Если ребенок не хочет идти в 1-й класс: советы психолога. Если ребенок идет в 1 класс


Если ребенок не хочет идти в первый класс: советы родителям

Конечно, ребенок не хочет идти в школу! Нет в этом ничего предосудительного или странного, сама видишь: живется ему хорошо, свободно, а тут еще лето, море, пляж, мороженое. Ты ведь и сама такая: попробуй из отпуска легко и бодро вернуться на работу. Ты ищешь мотивацию, настраиваешься, готовишься морально и все равно утро понедельника не встречаешь с радостью. Ребенку, особенно 6-7 лет, такой сложный процесс самообмана еще недоступен, а значит, ему нужно помочь ступить на этот нелегкий путь. Только в контакте с родителями, заручившись их поддержкой и чувствуя себя уверенно в семье, дома, он сможет с большей уверенностью шагнуть за пределы известного ему мира.

Допустим, ты все перепробовала и в статье «К чему ты забыла подготовить своего первоклассника» – для тебя не осталось неиспробованных пунктов, а ребенок все равно стоит на своем и отказывается идти в школу.

Чтобы понять причину, нужно его выслушать, дать возможность объяснить. «Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание. Повторю сказанное короче. Если у ребенка эмоциональная проблема,  его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство» – пишет Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?».

Итак, твой ребенок не хочет идти в школу, и ты не знаешь что делать? Он открыто выказывает свое нежелание, не объясняя его; плачет и замыкается в себе; устраивает истерики; не интересуется никакими предшкольными подготовками и всячески проявляет свое безразличие?

Это причины обратиться к специалисту, поскольку:

- возможно ребенок действительно психологически не готов к школе, и тебе стоит еще раз пообщаться с детским психологом;

- страх ребенка может быть вызван причиной, которую ты не можешь выявить и решить самостоятельно.

Читай также: наши форумчане говорят о готовности детей к школе.

Татьяна Белоусова, семейный и детский психолог

«В ситуации, когда ребенок наотрез отказывается идти в школу, особенно это касается первоклассников, он может быть действительно не готов. Но, чувствуя это, просто не может объяснить. Родители должны выслушать ребенка, узнать чего он боится. Иногда взрослые сами вселяют страх в воспитательных целях: «вот пойдешь в школу, будешь знать» или «в школе-то тебя научат…». Это мог сказать в сердцах кто-то из взрослых, или даже старших детей.

Если есть в окружении дети, которые ходят в школу и любят ее  - попросите поговорить с вашим ребенком, его мнение может оказаться важнее вашего, ведь он тоже ребенок. Если страхи ребенка конкретные: «математика это много цифр и вообще кошмар», «учительницы злые», «в школе бьются» и тому подобное, не нужно увещевать ребенка, обещая, что этого никогда не произойдет. Лучше предложите ему реальные способы решение проблемы, которая его волнует. Например: «папа хорошо знает математику и поможет тебе», «мама встречалась с будущей учительницей, и она совсем не злая» и так далее.

Иногда ребенок может наотрез отказываться идти в школу, если в доме есть дети младше. Он чувствует, что младший брат или сестра остаются дома с родителями, в уютном и привычном мире, а его выталкивают наружу. В таком случае нужно дать ребенку мотивацию взрослости: «теперь ты уже взрослый и сможешь съесть не 3, а 5 конфет, посмотреть телевизор на полчаса дольше», и т.д. Только не обещайте того, чего не сможете выполнить, иначе доверие будет потеряно и придется начинать все заново. Ту же мотивацию и создание классного образа школьника стоит применять, если у ребенка отсутствует рвение к учебе». 

Читай также: Детские страхи: как помочь ребенку перестать бояться

www.uaua.info

Готов ли ваш ребёнок отправиться в первый класс? | Обучение

Хочется высказать на этот счёт несколько пожеланий.Не спешите отдавать ребёнка в школу с шести лет! Не спорю, некоторые шестилетки довольно легко усваивают сложную программу, но далеко не все. В шесть лет ребёнок должен обязательно отдыхать днём! «А он не хочет спать днём», — возразите вы. Если ваш ребёнок дошкольного возраста днём не спит — это плохо. Дети старшей и подготовительной группы неохотно идут спать, но быстро засыпают и просыпаются бодрыми и деятельными, что, несомненно, благотворно влияет на психическое и физическое состояние в целом.

Возраст с шести до семи лет очень важный в формировании ребёнка как личности. Идёт период взросления, осмысления жизни на своём возрастном уровне, и для этого нужно определённое время. Ведь не секрет, что за три кротких летних месяца вчерашние первоклассники, второклассники и т. д. очень взрослеют. Если ребёнку не хватает одного-трёх месяцев до семи лет — не беда, но когда больше — следует задуматься над тем, нужно ли так спешить лишать его простых детских радостей и предлагать целый ряд обязанностей и «надо», а именно так и бывает при поступлении в школу.

