Что делать с гиперактивным ребенком? Гиперактивный ребенок 1 5 года


Что делать с гиперактивным ребенком?

Диагноз «гиперактивность/гипервозбудимость» невролог поставила моему сыну в месяц. Как и любую «в первый раз маму», меня это сначала ошарашило. Но со временем я разобралась в терминах и в поведении сына, и поняла, что врач была не права.

Если малыш в месяц плачет на приеме у врача, кричит и краснеет при попытках его осмотреть, вздрагивает, икает и так далее, то это неудивительно. Ему страшно, он может быть голоден, ему неприятна обстановка, яркий свет, он инстинктивно напрягается, прижимая к себе ручки и ножки, ищет защиты. И тот врач, который тут же назначает вашему чаду лекарства от гиперактивности, хорошим врачом считаться не может.

Сейчас, когда Саше почти 2 года, я прекрасно понимаю, что многое из того, что происходит с развитием и поведением ребенка, зависит от его темперамента и эмоциональности. И если нет веских причин, то искать гипервозбудимость там, где ее нет, не стоит. Что же делать маме? Об этом читателям проекта «Дети Mail.Ru» расскажет практикующий психолог Лариса Суркова.

Поговорим о том, с чем родители обычно приходят к психологу:

• с тем, что ребенок до 4 лет не сидит на месте; • не хочет играть один; • проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол; • плохо спит, часто просыпается; • слишком активен, в понимании мамы.

Конечно, это классическое «горе от ума». Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки с игрушками, и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить о том, что не надо сравнивать детей, что ваш кроха – особенный, и развивается по своему сценарию, я просто предложу вам мини-тест, ответами на который будут «да» или «нет»:

1. Вашему ребенку меньше 5 лет?

2. Ваш ребенок может заниматься одним делом, которое ему интересно, 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)?

3. Ваш ребенок спит более 3 часов подряд во время ночного сна?

4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках или самостоятельно на месте?

5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу, находясь при этом в стуле или на руках?

Если хотя бы 4 из 5 ответов «да» – у вас просто активный малыш, и все, что вы ему приписываете, вряд ли имеет отношение к диагнозу «https://deti.mail.ru/child/sdvg_lechenie/» (СДВГ).

Мы уже усвоили, что все дети разные, но все равно ищем причины тому, что они плохо спят, много срыгивают, постоянно шевелят руками и ногами, не могут провести дольше 2 минут за одним занятием. Прежде, чем обращаться к даже, казалось бы, совсем безобидным лекарствам, улучшающим сон и усмиряющим характер, подумаем о том, что есть просто дети, для которых до определенного возраста все это характерно, и есть очень эмоциональные дети, у которых все эти признаки возведены в квадрат. Кроме безграничной любви и заботы, и тем, и другим нужен режим, ну и еще несколько приемов в воспитании.

Традиции и ритуалы

Дети быстро привыкают к традициям, ежедневно свершающимся действиям и ритуалам. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Поэтому так важно соблюдение режима. Есть и https://deti.mail.ru/mama/narusheniya-sna-u-rebenka-chto-delat/ в одно и то же время, перед сном гасить верхний свет, включать ночник, читать книги или рассказывать истории, ужинать в кругу семьи в спокойной обстановке, когда едят все (в идеале), а не один лишь малыш, а мама еще хлопочет на кухне или папа одним глазом смотрит в телефон. Это способствует правильному пищевому поведению, которое у активных малышей тоже бывает расстроено. Любые традиции, которые вы придумаете и будете исправно соблюдать, пойдут на пользу.

Причем, https://deti.mail.ru/mama/tajm-menedzhment-dlya-detej/ нужно сохранять и в путешествиях, и в поездках по городу, и при посещении гостей. Мы всегда планируем поездки так, чтобы днем малыш, все же, спал в своей кровати после домашнего обеда. Встречи, посещение врачей и другие дела назначаем на утро, а к обеду возвращаемся домой. После сна и полдника можно двигаться дальше. Длинные переезды тоже можно подгадать под сон. Зачем сбивать режим? Понятно, что мы сейчас не говорим о долгих путешествиях на машине, перелетах и т.д. Но и тогда лучше придерживаться графика.

