тема определяется результатом на вопрос: о чем написан текст? Идея, в различие от темы, может иметь больше большое значение.

jprosto.ru

Основная мысль текста. Как определить основную мысль текста

Основная мысль текстаИзучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, – о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня интеллекта, социального положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор.

Важность определения главной идеи

В большинстве случаев общее впечатление складывается еще до того, когда прочитана последняя фраза, а высокие идеи сочинителя, с которыми он принимался за работу, остаются непонятыми или до конца непознанными. В этом случае обывателю очень трудно понять восторги своих приятелей или положительные рецензии уважаемых экспертов на это произведение. Недоумение по поводу того, что кто-то в нем нашел что-то особенное, а кто-то нет, способно в лучшем случае озадачить, в худшем – сформировать некий комплекс неполноценности. Последнее касается особо впечатлительных читателей, а таких немало. На произведения, вызвавшие полярные отзывы, стоит обратить особое внимание и понять, чем эти впечатления вызваны.

Необходимо определить основную мысль текста. Как это сделать? Для начала следует ответить на несколько вопросов: «Что хотел выразить и донести до читателя автор в своем произведении, что заставило его взяться за перо?» Определить задачи, которые ставил перед собой писатель, журналист или публицист, можно, опираясь на сопоставление времени написания текста и времени, куда перенес автор события, в нем описанные.

Характерные примеры определения основного в тексте

Как определить основную мысль текста

Довольно характерным примером этого метода познания является бессмертное и гениальное произведение Михаила Булгакова «Собачье сердце». В каждом предложении, цельном отрывке – аллегорическое отношение писателя на происходящие в стране события после революции 1917 года. Здесь тема и главная мысль текста завуалированы под неправдоподобное превращение одной живой особи в другую под воздействием вмешательства внешних факторов. Отношение Булгакова к глобальным преобразованиям в государстве и умах его граждан выражены как нельзя более точно и откровенно. Он донес до читателя свою позицию через стилистическую подачу текста, освещение всего круга проблем, возникших в стране на тот период, на примере частной жизни обитателей отдельно взятой квартиры и их отношениях с окружающими. Сопоставив важные и второстепенные события, описанные в повести и происходящие в стране, понять, как найти основную мысль текста можно через изложение этих событий автором.

Равнение на автора

Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный – внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.

К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.

Если тему задает сам автор

Итак, вернемся к общему правилу определения основной мысли текста. Перечитав произведение два-три раза, если возможность, желание и необходимость этого требуют, важно точно понять, о чем в нем идет речь и пересказать его суть. Иногда главное в тексте скрыто наслоением чрезмерно пышных и цветистых фраз, все зависит от стиля подачи темы автором. Но если удалось сформулировать главное одной короткой и лаконичной фразой, значит, автору удалось донести до читателя свое отношение к описываемым событиям или героям.

От заголовка к тексту

Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста, заключается в выражении развернутой авторской позиции. Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа вопросительный знак в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли. Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, – тоже ключи определения главного в изложенном.

Читать и думать

И напоследок, еще один характерный способ того, как определить основную мысль текста. Для этого необходимо понять, какие выводы из того, о чем шло повествование, делает сам автор. Это может быть оформлено как некий итог, к которому автор вел читателя, и в конце произведения несколькими фразами подвел черту под своей идеей. На примере морали в баснях видно, что в подобных случаях главная мысль определена самим автором, а читателю остается либо согласиться с нею, либо нет.

fb.ru

как определить главную мысль текста

Главная мысль - это, собственно, о чем текст написан и зачем ! Например, о любви, о войне, о потерях. И, что именно, например, о несчастной любви, которую разрушила война . Или война- несчастье для многих людей. Или Потеря собаки остается с человеком на всю жизнь ...

Во-первых, надо этот текст прочитать! и проанализировать! Конечно, автор мог вложить в своё произведение несколько мыслей, но Вам достаточно будет ухватить хотя бы одну. Например: в сказке про колобка основной является мысль, что нельзя быть самоуверенным и беспечным, иначе обязательно найдётся лиса и сожрёт. Ещё намекают, что нельзя уходить без спросу из дому, может беда случиться.

Классная собачка)

Во-первых, надо этот текст прочитать! и проанализировать! Конечно, автор мог вложить в своё произведение несколько мыслей, но Вам достаточно будет ухватить хотя бы одну. Например: в сказке про колобка основной является мысль, что нельзя быть самоуверенным и беспечным, иначе обязательно найдётся лиса и сожрёт. Ещё намекают, что нельзя уходить без спросу из дому, может беда случиться.

задайте вопрос! сказка учит (НАС)....

текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). Навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. Большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. Таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты. Как выделить основную мысль текста? Нюансы Есть несколько нюансов, которые нужно учитывать в процессе определения основной мысли текста. Важно при чтении материала сразу обращать внимание на тема-рематическую цепь, следить за развитием логики повествования. Тема – это известные данные, рема – новая информация. Зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл. Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания. При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль. Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка. Нужно уметь гармонично сочетать детальное исследование текста со способностью охватить его в целом. Соединение анализа и синтеза – лучший вариант изучения любого материала. Алгоритм определения основной мысли текста Существует определённый алгоритм, по которому определить основную мысль текста не составит труда. Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова. Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль. Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов: автор акцентирует внимание на актуальном вопросе; в тексте выражено авторское отношение к проблеме; автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию. Подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприятия? Как освещаются проблемы автором? Какова его позиция? Как именно автор оценивает явления и предметы? Таким образом вы определите идею текста, его основное направление, цель повествования. Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку? Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства. Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

touch.otvet.mail.ru