Что читать детям? Список рекомендованных книг с 1 по 11 класс. Что ребенку читать в 1 классе


Список рекомендуемой литературы для 1 класса по программе "Перспектива"

Ребенок многое узнает из книг, поэтому следует поощрять и поддерживать чтение. Как ни странно, мамы в основном читают малышам, а лет с трех книги начинают уходить на второй план, это прискорбно осознавать. Наоборот, круг книг должен расширяться, ведь ребенок теперь способен понять более сложные вещи, он может теперь прочувствовать и прожить книжку вместе с ее героями. Чтение с родителями и самостоятельное чтение помогут лучше показать себя на уроках в школе. Но вот что читать первокласснику? В данной статье перечислена школьная литература для чтения в первом классе по программе "Перспектива". Основан список на том, какие произведения будут упоминаться в школьных учебниках по данной программе. На нашем сайте можно найти аудио варианты этих книг.

Книги, знания которых требуется при изучении Азбуки, учебника Окружающий мир, русского языка.

 

  • Стихи, пословицы и загадки об осени
  • Доктор Айболит
  • Зверь на букву Ю
  • Дядя Степа
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Гуси-лебеди
  • Золушка
  • Заяц и еж. К.Ушинский
  • Мойдодыр
  • Кошкин дом
  • Приключения Незнайки и его друзей
  • Кит и кот
  • Про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - кроткий хвост. Д.Мамин-Сибиряк
  • Лиса и волк
  • Репка
  • Сказка о царе Салтане
  • Кощей бессмертный
  • Курочка ряба

 

Список рекомендуемой литературы для самостоятельного чтения

Стихи о детях

А. Барто. «Стали грамотными», «Почему сегодня Петя просыпался 10 раз».

С. Маршак. «Разговор с первым классом», «Школьнику на память», «Важный день», «Друзья-товарищи».

Е. Благинина. «Паровоз, паровоз...», «Пришла ко мне подружка...».

В. Лунин. «Мне туфельки мама...».

Стихи о животных

Б. Заходер. «Про мохнатых и пернатых».

Ю. Мориц. «Малиновая кошка».

С. Маршак. «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Детский сад. Зоосад», «В зоопарке».

Стихи и рассказы о природе

«Времена года». Стихи.

«Приметы осени». Произведения русских писателей.

«Славная осень». Стихи русских поэтов.

А. Блок. «Зайчик».

Веселые стихи

Б. Заходер. «Кит и кот», «Гимнастика для головастика», «Жил-был филин».

А. Барто. «Лидочка», «Я выросла», «Алеша», «Дом переехал», «Игрушки».

А. Прокофьев. «Как на горке, на горе».

«Рифмы Матушки Гусыни».

Народные сказки

«Айога», «Крошка Вилли Винки». Шотландские народные сказки.

К. Иванов. «Две дочери». Чувашская сказка.

Русские народные сказки

«Теремок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка». «Черный конь скачет в огонь».

Сказки о животных

К. Чуковский. «Цыпленок», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище».

Н. Юсупов. «Голубь и пшеничное зерно».

«Три поросенка», «Лиса и журавль», «Лиса, волк и медведь».

Сказки о зиме

«Морозко», «Снегурочка».

Литературные сказки (авторские)

В. Сутеев. «Мешок яблок», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?».

В. Берестов. «Змей-хвастунишка».

С. Маршак. «Сказка про козла», «Кошкин дом».

Л. Толстой. «Рассказы и сказки».

В. Бианки. «Лесной колобок — колючий бок».

В. Даль. «Старик-годовик».

Сказки зарубежных писателей

Ш. Перро. «Золушка».

Я. Гримм. «Семеро храбрецов», «Храбрый портняжка».

Г.-Х. Андерсен. «Свинопас».

Д. Родари. «Почему? Отчего? Зачем?».

Рассказы

Б. Заходер. «Живая азбука».

В. Осеева. «Мама принесла Тане новую книгу».

И. Гамазкова. «Живая азбука».

Е. Пермяк. «Торопливый ножик».

Л. Пантелеев. «Буква «Ты».

Г. Скребицкий. «Мать».

В. Степанов. «Моя родина — Россия».

П. Воронько. «Твоя книжка».

С. Баруздин. «Главный город».

Е. Трутнева. «В родном краю».

Л. Преображенская. «Наша улица».

К. Ушинский. «Четыре желания», «Ветер и солнце».

Рассказы о детях

В. Осеева. «Сыновья», «До первого дождя», «Плохое», «Синие листья».