Умеренная активность

Говорят, чтобы ребенок крепко спал ночью, за день он должен как следует устать. Только не очень https://deti.mail.ru/teenager/giperaktivnye/. В нашем случае, чтобы легче уснуть вечером, днем тоже нужно хорошо поспать. Также перевозбуждение возникает от перегуливания, активных игр перед сном, длительного просмотра мультиков и вообще «общения» с экраном планшета или телевизора.

Положительные эмоции

Отсутствие негативных эмоций – это прописная истина. Чем меньше, тем лучше для всех, особенно перед сном или едой. Будь то нелюбимая чистка носа, случайно увиденный отрывок фильма по ТВ, незнакомый, непонятный и вызывающий массу разрозненных мыслей в маленькой голове, повышенные тона в разговоре родителей, или грубый жест сгоряча… То, что вы делаете, должно иметь понятный смысл для ребенка, ведь он все впитывает, как губка.

Правильная кроватка

Моей большой ошибкой однажды было послушаться медсестру, которая сказала, что ребенка нужно с рождения приучать спать без https://deti.mail.ru/baby/newborn/pelenanie-mladenca-preimushestva-i-nedostatki/ в большой кроватке. Красивые пижамы могут подождать, если малышу трудно спать долго без ограничения движений. Свободное пеленание, маленькая уютная люлька (если ребенок не спит с вами) – это то, что нужно чувствительному малышу. И даже если история с пеленками и засыпанием на руках затягивается до полугода и больше, нет ничего страшного в том, чтобы давать ребенку спать так, как ему комфортно.

Простые задания

Чтобы добиться от ребенка результатов, задания должны быть простыми и понятными. «Собери игрушки, вымой руки, и потом мы пойдем ужинать» – пример фраз, которые не стоит употреблять. Сначала ждем, пока будут собраны игрушки, затем выполняем следующее действие. И тут еще важны правила, которые должны соблюдаться вне зависимости от места и времени. Если дома малыш собирает игрушки сам, то и у бабушки тоже. Если дома чего-то делать нельзя, потому что это опасно, то нигде нельзя. О таких правилах, прежде всего, стоит договориться с родственниками. Ребенок будет гораздо https://deti.mail.ru/child/nevrozy-u-detej-simptomy-i-lechenie/.

Дозированные впечатления

Появление в жизни ребенка большого количества новшеств, будь то частые поездки, незнакомые люди, мешок новых игрушек, вызывающих бурю эмоций, с которыми трудно справиться, лучше дозировать. Мы практикуем такой график: 1 день – 1 новое впечатление, несколько подарков растягиваем на недели, чтобы малыш оценил каждую игрушку.

Что касается выработки усидчивости, то ребенку, что бы он ни делал, нужно дать возможность поковыряться в этом самому, даже если делает он все неправильно, будь то еда, какое-то занятие, попытка одеться. Одно дело показать, как правильно, другое дело – дать ребенку поиграть одному, если он увлекся. Мы отдыхаем, пока малыш познает мир. А все, что мы ему показываем, он запомнит и воспроизведет потом сам. Для ребенка в меру насыщенный положительными эмоциями и обучающими занятиями день с соблюдением режима и традиций будет хорошей базой для развития.

«Сразу хочу обратить внимание на то, что грамотный невролог, психолог или психиатр не поставит диагноз СДВГ ребенку до 5-6 лет. Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности дольше времени, положенного его возрасту (в 5 лет это 15-20 минут на один вид деятельности. Например, рисует спокойно 15 минут), тяжело засыпает, ерзает, сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение – начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и, по результатам, возможно, назначит терапию.

https://deti.mail.ru

www.baby.ru

Гиперактивный ребенок, что делать? - Развитие детей | Развитие детей

Если ваш малыш находится в постоянном движении, он неутомим, ему трудно хоть минутку посидеть на месте, даже во время еды, он постоянно разговаривает, сон его беспокоен, то возможно у вас гиперактивный ребенок. Что делать родителям?