В нашей стране детские сады используют разные учебно-воспитательные программы, но по большому счёту должна существовать тесная связь между дошкольным учреждением и школой.

Ребёнок, который идёт в школу из детского сада, уже обладает определёнными знаниями, умениями и навыками. Чтобы дошкольнику, воспитывающемуся дома, было легче адаптироваться в школе, родители должны позаботиться о подготовительном этапе.

Нельзя всех детей мерить одной меркой: одни приходят в школу, знают и умеют очень многое, но звёзд с неба не хватают, другие — приходят, не умея ничего, но быстро постигают азы науки и выходят в лидеры. От чего это зависит? От многих факторов: и способностей ребёнка, и опыта педагога, и правильных действий родителей, но это другой разговор…

С первых дней в школе ребёнок должен чувствовать себя комфортно не только психологически, ему должно быть интересно в школе всё!

Интерес — двигатель не только учёбы, но и любой деятельности человека. Для того, чтобы ребёнку было легче адаптироваться в школе и идти в ногу с требованиями обучающей программы, он должен получить в дошкольном учреждении определённую порцию знаний.

Многие родители хвалятся пред знакомыми, что Ванечка и пишет, и читает, и считает, а ещё в первый класс не пошёл. Оказывается, сердобольная бабушка или мамаша из кожи вон лезут, чтобы дитятко всё знало и умело ещё до школьной скамьи. Это грубейшая ошибка родителей!

Что должен уметь ребёнок, готовясь прийти в первый класс обыкновенной школы?

• Знать буквы — желательно.• Читать — необязательно.• Распознавать звуки (не буквы!) на слух.• Различать гласный и согласный звук.• Находить определённый звук в слове.• Придумывать слова на определённый звук так, чтобы он был в начале, в середине, в конце слова.• Составлять устно предложения с заданными словами — необязательно.• Печатать буквы (писать печатными буквами) — необязательно.• Ориентироваться на листе бумаги, в тетради — желательно, но необязательно.• Считать до 10 в прямом и обратном порядке.• Считать до 20, 100 желательно, но необязательно.• Знать состав чисел в пределах 10.• Писать рукописным шрифтом буквы и цифры в тетради — категорически нельзя!

Очень полезно давать разные упражнения для развития моторики рук. Предлагайте ребёнку складывать разные фигурки из семечек, гороха, риса. Можно использовать пластилиновую основу и действовать по принципу мозаики. Не бойтесь давать в руки ножницы, предлагайте вырезать несложные фигурки (многие первоклассники с трудом могут вырезать). Предлагайте, чтобы ребёнок в верхнем правом уголке листа нарисовал один предмет, в нижнем левом — другой предмет, предложите в разных местах листа нарисовать кружочки с заданиями, а потом соединить всё вместе. Таким образом, ребёнок будет учиться ориентироваться на листе бумаги в игре.

Если хотите позаниматься со своим ребёнком, не говорите слово «учиться», предлагайте поиграть, ведь играя, ребёнок намного легче постигает сложную истину.

Это самое-самое основное, что должен знать будущий первоклассник, готовящийся идти в рядовую школу с любой программой.

Не стремитесь в первом классе отдавать ребёнка во все возможные студии и кружки. Каким бы шустрым и коммуникабельным он ни был, для него проходит период адаптации, и это сложно.

Мой сын с большой охотой шёл в школу и не один, а с дружной сплочённой командой из детского сада. И учительница попалась с опытом, быстро наладила контакт с ребятами. Но только через год, когда я его вела уже во второй класс, сын обронил: «Мама, мне так было страшно идти в школу в первый класс, у меня всю дорогу коленочки дрожали!». И это моему жизнерадостному и общительному мальчишке? Который на тот момент не боялся ни пауков, ни крыс, ни собак, слыл защитником всех девчонок, который умел читать и считать, печатать целые слова и знал почти всех ребят из младших классов, со многими из них дружил, — было страшно до дрожи в коленках!

Мне пришла в голову печальная мысль: «А что же испытывают замкнутые, неуверенные в себе дети? Какой стресс переживают они?».

Дорогие родители, пусть школа станет для вашего ребёнка островом знаний, новых открытий, душевного комфорта и радости на долгие годы!

shkolazhizni.ru

          Персональный сайт          Курковой Светланы Михайловны

Ребенок идет в первый класс - Для родителей первоклассников - Каталог статей

kurkovasm.ucoz.ru

Быть готовым научитьсяДля 7-летнего ребенка школа - это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть в куклы-машинки и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. Он - первоклассник, и родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. Один из аспектов подготовки к школе - психологический.