Е. Пермяк. «Первая рыбка» («Юра жил в большой и дружной семье...»), «Бумажный змей».

Н. Носов. «Замазка», «Огурцы», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Затейники», «Ступеньки».

А. Митт. «Шар в окошке».

Е. Чарушин. «Никита и его друзья».

В. Драгунский. «Он живой и светится».

Э. Мошковская. «Обида», «Книга для друга».

В. Лунин. «Я и Вовка».

В. Голявкин. «Болтуны».

А. Барто. «Если вы ему нужны».

Н. Артюхова. «Подружки».

Рассказы о животных

В. Бианки. «Первая охота», «Снежная книга», «Лесные домишки», «Лис и мышонок».

Н. Сладков. «Лесные сказки».

Е. Чарушин. «Про Томку», «Тюпа, Томка и другие», «Волчишко».

М. Пришвин. «Еж», «Глоток молока».

Я. Аким. «Мой верный чиж».

Б. Заходер. «Собачкины огорчения».

Р. Сеф. «Кто любит собак?».

К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский. Рассказы о природе.

Басни

Л. Толстой. «Лев и мышь», «Лгун», «Отец и сыновья».

Устное народное творчество (малые жанры)

«Вьется, вьется хоровод». Приговорки, народные песни.

Потешки, считалки, загадки, небылицы.

Список рекомендуемой литературы для чтения в классе (с учителем)

С. Маршак. «Новому читателю», «Курочка Ряба и десять утят», «Волк и лиса».

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...».

К. Чуковский. «Айболит».

Г. Юдин. «Почему «А» первая».

Т. Коти. «Катя и буквы».

В. Лунин. «Козлята». «Никого не обижай».

Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны».

С. Михалков. «Сами виноваты». Сказка. «Зяблик». «Как бы жили мы без книг?», «Песенка друзей».

Л. Пантелеев. «Две лягушки».

Е. Благинина. «Котенок».

В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета».

И. Пивоварова. «Всех угостила».

Н. Сладков. «Без слов».

Б. Житков. «Вечер».

И. Токмакова. «Лягушки», «Разговор синицы и дятла», «Невпопад».

Л. Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».

Е. Пермяк. «Самое страшное».

В. Берестов. «Лягушата», «Стихи для папы».

Э. Шим. «Брат и младшая сестра».

М. Пляцковский. «Солнышко на память».

П. Воронько. «Лучше нет родного края».

Ю. Мориц. «Это — да! Это — нет!».

В. Сутеев. «Чей же гриб?».

А. Плещеев. «Весна», «Миновало лето».

С. Есенин. «Черемуха».

И. Суриков. «Лето», «Зима».

Н. Греков. «Летом».

Устное народное творчество. Пословицы и поговорки разных народов.

Песни разных народов.

Загадки.

Считалки.

Русские народные сказки.

Сказки народов России.

Список рекомендуемой литературы для семейного чтения

К. Ушинский. «Худо тому, кто добра не делает никому», «Лекарство».

Пословицы, поговорки, мудрые изречения.

«Три дочери». Татарская народная сказка.

«Два лентяя». Татарская народная сказка.

«Заяц и черепаха». Ингушская народная сказка.

Л. Толстой. «Пожарные собаки», «Не лениться», «Косточка», «Мальчик и отец», «Булька».

И. Косяков. «Всё она».

Дж. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

В. Драгунский. «Денискины рассказы».

Список рекомендуемой литературы для чтения летом

Сказки народов России.

Русские народные сказки.

Потешный фольклор: скороговорки, считалки, небылицы.

В. Жуковский. «Котик и козлик», «Птичка».

А. Пушкин. «Птичка Божия не знает...».

В. Даль. «Что значит досуг?».

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца».

А. Толстой. «Колокольчики мои».

Л. Толстой. «Филипок».

К. Ушинский. «Рассказы о животных».

М. Артюхова. «Подружки».

В. Бианки. «Латка», «Аришка-трусишка».

Г. Остер. «Вредные советы».

Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился».

С. Маршак. «Веселый счет от 1 до 10», «Багаж», «Детки в клетке».

Т. Собакин. «Песни бегемотов».

А. Усачев. «Умная собачка Соня».

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Д. Биссет. «Про поросенка, который умел летать».

Братья Гримм. «Король-Дроздовик».

Справочная (методическая) литература для учителя

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения в 1, 2, 3, 4 классах. — М., 2006.

Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М., 1994.

Бородина В. А., Бородина С. М. Учим читать. — Л., 1985.

Оморокова М. И. Основы обучения чтению младших школьников. — М., 2005.