В наш беспокойный век гиперактивность у детей встречается все чаще. Современная медицина выделяет несколько причин гиперактивности. Наследственная или генетическая гиперактивность может появиться у ребенка, если кто-то из близких родственников также был гиперактивным. Биологическими причинами принято считать родовые травмы или нарушение деятельности головного мозга ребенка во время беременности. К социально- психологическим причинам относятся неблагоприятная обстановка в семье малыша, неправильное воспитание.

Нужно заметить, что диагноз «гиперактивность» может поставить только врач-невропатолог, а задачей родителей является вовремя выявить проблему и своевременно обратится к специалисту. Чем раньше поставлен диагноз и начат курс лечения, тем быстрее станет более спокойным ваш гиперактивный ребенок, симптомы проблемы сойдут на нет, и в школе ваше чадо  будет уже гораздо усидчивым. Итак, стоит обратиться к специалисту, если вы замечаете, что ваш малыш крайне невнимателен, не доводит начатое дело до конца, часто теряет вещи, излишне забывчив, быстро теряет интерес к начатому занятию. Кроме того, малыш сверхактивен, не может ни минуты усидеть на месте, он мало и беспокойно спит.

Гиперактивный ребенок излишне импульсивен, он много разговаривает, не умеет ждать (ему нужно сразу и все), ему трудно соблюдать общие правила игр, ему свойственный быстрые смены настроения.

Если у вашего ребенка присутствуют подобные черты в поведении и характере в возрасте до 7 лет, то стоит обратиться к специалисту- психологу, а после и невропатологу. Ведь многие родители часто путают гиперактивность с особенностями темперамента, присущего холерикам.

Если специалисты определили, что у вас растет гиперактивный ребенок, что делать в таком случае, как помочь малышу справится с проблемой? Прежде всего, желательно выяснить причину гиперактивности. Если врач-невролог назначит курс лечения- массажи, лекарственные препараты или определенный режим, нужно стараться выполнять все указанные рекомендации. Спокойная обстановка в семье вокруг малыша играет не последнюю роль в терапии. Вам необходимо предупредить воспитателей и педагогов о том, что ребенок гиперактивен, и попросить их учесть это при распределении нагрузки. Дома вокруг малыша не должно быть острых, бьющихся предметов, лучше убрать из подальше от его глаз.

Оба родителя, должны быть единомышленниками в вопросах воспитания, и общаться с ребенком спокойно и ровно, без эмоциональных всплесков, поскольку такой малыш очень восприимчив к смене родительского настроения. Не стоит сильно нагружать такого малыша развивающими занятиями. Некоторые гиперактивные дети обладают способностями в той или иной области, и родители – сторонники раннего развития,  записывают ребенка сразу в несколько кружков. Этого делать не стоит, поскольку малыш может переутомиться, и это лишь усугубит ситуацию.

Соблюдайте режим дня – прием пищи, сон, прогулки – все это должно быть каждый день в одно и тоже время. Больше гуляйте с малышом на свежем воздухе, и следите за тем, чтобы подвижные игры чередовались со спокойными прогулками. Не допускайте перевозбуждения вашего ребенка, избегайте слишком эмоциональных игр. Не давайте малышу слишком сложных многоступенчатых заданий. Когда просите о чем-то обязательно смотрите ему в глаза. Чаще хвалите малыша за правильные действия и поступки, но похвала должна быть в пределах разумного. Неплохо будет освоить элементы расслабляющего массажа, и, например, во время чтения книжки с ребенком, или занятиями по сказкотерапии, можно поглаживать его по руке или плечам.

Сама собой гиперактивность, как правило, проходит к подростковому возрасту. А если вы решили скорее избавить от нее вашего ребенка, помните о том, что главным лекарством в лечении гиперактивности будет родительская любовь и ласка, а также  положительные эмоции.

Автор: Евгения, специально для сайта Звездочет.