Психологическая готовностьЭто необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Она формируется у детей к семи годам путем специальных занятий. Психологи выделяют 2 аспекта психологической готовности ребенка к школе: личностная (мотивационная) и интеллектуальная. В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это не означает, что он желает учиться. Ходить в школу и учиться - две большие разницы. Как пишет детский психолог Л.А. Венгер "Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться".

Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение).

Личностная готовностьЭто потребность общаться со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Часто ли вы говорите: "Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носиться не будет"? Или: "Опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе два по поведению, а с двоечниками никто не дружит". Если да, то избегайте таких фраз и создавайте у ребенка положительный образ школы. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.

Кроме того, врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на общее состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей, которые не ходят по какой-либо причине в садик. Пусть ребенок летом, перед тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8 часов утра и обязательно чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно войти в режим учебы, и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше. После школы ему нужно обедать, отдыхать, гулять и только потом садиться за уроки.

Простые рекомендацииНе будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра получить рекомендации по оздоровлению ребенка, а также пройти курс витаминотерапии и курс по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.

Нужно понаблюдать за ребенком в первые месяцы его школьной жизни. Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том, какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог. Если же это касается того, что ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, тогда необходимо обратиться к неврологу. А если ваш ребенок соматически ослаблен, физически не переносит существующие нагрузки, устает или мучается головной болью, то стоит подумать о щадящем режиме обучения, например, на дому.

Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и впечатлениях от первого дня в школе. Успокойте его волнение и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Таким образом, соблюдение режима, психологический настрой ребенка, забота о его здоровье и родительская любовь очень помогут вашему ребенку, когда он пойдет учиться в первый класс.

Ученики и ученицыИтак, ребенок пошел в школу. И не просто ребенок, а мальчик или девочка, первоклассник и первоклассница, со свойственными им особенностями восприятия, мышления, речи, эмоций, с особой организацией мозга, с разными установками, типами характера и поведения, разные по своему биологическому возрасту.

Очень это трудное дело - начать школьную жизнь. Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией, и у одних детей протекает легко и быстро, а у других - труднее и долго. Кто же труднее адаптируется к новой ситуации? Обычно это мальчики. Девочки более общительны, контактны, легче перестраивают свои отношения, подстраиваются под ситуацию. Мальчики при любом изменении привычной жизни страдают больше. Но вот парадокс: сами мальчики значительно чаще, чем девочки, стремятся к новому, к изменениям в жизни, сами изменяют ситуацию. Это они идут в походы и за отсутствием непроходимых джунглей лезут в неизведанные дебри строек, чердаков и подвалов.

Разные способностиМальчики и девочки 6 - 7 лет готовы к школьному обучению весьма неодинаково. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Поэтому не случайно школьная успешность мальчиков и девочек в первом классе также различается. В частности, усредненная оценка успешности мальчиков по основным предметам равняется 3,9 баллам (по традиционной 5-балльной шкале), а у девочек - 4,3 балла. Естественно, что не в пользу мальчиков различается и физиологическая "цена", которую "платит" организм ребенка за процесс обучения. Так, к концу обучения в первом классе утомление у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.

Школьная успешность мальчиков и девочек во многом зависит от врожденных особенностей функциональной организации мозга. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек - правое. Девочки в целом считаются более "речевыми", они раньше начинают говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Им обычно легче учиться в школе, по крайней мере, в начальной и средней. Мальчики зачастую начинают говорить несколько позже, и до определенного возраста их психическое развитие проходит без прессинга собственной речи. Зато у них раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации.

Обращает на себя внимание еще и то обстоятельство, что у девочек отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на 1 балл. У мальчиков ведомости чаще пестрят полным набором из "троек", "четверок" и "пятерок". Возможно, это связано с тем, что мальчики болезненнее реагируют на необходимость использовать разные типы мышления, в зависимости от предмета. А вот девочки с успехом применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала.

Многое зависит от темпераментаВесьма значительный вклад в школьную успешность первоклассников привносят индивидуально-типологические особенности, в частности, всем хорошо известные типы темперамента. Напомним, что их всего четыре: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Так вот, больше всего проблем с получением высоких оценок испытывают мальчики-меланхолики и девочки-холерики. По всей вероятности, затруднения в получении высоких оценок у детей с данными типами темперамента во многом определяются несоответствием их поведения стереотипным представлениям о мужественности и женственности, которых придерживается подавляющее большинство людей, в том числе и учителя. Так, мальчики-меланхолики весьма ранимы, впечатлительны и медлительны. Им не хватает бойкости, активности, стремления отстаивать себя и свою позицию. В случае неудач они могут и всплакнуть. Разумеется, такое поведение расценивается как не совсем мальчишеское и частенько осуждается не только сверстниками, но и самим учителем.