Кубасова О. В. Как помочь ребенку стать читателем. — М., 2004.

Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст. — М., 2005.

Воюшина М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников: / межвузовский сборник научных трудов. — СПб., 1992.

Романовская З. И. Чтение и развитие младшего школьника. — М., 1982.

Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. — М., 1977.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. — М., 1972.

Лазарева В. А. Технологии анализа художественного произведения. — М., 2006.

Рез З. Я. Изучение лирики в школе. — М., 1968.

Воюшина М. П. Изучение лирики Сергея Есенина в начальной школе. — СПб., 1996.

Пропп В. Я. Морфология сказки: исторические корни волшебной сказки. — М., 1972.

Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / под ред. М. С. Соловейчик. — М., 2000.

Чуракова Н. А. Как попасть в мир картины. — Самара, 2001.

Воробьева В. И., Тивикова С. К. Сочинения по картине в начальных классах. — М., 2006.

www.7gy.ru

Детские книжки. Что почитать ребенку первокласснику

В последнее время на полках детских магазинов появилось такое разнообразие детской литературы, что хочется купить все и сразу - сборники детских рассказов, сказки народов мира, веселые детективы и приключения.

Будучи мамой первоклассника, делюсь своим опытом в выборе детской литературы и тех принципов, которых я придерживаюсь относительно чтения ребенка.

Итак, первое - выбирайте книгу яркую, цветную, с большим количеством картинок и желательно крупным шрифтом. Как правило первоклашки прежде чем приступить к чтению, листают книжки, смотрят, что за герои и персонажи в ней, а потом уже начинают читать...На этом этапе книга должна заинтересовать ребенка красочностью, веселыми героями, возможностью самому что-то отмечать или отгадывать.

Во-вторых - избегайте книжек большого формата -  такие фолианты как правило пугают детей...на чтение одной страницы у них затрачивается масса времени...и потом при подсчете количества страниц (а именно так просят в школе - записать сколько страниц в день ребенок прочитал) оказывается,что читал он читал...а получилось всего ничего...

В-третьих - перед покупкой обязательно пролистайте книжку, просмотрите глазами, о чем ведется речь или проконсультируйтесь с продавцом...т.к порой случаются казусы, особенно с книжками современных авторов, которые могут грешить в выражениях, да и в содержании тоже попадаются такие эпизоды, которых явно  хотелось бы избежать.

В-четвертых -  отдайте предпочтение веселым приключением, желательно, чтобы в качестве героев выступали животные, забавные сказочные персонажи или дети-школьники. Это то, что им сейчас близко и интересно.

Большое искушение для родителей составляют наши старые детские книги, которые вроде и в неплохом виде сохранились, и рассказы там проверенные классические...Но вид у них зачастую потрепанный, картинок мало, текст мелкий и убористый. Так вот, мой искренний совет - отложите такие книги на год-другой, когда у ребенка уже заложится тяга к чтению, когда ему будет интересно именно читать и следить за приключением героев...пока же таким образом вы попросту отобьете у него интерес к книге...у нас например из-за неудачного издания книг остались не дочитанными Карлсон, Пеппи Длинный Чулок и Большая книга сказок (к слову со сказками, особенно народными, тоже лучше не спешить, там много фольклора и не совсем понятных выражений).

Вот наш список книг, которые были прочитаны в качестве внеклассного чтения за первый год учебы в школе и которые можем рекомендовать. Книжки в основном читались на украинском языке, поэтому вначале приходилось ребенку что-то подсказывать с переводом, сейчас уже понимает все.  Большую часть книг из этого списка мы покупали, что-то брали в библиотеке, многими книжками обменивались с нашими одноклассниками.

1. Владимир Сутеев "Сказки и Картинки". Очень коротенькие и легкие, но в то же время интересные рассказы. Написаны с юмором, понятным детям.

2. Эдуард Успенский "Крокодил Гена и его друзья" . Все персонажи с детства знакомы по мультикам. Встреча с героями на странице книжки прошла на ура)

3. Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей", "Большая книга рассказов". Незнайку читайте отдельными главами, так легче воспринимается сюжет и не идет нагромождение персонажей.

4. Наталья Чуб "Азбука дружбы". Великолепная книжка про дружбу Белого Медвежонка Андрейки, Полярной Совы Люси, Олененка Сени и Пингвиненка Пашки.

5. Валентин Катаев "Цветик-семицветик", Дудочка и кувшинчик". Покупали книжку, где были это 2 рассказа. Очень заинтересовался, прочитал быстро и долго фантазировал на тему, какие желания загадал бы он сам).