Статья прочитана 9 раз(a).

zwezdo4et.ru

Гиперактивный ребенок: что делать

В преобладающем большинстве малыши, которые уже научились уверенно ходить, очень подвижны. Взрослые просто не в состоянии поддерживать свою двигательную активность на таком уровне, и тот факт, что ребенок без труда может за день измотать любого, самого стойкого взрослого, давно стал уже объектом забавных шуток и историй. Тем не менее, ваш карапуз «с моторчиком» может страдать от гиперактивности, которая по-научному определяется как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Гиперактивный ребенок сразу привлечет к себе внимание в общественном месте, его любопытство не знает границ в буквальном смысле, он сверхкоммуникабелен, но вместе с тем и капризен, в конфликтной ситуации не поддается на просьбы, уговоры и даже угрозы, ему трудно контролировать свои эмоции, и правила поведения в обществе усваиваются им с трудом. Обратите внимание на нижеприведенные особенности поведения, и если вашему ребенку присуще большинство из них (особенно те, которые свидетельствуют о пониженном уровне внимания и слабой концентрации), можно предполагать (не утверждать!), что малыш гиперактивен.

Характерные черты поведения гиперактивного ребенка:

  • спит меньше, чем другие дети, часто отказывается от дневного сна;
  • имеет неровный аппетит и в целом ест плохо;
  • очень подвижный и все время неспокойный;
  • не любит «тихие игры», требующие сосредоточенности, — кубики, конструкторы, паззлы и тому подобное;
  • слишком разговорчивый (даже болтливый), склонен перебивать и не дослушивать до конца вопрос;
  • сталкивается с проблемами в самоорганизации;
  • теряет или забывает вещи;
  • не выполняет данные обещания;
  • испытывает проблемы с концентрацией, отвлекается на мелочи и не доводит начатое до конца;
  • избегает действий, связанных с усидчивостью и умственными усилиями.

  Как помочь гиперактивному ребенку?

Соблюдайте нижеприведенные рекомендации для того, чтобы помочь малышу стать более собранным и направить его энергию в «мирное» русло.

  1. Ребенок не должен испытывать тактильного «голодания» , а значит, как можно чаще обнимайте, гладьте, целуйте и прижимайте его к себе. Поглаживания, растирания, легкие касания и общий массаж без энергичных приемов (похлопывания, щипки и тому подобное) прекрасно успокоят и расслабят непоседу.
  2. Все попытки ребенка заняться каким-либо делом, требующим от него усидчивости и концентрации, должны обязательно подкрепляться похвалой с вашей стороны. Малышу также помогут четкие и короткие инструкции, так что во время его занятий старайтесь быть поблизости, чтобы своевременно поддержать его внимание.
  3. В игровых занятиях надолго удержать внимание ребенка помогут ваши артистические способности. Учитесь воплощаться в различных сказочных героев, подражать животным, модулировать голосом, изображая тех или иных персонажей, «озвучивайте» игрушки и просто предметы из окружения — все это поможет вам увлечь малыша. Не забывайте о перевоплощении (играйте голосом), когда читаете сказки.
  4. Внимательно наблюдайте за естественным биоритмом ребенка, чтобы выбрать оптимальное время для занятий. Чаще всего более плодотворны утренние занятия, поскольку в это время малышу гораздо легче сосредоточиться. Однако это наблюдение не обязательно относится к вашему непоседе, так что он, возможно, предпочтет соединить занятие с вечерней прогулкой.
  5. Заняв малыша каким-либо делом, постарайтесь не пропустить момент, когда он начинает уставать или отвлекаться (это может произойти уже через 5 минут). Обязательно дайте ему возможность активно подвигаться, разрядиться и только потом мягко, но настойчиво верните его к начатому. Малыш будет увлеченно продолжать то, что начал, если вы в это время расскажете ему что-нибудь интересное или увлекательное, например сказку про разбросанные игрушки или поучительную историю из своего детства.
  6. Похвалы и обещанные вознаграждения не стоит надолго откладывать. Сдерживая свое слово, вы личным примером будете побуждать ребенка действовать так же.
  7. Чтобы упорядочить хаотичную деятельность ребенка, определите для него цель, выяснив ее у самого же малыша при помощи множества вопросов. При этом обратите внимание, что вопросы «где?» и «куда?» не подойдут для тех, кому нет еще двух лет, а «почему?» и «зачем?» годятся только для трехлеток и тех, кто постарше.
  8. Координируя деятельность малыша, не лишайте его выбора. Всегда спрашивайте его, во что он собирается играть или чем решил заняться. Ваша задача — просто помочь ребенку как можно дольше сохранять интерес к тому, что он решил делать. Помните, что даже полминуты, добавившиеся к привычной длительности занятия, — это уже успех.
  9. В воду для вечернего купания полезно добавлять отвары лекарственных трав или травяных сборов с успокаивающим действием (мята, мелисса лимонная, валериана, лаванда, ромашка), 1-2 капли лавандового масла (если исключена вероятность аллергической реакции) или пенку для ванны с экстрактами упомянутых лекарственных растений.