Девочки-холерики, наоборот, слишком активны, самостоятельны, бойки, вспыльчивы, беспокойны и непоседливы. В конфликтных ситуациях они активно отстаивают себя, подчас с применением рукоприкладства, что совсем не радует окружающих. Да и высидеть в течение 40 минут на одном месте для такой девочки проблематично.

Наиболее "удачным" с точки зрения обучения в начальной школе является сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков. Дети данного типа в меру активные и живые, они весьма общительны, позитивны, умеренно агрессивны и тревожны. Именно сангвиники доставляют учителю начальных классов меньше всего проблем. Однако надо заметить, что, начиная приблизительно со средней школы, тип темперамента ребенка перестает быть одним из определяющих факторов достижения высоких оценок, и подчас "неудобный" холерик оказывается в числе сильнейших учеников, тогда как всех устраивающий сангвиник переходит в разряд безнадежных троечников.

ТревожностьНемалый интерес представляет и вклад в школьную успеваемость такой психологической составляющей, как личностная тревожность ребенка. В частности, у мальчиков средне-высокие и несколько завышенные значения личностной тревожности оказывают стимулирующее влияние на школьную успешность. Естественно, что если личностная тревожность слишком сильно выражена, то хорошо учиться такой мальчик не сможет. Как говорится, все хорошо в меру. А вот у девочек наблюдается диаметрально противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки, имеющие средние и несколько сниженные индивидуальные значения личностной тревожности. Повышенные же значения выраженности данной психологической характеристики приводят к формированию боязни школы и школьной неуспешности. Объясняются такие различия тем, что повышенная тревожность у мальчиков и девочек по-разному влияет, прежде всего, на мотивационный компонент учебной деятельности. Так, оказалось, что повышенная тревожность заставляет мальчиков всерьез озаботиться и получаемыми оценками, и собственным соответствием статусу школьника - практически взрослого самостоятельного человека. Естественно, что подобные заботы весьма позитивно сказываются на качестве работы ребенка с учебным материалом. Повышенная же тревожность у девочек отнюдь не вызывает волнений по поводу получаемых оценок, зато вызывает серьезную обеспокоенность межличностными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками. Вот и получается, что повышенное внимание таких девочек к их межличностным взаимоотношениям с окружающими начинает мешать учебной деятельности и приводит, в конечном итоге, к снижению школьной успешности.

Учеба и агрессивностьРассмотрим вклад в школьную успешность еще одной весьма интересной личностной характеристики ребенка - агрессивности. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению школьной успешности, прежде всего у девочек. По всей вероятности, данное явление связано с рассогласованием высокой агрессивности, находящей свое соответствующее выражение в поведении такого ребенка со сложившимися в обществе стереотипами женственности. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если индивидуальные показатели агрессивности являются очень высокими, выходя за все разумные диапазоны. Интересно также отметить, что практическое отсутствие агрессивности в структуре формирующейся личности ребенка также приводит к снижению школьной успешности, что, вероятно, указывает на снижение энергетических ресурсов организма таких детей.

Вот оказывается, какие они разные, мальчики и девочки, первоклассники и первоклассницы. Как же им трудно, когда учитель в школе и родители дома предлагают им одинаковые пути к знанию. А сами они еще слишком малы и слишком плохо знают самих себя, чтобы выбирать и протаптывать собственные тропинки, познавать мир другим способом, мыслить иначе, чем предлагает учитель.

На заметкуНикогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

Идем в первый класс – что нужно знать и уметь

Все знают слова песенки «Нынче в школе первый класс вроде института». А родители детей, которые идут в первый класс, не только знают, но и опасаются ее превращения в реальность. Как сложатся отношения с первой учительницей, с одноклассниками; будет ли ребенок с удовольствием посещать школу, получит ли он необходимые знания – вопросы, волнующие мам и пап будущих школьников.

Что должен уметь будущий первоклассник

Вопрос о том, должен ли ребенок, идущий в первый класс, уметь читать и писать, беспокоит многих родителей. Официально руководство средней школы не имеет права отказать в приеме в первый класс, ссылаясь на неумение будущего первоклассника читать или писать, если иное не прописано в Уставе учебного заведения. Все же большинство детских психологов и педагогов сходятся во мнении, что ребенок эффективнее усваивает школьную программу и чувствует себя увереннее, если умеет читать и писать. Однако это далеко не единственное требование, предъявляемое к будущему первокласснику. Более подробно об этом можно узнать здесь.