Попутно хочу дать небольшой совет - обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное, просите рассказать, что понравилось, что не очень, пусть ребенок поставит себя на место главного героя, как он поступил бы в той или иной ситуации. Просто общайтесь, обсуждайте, но не заставляйте пересказать текст - проверено - у многих малышей необходимость пересказа отбивает всякую охоту читать. Речь и детский словарный запас еще не такие, которыми они легко владеют и могут передать весь сюжет. Поэтому легкий диалог - и не более)

6. Всеволод Нестайко "Удивительные приключения в Лесной школе". Все 5 книг понравились невероятно. Для начинающего школьника самая интересная тема - уроки, задания, оценки, дружба.

7. Екатерина Матюшкина, Екатерина Оковитая "Лапы вверх", "Детективное бюро Фу-Фу и Кис-Киса", "Кот да Винчи. Пираты Кошмарского моря". Детские детективы написаны легко, читаются очень быстро.

8. Альберт Иванов "Веселые проделки Хомы и Суслика". Герои наверняка известны ребенку по мультику, а вот в книге собран ряд добрых рассказов, которые учат дружбе и взаимопониманию.

9. Ефим Чеповецкий "Невероятные приключения Мякиша, Нетака и Непоседы". Отличная вещь, написано с юмором.

10. Виктор Драгунский"Денискины рассказы". Очень веселая позитивная книжка. Рассказ про фыфки, хыхки и сыски читал раз 5 и хохотал до слез.

11. Софья Прокофьева "Приключения желтого чемоданчика". Одна из самых любимых книжек. Позитивная, интересная, легкая.

12. Анне-Катрине Вестли "Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик", "Маленький подарок Антона". Долго запоминали кого из детей как зовут)

13. Валерий Медведев "Баранкин, будь человеком". Классика жанра.

14. Александр Волков "Волшебник Изумрудного города". Давно читали перед сном, а вот в первом классе с удовольствием перечитал сам, многое вспоминалось по ходу чтения.

15. Энн Хогарт "Мафин и его веселые друзья". Замечательные детские сказки, повести, истории.

16. Ян-Олав Экхольм "Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг 14 и другие". Книжка учит дружбе, доброте и пониманию. Мы с ребенком советуем единогласно.

17. Сельма Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Книга и сюжет понравились, единственное - трудновато было читать шведские названия.

18. Алексей Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино". Ищите книжку с яркими красивыми картинкам, написана трудновато, а картинки будут удерживать интерес.

И еще - постарайтесь красиво оформить уголок с книгами, не поскупитесь на хороший книжный шкаф или качественные книжные полки. Ребенок должен гордиться своей библиотекой, красивыми книгами, порядком на полках. Любовь к чтению и книгам - она в деталях тоже)

Дополню статью списком наших книжек, которые были прочитаны за время школьных каникул:

19. Эдуард Успенский "Дядя Федор, Пес и Кот", "Зима в Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино". Очень легкие и веселые, прочитаны на одном дыхании.

20. Марко Инноченти "Капитан Фокс. Пираты острова Туманов", "Фрегат Хамелеон" и другие. Прочитали 5 книжек этой серии - для мальчиков то, что надо, очень увлекательные приключения.

21. Александр Курляндский "Про попугая Кешу". Любимый герой из одноименного мультика попугай Кешка.

22. Майкл Бонд "Приключения медвежонка Паддингтона". Замечательная серия книжек. Озорной медвежонок Паддингтон вызывает симпатии с первых страниц свои веселым нравом, забавными выходками и захватывающими путешествиями.

23. Антоний Погорельский "Черная курица или Подземные жители". Проникновенная история, оставила у ребенка очень сильное и глубокое впечатление. Наверное не для сильно впечатлительных детей.

24. Александр Раскин "Как папа был маленьким". Отличный вариант для детей, которые любят веселые и смешные истории. Хорошая добрая семейная книга.

25. Лия Гераскина "В стране невыученных уроков". Символическая последняя книжка для каникул:)

Для деток постарше продолжение статьи: "Наш список интересных книжек для детей 7-8 лет".

Метки: первоклассник, чтение, книги для детей.

Читать также:

deniska.kharkov.ua

Что читать детям? Список рекомендованных книг с 1 по 11 класс.