  Чего не стоит делать маме гиперактивного ребенка

Чтобы не усугубить психическое состояние своего малыша, избегайте следующих вещей:

  1. Чрезмерно увлекаться различными методиками раннего развития и загружать малыша интеллектуальными задачами и сложными физическими упражнениями. Есть опасность, что этим вы отобьете у малыша охоту чем-либо заниматься в дальнейшем.
  2. Пытаться усмирить его повышенной требовательностью и лишать заслуженной похвалы, если ребенку все же удалось немного упорядочить свои действия и он собрал все игрушки, увлеченно помогал вам лепить пельмени или ни с кем не рассорился во дворе.
  3. Срываться на ребенке, если он своими шалостями окончательно вывел вас из терпения. Всегда напоминайте себе, что вас злит не малыш, а его поступки. Гнев — это ваше поражение, в гневе вы фактически беспомощны, хотя и опасны для своего ребенка. Если конфликтная ситуация произошла в общественном месте, не дайте себе «завестись» из-за недовольства окружающих. Хладнокровие сохранит вашу способность быстро реагировать, маневрировать и переключать активность ребенка.
  4. Подавлять природную подвижность и живость ребенка. Если вы не уверены, что справитесь со своим чадом «мирным путем», на первых порах избегайте ситуаций, требующих от ребенка бездействия или ограничивающих свободу действия и перемещения:
  • долгих телефонных разговоров — вы всё сможете обсудить вечером или когда с малышом будет кто-нибудь из домашних;
  • длительных поездок в общественном транспорте — такси (возможно, на часть маршрута) хоть и обойдется дороже, однако и вы и малыш сбережете силы и хорошее настроение;
  • очередей — по возможности договаривайтесь о предварительной записи на прием или время от времени покидайте помещение, чтобы где-нибудь пройтись и развлечь ребенка;
  • долговременных походов по магазинам или на рынок — поручайте основную часть покупок домашним или доверьте присмотр за ребенком близким при условии, что малыш спокойно переносит ваше отсутствие в течение 2-3 часов.

 

Специально для malutka.net – Мария Дулина

malutka.net

Гиперактивный ребенок что делать родителям, симптомы и лечение

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В статье обсуждаем, кто такой гиперактивный ребенок, что делать родителям с ним. Рассказываем о симптомах и причинах такого поведения. Вы узнаете, какие рекомендации родителям касаемо гиперактивности дает доктор Комаровский.

Что такое гиперактивность

Гиперактивность — поведенческое расстройство, во время которого активность и возбудимость ребенка превышает норму. Данное поведение чаще всего является признаком неуравновешенной нервной системы. Расстройство проявляется у детей в раннем дошкольном возрасте. Такое поведение обычно не требует медицинского вмешательства, если проходит по мере взросления и не доставляет дискомфорта посторонним.

Гиперактивность может негативно отразиться на учебе, общении с другими людьми. В особо тяжелых случаях вероятно появление травм у ребенка из-за чрезмерной моторной активности.