Выбор школы

Выбирая школу, необходимо учитывать ряд факторов. Для начала желательно определить цели и задачи, которая она призвана решить. Например, если оба родителя работают полный день, бабушек и няни нет, то школа во дворе дома станет отличным вариантом. Она решит проблему занятости ребенка – он сможет посещать кружки в самом учебном заведении, а став старше, ходить вместе с одноклассниками домой, улучшив социальные связи в коллективе. Если кто-то из родителей располагает свободным временем, либо есть няня или бабушка, то можно рассмотреть школу в более отдаленном районе, выбрать, исходя из «атмосферности» учреждения и реализуемой программы. Отличной возможностью узнать школу «изнутри» является посещение подготовительных занятий. Обычно они начинаются за год до поступления ребенка в школу, проходят раз в неделю. Если будущая первая учительница или реализуемая программа категорически не нравится взрослым и ребенку, можно и даже нужно искать другие варианты.

Программы начального образования в школах Москвы

Выбирая школу, особое внимание стоит обратить на то, по какой программе происходит обучение в начальной школе. Самыми популярными являются программы «Школа России», «Перспектива», «Школа 2100».

Самая распространенная и доступная – «Школа России».

Она рассчитана на средний уровень подготовки ребенка; позволяет основательно закрепить навыки счета, чтения и письма. Эта программа считается классической.

«Перспектива» - более «молодая» программа. Она направлена на развитие воображения и логического мышления ребенка, на закрепление понятий о семье, государстве, устройстве внешнего мира. Отличительной особенностью является большое количество учебников и пособий. При выполнении некоторых заданий потребуется помощь родителей, например, при подготовке проектов.

«Школа 2100» - интересная программа, в которой ставка делается на большой объем новой информации на каждом уроке. Возможно, для ее закрепления потребуется выполнять некоторые задания дома.

Лайфхаки для родителей первоклассников

Существует несколько лайфхаков, способных существенно облегчить жизнь первоклассника и его родителей.

1) Режим дня. Соблюдение режима дня поможет избежать переутомления, психологического выгорания ребенка. При этом в режиме нужно прописать не только время подъема и отбоя, но и время, отведенное на выполнение домашних заданий, посещение кружков, и не забыть о прогулках и играх на свежем воздухе.

2) Преодоление страхов. Важно помнить о том, что большинство людей испытывает страх перед неизвестностью. Ребенка может тревожить новая обстановка, незнакомые люди. В этом случае поможет разговор по душам. Поддержите ребенка, признав и поняв его опасения, и попробуйте вместе их преодолеть.

Не лишним будет провести экскурсию по школе, показать, где находится туалет, столовая, запасные выходы, чтобы первоклассник уверенно чувствовал себя в стенах школы.

3) Канцтовары. Тетради, карандаши и ручки – это рабочие инструменты школьника, и от того, насколько ему удобно и комфортно с ними работать, во многом зависит качество учебы. О том, что нужно купить для первоклассника читайте здесь.

4) Учеба. Первоклассник может сосредоточенно выполнять домашнее задание не более 30 минут. Поэтому стоит позаботиться о динамических паузах во время выполнения уроков. На первых порах необходимо помогать ребенку. Оказывая помощь, предоставьте возможность школьнику самостоятельно справиться с домашним заданием, направляя и подталкивая к правильному решению. Так родители сохранят свои нервные клетки, а первоклассник почувствует себя более уверенным и самостоятельным.

best-mother.ru

Советы если ребенок идет в первый класс

Когда начинать готовиться к школе? Что малыш должен уметь? Как сделать из шестилетнего первоклассника вундеркинда, который со второго сентября будет готов перейти во второй класс и т.д.Именно этими вопросами обычно задаются родители будущих первоклассников. Одни говорят одно, другие — другое, да и на сайтах школ информация не совсем однозначная. Но проблема в том, что правильного ответа на эти вопросы нет и не может быть. Сейчас мы немного поговорим о том, что должен знать и уметь ребенок, который собирается идти в обычную школу.

Читаем — не читаем

Самый частый вопрос, который задают родители, это вопрос про обучение чтению.Нужно ли учить ребенка читать, или пусть это делают в школе? На этот вопрос нет однозначного ответа.Большинство склоняется к тому, чтобы в школу ребенок шел читающим. Тем более, в детском саду малышей уже в старшей группе обучают азбуке и учат читать хотя бы по слогам. Если ребенок не умеет читать — тоже не беда. В первом классе программа построена так, что и читающим, и не читающим детям будет уделено внимание.Педагоги считают, что до школы учить ребенка читать нужно только тогда, когда он сам к этому проявляет интерес. Ни при каких условиях нельзя заставлять, навязывать, а тем более наказывать чтением. Это недопустимо и очень опасно. У ребенка сформируется резко негативное отношение к учебе и уж тогда действительно педагогу придется попотеть, чтобы привить интерес и любовь к учебе.Вывод: если ребенок желает, то читать учим, но ненавязчиво и в интересной увлекательной форме. Красивые книги для детей дошкольного возраста в этом помогут. Но не переусердствуйте в этом вопросе. Всегда хороша золотая середина. Это когда первоклассник знаком со всеми буквами, пытается читать слоги и простые слова.