Список книг на лето для 1-  2 классов

Г.Х. Андерсен. Сказки.Дж. Барри. "Питер Пэн и Венди"

Басни И.А.Крылова. ("Как осел петь перестал", "Кукушка и петух", "Ворона и лисица").В. Бианки Рассказы ("Плавунчик", "Кто чем поёт", "Красная горка", "Аришка-трусишка", "Первая охота")Е.И. Благинина "Чудесные часы".А. Волков. "Волшебник Изумрудного города" (6 книг)А. Гайдар. "Чук и Гек", "Голубая чашка"Гауф. "Маленький мук"Даль В. И. "Старик-годовик",  "Девочка-Снегурочка",  "Лиса-лапотница"В. Драгунский. "Он живой и светится", "Денискины рассказы"Дурова Наталья.  "Рассказы о дрессированных животных"Б.С. Житков. Рассказы ("Помощь идет", "Мангуста", "Про слона", "Про обезьяну", "Как слон спас хозяина от тигра")Ф. Зальтен. "Бэмби"Б. Заходер "Книги о весне"В. Катаев. "Дудочка и кувшинчик",. "Цветик - семицветик"Р. Киплинг. Сказки,  "Книга джунглей"С. Лагерлеф. "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями"Ян Лари. "Необыкновенные приключения Карика и Вали"А. Линдгрен. "Малыш и Карлсон", "Пеппи -Длинный чулок"С. Я. Маршак. "12 месяцев"А. Милн. "Винни-Пух"Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне"К. Паустовский. "Стальное колечко"Е.И. Пермяк. Рассказы ("Торопливый ножик",  "Смородинка", "Волшебные краски",  "Две пословицы",  "Четыре брата")Ш. Перро. СказкиМ.М. Пришвин. "Рассказы о природе"А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде", "Сказка о царе Салтане" и другие сказки.Э. Распэ. "Приключения барона Мюнхаузена"Эно Рауд. "Муфта",  "Полботинок и Моховая борода"Д. Родари. "Приключения Чипполино"Г. Скребицкий. РассказыН. Сладков Рассказы ("Всему своё время",  "Суд над декабрём", "Лиса плясунья")В.Г. Сутеев. "Сказки и картинки",  "Сказки и басни о животных",  "Палочка- выручалочка", "Яблоко" А.К. Толстой. "Золотой ключик или приключения Буратино"П. Траверс. "Мери Поппинс"Е.И. Чарушин. Рассказы ("Кошка Маруська", "Томка",  "Тюпа, Томка и сорока").К.И. Чуковский. "Стихотворения, загадки, сказки", "Мойдодыр", "Айболит",  "Федорино Горе".Э. Шим. "Чем встречают весну?"Туве Янсон. "Муми-тролли" 

Список книг для 3-4 класса

Русская литература:

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»

В. Бианки. Рассказы и сказки.Е. Велтистов. «Приключения Электроника», «Рэсси», «Миллион и один день каникул»А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (6 книг)А. Гайдар. «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Тимур и его команда», «Горячий камень»В. Гаршин. «Лягушка-путешественница»Даль В. И. «Старик-годовик», «Девочка-Снегурочка», «Лиса-лапотница»В. Драгунский. «Он живой и светится», «Денискины рассказы»

П.П. Ершов. "Конек-Горбунок"Б.С. Житков. «Помощь идет», «Мангуста», «Про слона», «Про обезьяну», «Как слон спас хозяина от тигра»Б. Заходер «Книги о весне», «Серая звездочка»А. Куприн. "Слон"Л. Лагин. «Старик Хоттабыч»

С. Я. Маршак. «12 месяцев»А. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», «Витя Малеев» и другиеОдоевский. «Городок в табакерке»К. Паустовский. «Стальное колечко», «Растрёпанный воробей», «Тёплый хлеб», «Кот-ворюга»А.С. Пушкин. «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» А. Приставкин  «Портрет отца»М.М. Пришвин. «Рассказы о природе», «Лисичкин хлеб».А. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино», «Детство Никиты»Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собака»Е.И. Чарушин. «Кошка Маруська», «Томка», «Тюпа, Томка и сорока», «Большие и маленькие».Шварц Е. «Сказка о потерянном времени» 

Зарубежная литература:

Г.Х. Андерсен. «Свинопас», «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Оле-Лукойе»Дж. Барри. «Питер Пэн и Венди»

Ф. Зальтен. «Бэмби»Р. Киплинг. Сказки, «Книга джунглей»С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»Ян Лари. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон», «Пеппи -Длинный чулок»А. Милн. «Винни-Пух»О. Пройслер – Крабат. «Легенды старой мельницы», «Маленькая баба-яга», «Маленькое  привидение»,. «Маленький водяной»Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена»Д. Родари. «Приключения Чипполино»Э. Сэтон-Томпсон. «Рассказы о животных»М. Твен. «Приключения Тома Сойера»П. Траверс. «Мери Поппинс»О. Уальд. «Кентервильское привидение»Туве Янсон. «Муми-тролли»