Гиперактивный ребенок симптомы

Для определения наличия поведенческого расстройства у ребенка, обратите внимание на следующие признаки:

  • наличие спонтанных реакций, которые малыш не может подавить;
  • проблемы с концентрированием внимания;
  • большая двигательная и разговорная активность;
  • плохая успеваемость в школе.

Такие признаки обычно проявляются в возрасте до 7 лет. Их можно спутать с обычным поведением ребенка или синдромом дефицита внимания. Вследствие этого при наличии одного или нескольких симптомов из списка не стоит сразу думать, что малыш гиперактивен. Но если все перечисленные симптомы проявляются в школе, дома, в гостях и на прогулках, то необходимо задуматься о походе к специалисту.

Причины гиперактивности у ребенка

Главными причинами появления гиперактивности являются:

  • дефицит важных гормонов в организме ребенка;
  • плохой распорядок дня;
  • перенесенные болезни и травмы;
  • неправильное питание;
  • отравление тяжелыми металлами;
  • заболевания матери в период беременности;
  • любые недуги, которые ребенок перенес в младенчестве.

Согласно проведенным исследованиям, поведенческое расстройство чаще всего проявляется у мальчиков. В некоторых случаях оно сопровождается плохим сном, заболеваниями сердца, нарушениями речи, энурезом.

Гиперактивный ребенок лечение

При выявлении гиперактивности у ребенка следует подобрать правильное лечение для корректировки поведения. Психологи, как и Комаровский, считают, что признаки поведенческого расстройства нужно устранять как можно раньше. В дальнейшем это поможет избежать возникновения низкой самооценки у малыша, а также сопутствующих осложнений в виде трудностей общения со сверстниками и родными.

При обнаружении признаков расстройства, схожих с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, следует обратиться за помощью к квалифицированному врачу и психологу. Они помогут справиться с гиперактивностью при помощи обычных общедоступных мер.

В настоящее время существует большое количество методов устранения гиперактивности. Терапевтическая методика подразумевает:

  • коррекция питания;
  • физическая активность;
  • изменение привычной обстановки.

То есть, любые отвлекающие факторы могут устранить гипертонию, если их правильно и регулярно использовать. Можно записать ребенка на внеклассные мероприятия, отвезти его на отдых в другую страны, читать перед сном новые книги.

Гиперактивному малышу всегда необходимо большое количество внимания со стороны взрослых. Родители должны внимательно слушать ребенка, помогать ему с выполнением домашней работы, стараться приучить его к усидчивости. Детям с поведенческим расстройством полезны такие стратегии воспитания, которые помогут им найти общий язык со сверстниками и взрослыми людьми. Таких детей нужно хвалить, показывать им свою любовь, одобрять и поощрять их действия.

Советы родителям:

  • тщательно организуйте распорядок дня малыша, придерживайтесь его на протяжении длительного времени;
  • создайте спокойную обстановку, устраните любые раздражители;
  • запишите малыша в спортивную секцию;
  • позволяйте малышу активничать в те минуты, когда позволяет обстановка — это поможет потратить лишнюю энергию;
  • не наказывайте малыша за проступки, не ставьте его в угол.

Отзывы мамочек

Альбина, 30 лет

В 4 года сын стал сильно активничать. Сначала мы не обращали на это внимание, но потом отвели ребенка к психологу. У него диагностировали гиперактивность. При помощи смены обстановки и распорядка дня с поведенческим расстройством мы смогли распрощаться.

Светлана, 26 лет

Недавно врачи выявили у дочки гиперактивность. Сначала нам рекомендовали сменить обстановку, записать ребенка в секцию. Но мы позволили дочке быть собой. Постепенно ее активность стала меньше, а гиперактивность сама по себе прошла.

Гиперактивность — расстройство, требующее вмешательства психологов. Чаще всего поведенческое расстройство проявляется у детей до 7 лет, преимущественно у мальчиков. Нередко гиперактивность путают с синдромом дефицита внимания и обычным поведением ребенка.

Будьте здоровы, до встрече в следующей статье.

Вернуться к списку статей

vse-o-detyakh.ru


Смотрите также