Наши пальчики устали?

Учить писать или нет? Есть такая старая поговорка о том, что “мы все считаем себя отличными врачами и педагогами”. Так вот она здесь очень к месту. Педагогов дошкольного образования 4 года специально обучают всем премудростям работы с первоклассниками. Не забирайте у них хлеб. Пусть писать красивые прописные буквы малыша научит грамотный квалифицированный педагог.Конечно, если ребенок сам очень хочет научиться — отказывать ему нельзя. Покажите будущему первокласснику печатные буквы и потренируйтесь писать именно их. С прописными буквами все же советуем повременить.

А что еще?

Но навык чтения и письма — не главный багаж, с которым малыш должен идти в первый класс. Родители должны позаботиться о том, чтобы привить первокласснику и другие качества и умения.С началом учебы у ребенка главной становится учебная деятельность (у дошкольника была игровая). Поэтому нужно развивать в малыше такие качества, как:

  • самостоятельность. Первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться и раздеваться. Знать свои вещи, содержать их в порядке;
  • умение общаться со сверстниками, находить контакт с незнакомыми детьми, быть дружелюбным;
  • усидчивость;
  • концентрация внимания;
  • сосредоточенность.

Ребенок также должен уметь:

  • рисовать, лепить, управляться с ножницами;
  • заучивать стихи, пересказывать сказки, отвечать на вопросы полным предложением;
  • считать до десяти и обратно;
  • собирать пазлы, мозаику, играть с конструктором (по возрасту).

И, конечно, с ребенком нужно говорить. Стоит рассказать ему о своем опыте, вспомнить (или придумать красивую историю) о том, как вы ходили в первый класс и т.д. Помните: ребенок должен хотеть (ни в коем случае не бояться) учиться.

Программа минимум

Хорошо, если будущий первоклассник знает:

  1. Свое имя, фамилию, дату рождения.
  2. Имя и отчество родителей.
  3. Адрес проживания и телефон
  4. Уметь ориентироваться в пространстве(лево, право, верх, низ и т. д.) и во времени (утро, вечер, день, ночь), знать дни недели и времена года
  5. Знать элементарные правила дорожного движения
  6. Уметь вести себя за столом
  7. Уметь рассказывать про себя и свою семью хотя бы несколько предложений.
  8. В садике этому уделяется особое внимание, поэтому с уверенностью можно сказать: воспитанники дошкольных учреждений уже знают этот “минимум”. Но переспросить все же лишним не будет.

    Еще небольшое напоминание родителям:

  • Посетите перед школой хорошего логопеда, особенно если есть некоторые проблемы с речью;
  • Приготовьте дома школьное место: полочка для книг и тетрадей, письменный стол. Делайте все вместе с ребенком, чтобы он осознавал важность момента подготовки к школе;
  • Купите школьные принадлежности и школьную форму.
  • Начальная школа, первый класс — это важная ступень на лестницы знаний. От того, как прочно на нее ребенок встанет, зависит и его дальнейшее продвижение к вершине. Поэтому родители должны сделать все необходимое, чтобы помочь школьнику надежно укрепиться на этой лестнице.Цель нашей статьи — показать, что в школе не нужно готовиться как к тюрьме. Рецепт прост: создайте дома дружественную атмосферу и покажите ребенку, что вы его поддержите в любом случае. Только так вы отправите в школу сильного духом и заинтересованного ребенка.

smama.by

Если ребенок не хочет идти в 1-й класс: советы психолога - Новости

Возраст от 6 до 8 лет сегодня один из самых популярных у репетиторов после выпускников. Подготовкой к школе занимаются сами школы, детсады, детские центры, кружки раннего развития, частные педагоги и родители. Но так ли это необходимо? Специалисты говорят – должна быть психологическая подготовка. В качестве такой подготовки подходит и детский сад, если ребенок туда ходил. Чаще всего, именно такие дети легче всего переносят школьную адаптацию. А если в школу ведут неподготовленного ребенка, то период адаптации в данном случае проходит с большими трудностями и большинство родителей начинают обращаться к детским психологам. Как настроить чадо на общение с Пушкиным и Пифагором – с корреспондентом медиа-портала Caravan.kz поделился семейный, детский психолог Айнур КУЛЬНАЗАРОВА.