Список книг для чтения для 5-6  класса

Русская литература:

В. Аксенов.  «Мой дедушка-памятник»,«Сундучок, в котором что-то стучит»В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет», «Белогрудка»П.П.Бажов. «Каменный цветок»А. Беляев "Остров погибших кораблей"В.П. Беляев. «Старая крепость"Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь или утопленница», «Ночь перед рождеством»,   «Заколдованное место»А.С.Грин "Гнев отца"В. Драгунский. «Человек с голубым лицом»В. Железников «Чучело»М.М. Зощенко. «Водная феерия», «Пчелы и люди», «Кочерга»Ф.И. Искандер "Детство Чика"В.П. Крапивин. «Та сторона, где ветер», «Мальчик и шпага»Н.С.Лесков. «Левша», «Тупейный художник»Н. Островский. "Снегурочка"К.Г. Паустовский. «Резиновая лодка»А. Рыбаков «Кортик»К.М. Симонов  "Мальчишка на лафете",  "Сын артиллериста". (стихотворения)В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой»А. Твардовский. «Рассказ танкиста»Л. Н. Толстой. «Детство»Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»И.С. Тургенев.  «Стучит!», «Записки охотника»А.П. Чехов. "Ванька"                  "Злоумышленник"                   "Пересолил"                   "Хирургия"

 

Зарубежная литература:

А. Азимов.   «Я-робот»Ж. Верн.  «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»О. Генри. «Вождь краснокожих»Д. Дефо. «Робинзон Крузо»А. Конан Дойл.  «Белый отряд»Р.Д.Киплинг. «Маугли»А. Конан Дойл. «Затерянный мир»Ф. Купер. «Следопыт»А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»Дж. Лондон. «Зов предков»,  «Белый клык», «Сказание о Кише»К. С. Льюис. «Хроники Нарнии»М. Рид. «Всадник без головы»Д. Родари. «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону»Джоан Роулинг. «Гарри Поттер».Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»Э. Сэтон-Томпсон. «Арно», «Маленькие дикари»М. Твен. «Укрощение велосипеда», «Приключения Гекльберри Финна»,«Мои часы»

Список книг для 7 класса

А.С. Пушкин "Дубровский",Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», повести из сборника «Миргород»И.С.  Тургенев «Бирюк», «Бежин луг», «Певцы» (из «Записок охотника»)А.К. Толстой «Князь Серебряный»Л.Н. Толстой «Детство»Куприн «Изумруд»М. Горький. «Сказки об Италии»В.Г, Короленко  "Слепой  музыкант",  "ПарадоксА.Грин  "Алые  паруса"А.М. Горький  "Детство",  

Зарубежная литература 

Ч.Диккенс  "Жизнь  и  приключения  Оливера  ТвистаВ. Скотт «Айвенго»Р. Джованьоли «Спартак»Р. Брэдбери «Все лето в один день», «И тогда грянул гром»Войнич «Овод»У. Голдинг - Повелитель мухС. Лем - Звездные дневники Иона ТихогоА. Толстой - Гиперболоид инженера Гарина, АэлитаЖелезников - ЧучелоР. Хайнлайн - Дверь в лето и другиеД. Лондон. «Смок Белью»

 

Список литературы для  8 класса

Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник».Гоголь Н. «Ревизор».Тургенев И. «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды».Толстой Л. «После бала», «Хаджи-Мурат»

Зарубежная литератураГенри О. «Вождь краснокожих»Джованьоли Р. «Спартак»Киплинг Р. «Дьявол и морская бездна», «Ким».Лондон Д. «Под палубным тентом», рассказы.Моэм У. «Завтрак»Твен М. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»Уэллс Г. «Человек-невидимка»У. Голдинг. «Повелитель мух».С. Лем. Звездные дневники Иона Тихого».Э. Войнич. Овод.Мольер   "Мещанин  во  дворянстве

 

Список книг для 9 класса

А.С. Пушкин. Маленькие трагедии, Повести Белкина, Евгений Онегин.М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.Н.В. Гоголь. Мертвые души.И.С. Тургенев. Первая любовь.А.С. Грибоедов. Горе  от ума.Жан Батист Мольер. Мещанин во дворянстве.М.А. Булгаков. Записки врача.Д.И. Фонвизин. Бригадир.М. Горький. В людях.Ю.Н. Тынянов. Пушкин. Кюхля.И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев, Золотой теленок.М.М. Зощенко. рассказы.А.П. Чехов. рассказы.Л.Н. Толстой. Отрочество. Юность.Ф.М. Достоевский. Белые ночи.