- Айнур, скажите, как морально подготовить ребенка к школе?

- Так как ребенок идет в школу в первый раз, у него меняется среда общения, в окружении появляются новые люди. Если ребенок посещал детский сад – то в этом случае все становится гораздо проще, но есть детки, которые там не были – и именно они и требуют моральной подготовки. С таким ребенком необходимо разговаривать, говорить ему, что теперь он ученик и будет каждый день ходить в школу. Есть такие практики, что деток водят за несколько дней до начала занятий в школу и показывают им, как внутри выглядит школа, где он будут сидеть, рассказывают, где будет стоять учитель и будет все объяснять. Дать возможность ребенку поиграться во дворе школы. Такая вводная экскурсия способна благоприятно повлиять на ребенка. Конечно, главное со своим дитём разговаривать и даже дома с ним играть в виртуальную школу. Пусть ребенок повоображает, что он будет делать в школе, как будет учиться. Пускай к этой игре присоединится мама и расскажет, как нужно правильно сидеть, как нужно поднимать руку, как отвечать. Если ребенок будет знать такие наималейшие вещи – все сложится со школой у него удачно.

- Что предпринять родителям, чтобы ребенок легче адаптировался в новых условиях и проявил интерес к школе?

- По мнению специалистов, адаптация к школе у первоклассников идет от 2 до 6 месяцев. В этот период, в зависимости от личности самого ребенка, его характера, адаптация может продлиться у одного ребенка 2 месяца, у другого – все 6. Поэтому родителям необходимо это иметь ввиду и не пугаться, а также не бояться слез и истерик. Но также стоит помнить, что именно в этот адаптационный период не стоит загружать ребенка никакими другими секциями и кружками. Часто бывает так, что родители сразу пытаются все хватать и везде успеть – но, как показывает практика, ни к чему хорошему это не приводит. Дайте сначала ребенку освоиться, а потом уже побежите на все кружки. Единственное, стоит оставить тот кружок, в который ребенок, например, ходил до поступления в школу, если таковой имеется. Если же никакие кружки ребенок не посещал – то в адаптационный период не рекомендуется поступать в такие секции. А чтобы ребенку было интересно в школе – это, бесспорно, зависит не только от родителей и их моральной подготовки. От школы и от самих преподавателей адаптация зависит тоже. Любая школа сначала проводит уроки для первоклассников в игровой форме, чтобы завлечь ребенка, в школах первые полгода не ставят оценки, а дают какие-то поощрения – и это верная методика. И за эти поощрения в виде смайликов, звездочек и так далее нужно хвалить своего малыша и поощрять еще и дома.

- Как вы считаете, стоит ли все-таки готовить ребенка к школе, учить его читать, писать, считать, или нет?

- На сегодняшний день, это зависит и от того, в какую школу идет ребенок. Потому что есть гимназии, есть обычные школы. И у всех образовательных заведений свои требования при поступлении. Родитель перед поступлением ведь узнает все требования, и, если он хочет, чтоб его ребенок учился в определенной школе – значит должен выполнять их требования. Если школа принимает деток, которые, как минимум, должны читать, то родитель обязан подготовить своего ребенка. А если это условие не обязательное – то и не нужно самим учить, ведь если ребенок придет в класс и будет уметь читать, а все остальные дети нет – то ему уже будет неинтересно и скучно проводить время в школе.

- Что делать, если ребенок категорически отказывается идти в школу?

- Здесь нужно крепкое терпение родителей. Только через теплые слова, через поощрения и так далее нужно ребенка завлекать школой. Такой ребенок показывает своим поведением то, что он напуган. Напуган новой обстановкой, новыми незнакомыми людьми. В таком случае необходимо поднять дух ребенка таким образом, чтобы становилось ясно, что школа – это хорошо, что там интересно, что там его ждут новые друзья, игры и много нового. Заставлять, ругать, закидывать в школу и уезжать, конечно, ни в коем случае не нужно, иначе это будет большим стрессом для первоклассника.

- Какие они — идеальные современные первоклассники?

- Любой психолог скажет вам, что это дети, окруженные любовью и вниманием. И, поверьте, этого достаточно. Но если смотреть на портрет идеального первоклассника со стороны учителей и родителей, то это ребенок, которому интересно ходить в школу, который с радостью выполняет все задания. Такой первоклассник легко привыкает к коллективу класса, со всеми общается, много улыбается и с увлечением делает все задания.

www.caravan.kz

Что должен знать ребёнок идя в первый класс в 2016 году?

В нынешнем мире любой ребёнок, которому уже пришло время идти в школу, должен обладать множество необходимых для этого умений, знаний и навыков, без которых, кстати говоря, его могут попросту не взять на учёбу.

Для того чтобы понять насколько ваш ребёнок развит умственно, психически и эмоционально, необязательно проходить какие-то заумные тесты – родители сами могут оценить своё чадо, используя небольшую табличку обязательных знаний.

    Общеобразовательные требования:
  • знать своё ф. и. о., домашний адрес, номер телефона, имена родителей и место их работы;
  • знать название страны, в которой ребёнок проживает и какие-нибудь соседние государства;
  • знать названия дней недели, времени суток, последовательности времён года, сколько месяцев в году, дней в месяце и неделе;
  • различать цвета и знать основные их оттенки;
  • иметь какое-то представление о погодных явлениях;
  • знать где «право» и «лево»;
  • знать большие праздники;
  • назвать популярные виды спорта, некоторые правила дорожного движения, самые распространённые профессии и дорожные знаки;
  • ответить на вопрос «Зачем ты идёшь в школу?».
    Интеллектуальное развитие:
  • находить лишний предмет в группе однотипных или добавить недостающий;
  • решать простые ребусы, головоломки, логические загадки;
  • сгруппировать предметы по какому-то основному их признаку;
  • рассказать, чем отличаются предметы друг от друга;
  • разложить картинки в правильной последовательности.
    Речь, память, зрение, слух, внимание:
  • скопировать простой узор;
  • найти около 10 различий в однотипных картинках;
  • пересказать услышанный рассказ;
  • описать увиденную картинку по памяти;
  • написать графический диктант;
  • запомнить предложение из 6 слов и точно его повторить;
  • составить рассказ по изображению;
  • рассказать сказку или выученное наизусть стихотворение.
    Математические навыки:
  • уметь сосчитать до 10 и обратно;
  • знать понятие «больше» «меньше» или «поровну»;
  • увеличить или уменьшить количество предметов на 1 или 2;
  • уметь сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте;
  • поделить предмет на несколько равных частей;
  • уметь составить примитивную аппликацию из геометрических фигур.
    Техника чтения:
  • необходимо отличать буквы от звуков;
  • подбирать слова на заданную букву;
  • найти нужную букву в любом месте заданного слова;
  • поделить слово на слоги;
  • уметь читать предложения, состоящие и 4 или 5 слов и понимать написанное.
    Навыки письма:
  • правильно держать в руке ручку или карандаш;
  • обвести по контуру рисунок, не оторвав при этом ручку от бумаги;
  • нарисовать прямые, волнистые и ломаные линии;
  • скопировать с образца на бумагу какую-то геометрическую фигуру;
  • уметь нарисовать рисунок по точкам или по клеточкам;
  • уметь как можно аккуратнее зарисовать рисунок;
  • уметь продолжить штриховку выбранного рисунка.

Заданий, кажется очень много, но поверьте, большинство из перечисленных пунктов ваш ребёнок меет делать и это не предоставить для него никакого труда.

Но если вы уже задумались о том, что должен знать ребёнок идя в первый класс в 2016 году, то стоит поговорить о самом собеседовании. Обычно его проводит учитель начальных классов, завуч, логопед и психолог. Если же выбранная вами школа имеет языковой уклон, то на собеседование могут пригласить учителя иностранного языка.

Всё собеседование длится не более 15 минут и при этом в кабинете с ребёнком должны обязательно присутствовать его родители, которым в самом начале нужно подписать все необходимые документы и написать заявление о принятии их ребёнка в школу. Всё остальное время они будут просто наблюдать в другом конце комнаты за процессом собеседования, без права вмешательства.

Очень важно накануне поговорить со своим малышом, чтобы он не боялся этого мероприятия. Также его необходимо научить, что, если он не услышит какого-то из-заданий, то может смело переспросить – в этом нет ничего зазорного.Родителям же стоит знать, что в первый класс принимают детей, которым на момент 1 сентября уже исполнилось 6 с половиной лет. Если же все вышеперечисленные задания для вашего чада уже давно перестали быть чем-то новым или сложным, но он ещё не достиг указанного возраста, вопрос о принятии его в школу будет решать районный отдел управления по образованию в выбранном учебном заведении.

Запомните, главное для комиссии – сможет ли ребёнок сидеть на уроке, слушать учителя и выполнять те задания, которые будут ему предоставлять. Ему придётся контролировать своё поведение и уметь подчинятся общепринятым правилам.

Растите с удовольствием здоровыми и счастливыми и до скорых встреч 1 сентября в школе!

woman-time.ru


Смотрите также