 

Список книг для 10 класса

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»,И.А. Гончаров. «Обломов» (фильм «Несколько дней из жизни Обломова»)И.А. Гончаров. «Обрыв»И.С. Тургенев. «Отцы и дети»И.С. Тургенев. «Записки охотника»А.Н. Островский. «Гроза»А.Н. Островский. «Бесприданница» (фильм «Жестокий романс»)А.Н. Островский. «Лес»А.Н. Островский. «Доходное место»А.Н. Островский. «Волки и овцы» и др.Н.С. Лесков. «Очарованный странник»,Н.С. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда»Н.С. Лесков. «Человек на часах»Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»М.Е. Салтыков-Щедрин. « Господа Головлевы»Л.Н. Толстой. «Война и мир» фильм С. БондарчукаЛ.Н. Толстой. «Анна Каренина»Е.Замятин «Мы»Д. Оруэлл. «1984»Д. Оруэлл. «Скотный двор»Бр. Стругацкие. «Град обреченный»Ф.Искандер. «Кролики и удавы»Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца»статья Б. Эйхенбаума. «Как сделана «Шинель» Гоголя».П. Вайль, А. Генис. «Родная речь».

 

Список литературы для 11 класса

Куприн А. "Олеся", "Гранатовый браслет"/Горький М. "На дне", "Старуха Изергиль", Челкаш, Макар ЧудраБулгаков М. "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита",Толстой А.Н., Хождение по мукам.Шолохов М. "Тихий Дон 

Произведения о ВОВ:

Некрасов В. "В окопах Сталинграда" или Воробьев К. "Убиты под Москвой"Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., "Сотников"Солженицын А. "Один день Ивана Денисовича"Ч. Айтматов. «И дольше века длится день...».».В. Шаламов « Колымские рассказы», В.Шукшин (по 2-З рассказа)Толстая Т. Из сб. "На золотом крыльце сидели...", «Йорик», «Кысь»Улицкая Л. Любая проза

А так же по этой ссылке вы можете прочитать статью: "Как читать с детьми".

www.orionfuture.org

Как должен читать ребёнок в 1 классе

Несмотря на цифровую революцию, распространенность гаджетов и интернета, умение читать по-прежнему лежит в основе современного образования и профессионального развития. Не так важно, будут ваши подросшие дети в будущем читать текст на бумаге или экране дисплея, важнее чтобы они умели делать это быстро и качественно.

Родители, желающие своему малышу успешного будущего, понимают, что без чтения это невозможно. Поэтому для них вопрос «должен ли ребенок читать до школы» звучит по-другому — «в каком возрасте ребенок должен уметь читать?».

Они ищут наиболее эффективный метод и способ как научить детей читать в домашних условиях. С тех пор, как в 60-е годы прошлого века написал свою книгу Глен Доман: Как научить ребенка читать, был придуман ещё не один метод обучения чтению детей с самого раннего возраста, в том числе и в России.

Споры о том, должен ли ребенок уметь читать в 3 года, идут сегодня между сторонниками раннего развития и более традиционными взглядами, которые переносят сроки обучения на более поздние сроки. Большинство педагогов и родителей сходятся на том, что для детей 5 – 6 лет обучение чтению уже вполне по силам.

Для того, чтобы родители могли понять, должен ли малыш в 6 лет читать слоги или уже читать по слогам до поступления в школу, давайте разберемся, какие требования в этом плане предъявляются первокласснику.

Содержание

Показатель скорости чтения в первом классе

Один из важнейших показателей освоения школьником программы в начальной школе является скорость чтения, который в советском прошлом назывался «песочные часы». За 1 минуту, пока пересыпаются песочные часы, малыш должен был прочитать определенное количество слов.

Этот сравнительно легко измеряемый показатель позволял объективно сравнивать технику чтения у разных детей, и видеть динамику её изменения за год у одного школьника. Сегодня песочные часы используются редко, но сам показатель скорости чтения по-прежнему применяется.

На вопрос, сколько слов должен читать ребенок в 1 классе в минуту, существует несколько ответов. Сразу при поступлении в первый класс начинающий школьник 6 – 7 лет уметь читать не обязан, такое требование пока в нормативных документах не прописано.

Первое официальное измерение скорости чтения происходит к концу 1 полугодия, и здесь возможны в зависимости от должен школы и программ, по которым в ней обучаются дети, более мягкий и более жесткий вариант: от 10 — 15 слов в минуту до 20 – 25.

Даже самую мягкую норму в 15 слов детям, которые начнут знакомиться со слогами лишь в школе, будет достигнуть непросто. Поэтому очевидно, что начинать учить ребенка сегодня обязательно надо ещё до школы.

Контрольные замеры обязательно проходят в конце каждой четверти и к концу 1 класса за учебный год детям нужно удвоить показатель до 40 слов в минуту.

Требования к текстам

Для того, чтобы измерение скорости чтения было более объективным к текстам, которые в них используются, сформулированы единые требования. С совершенствованием школьника в чтении сложность текста увеличивается.

  • В начале обучения, на этапе «читаем по слогам», детям 6 – 7 лет предлагаются тексты с простыми короткими предложениями, составленными из в основном двусложных слов. Слоги, составляющие слова, подобные или с одинаковыми гласными (ма-ма, ма-ша, ка-ша).
  • Затем в отрывках появляются многосложные слова, с шипящими буквами и сложными сочетаниями звуков.
  • В конце первого класса, когда ученик читает целыми словами, ему предлагаются не только прозаические тексты, но и стихотворение.

Постепенно лексика в предлагаемых текстах усложняется.

Как ребенку научиться читать быстро?

Есть лишь один метод для первоклассника эффективно научиться читать быстро – это читать как можно больше. Но как этого добиться в домашних условиях?

  • Можно использовать для этого игры. Например, для детей 6 – 7 лет игры в школу, где они выступают в роли учителя.
  • Известно, что за рубежом и у нас в стране используют такой метод, как чтение детьми вслух специально обученным собакам.
  • Пусть больше дети читают стихи, где сам ритм строк подсказывает им ударение, правильность произношения слов и т.п.

А главный способ первокласснику начать читать быстро – это полюбить чтение. Но как научить ребенка любить читать?

  1. Не заставлять его брать в руки книгу, если только это не учебник. Изучать что-то вне школьной программы он должен с удовольствием, по желанию.
  2. Для того, чтобы чтение доставляло малышу удовольствие, подбираем книги с простым и понятным текстом, большим количеством картинок, по теме, которая интересна ребенку. Комиксы про любимых героев, динозавров пиратов – что угодно, лишь бы это ему нравилось.
  3. По-прежнему сами читаем малышу 7 лет сказки, стихи, истории по его и вашему вкусу. Даже научившись чтению, школьник первое время не способен получать удовольствие от этого удовольствия. Он слишком много тратит для этого сил. Мальчики начинают читать для себя позже, чем девочки. Поэтому если дети охотно слушают длинные истории в вашем исполнении, не бросайте читать ему. Рано или поздно техника чтения позволит им начать получать удовольствие от самостоятельного знакомства с книгами. Главное, в детской голове крепко будет сидеть понимание, что книга – это интересно.
  4. Ещё один метод сделать так, чтобы ученик скорее начал читать один, вначале почитайте с ним вместе. В семь лет, когда он уже начал освоение чтения, начинайте читать с ним интересные для него книги по очереди, постепенно увеличивая количество текста, которое нужно прочитывать ему. Постепенно вам удастся приучить его самому читать слова слитно, выразительно и легко.
  5. Не делайте перерыв в чтении на летний период, хотя не забывайте и про игры. Читавший летом малыш покажет после каникул лучший результат в учебе, чем тот, кто знал только игры.

Нормы скорости чтения 1-4 класс

Техника чтения начиная с первого класса и до окончания начальной школы регулярно мониториться и в образовательных нормативах прописано, на какие показатели должны выходить дети к концу каждого полугодия.

Но читать быстро это не единственное требование, по которому судят о технике чтения школьника. При выставлении отметки по технике чтения учитываются также такие параметры:

  • Читать быстро и правильно все слова. Чем больше ошибок, тем ниже оценка даже при высокой скорости чтения.
  • Ученик должен уметь прочитать и объяснить прочитанный текст, то есть читать и понимать.
  • Начиная со второго класса, школьник должен прочесть слово слитно.
  • Текст нужно произносить с выражением, не монотонно.Подведем итог: важны не только скорость, но и понимание текста. Это приходит к детям несколько позже, чем механическое складывание букв в слоги, слогов в слова.

Как научить ребенка читать

Источник: http://razvitieiq.ru/diktsiya-i-artikulyatsiya/skolko-slov-dolzhen-chitat-rebenok-v-1-klasse-v-minutu.html

Рекомендуем посмотреть ещё:

Как научить ребенка быстро читать (1 класс). Учимся читать Влияние капель для носа на беременность

argovs.ru


Смотрите также