Чем помогают родителям методики раннего развития детей. Методики развития ребенка от 1 года


Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Содержание статьи:

Все родители желают, чтобы их ребенок был умным, здоровым, и развитым в физическом и психическом аспекте. В раннем возрасте ребенок познает окружающий мир через игру. Для этого, предполагая различные занятия, родители играют с ним. Гипотетически можно предположить, что ребенок уже при рождении обладает определенным багажом знаний. Природа постаралась, чтобы малыш обрел его в процессе внутриутробного развития.

Программа максимум предполагает не только обстоятельство, при котором ребенок растет здоровым и умным, но и необходимость всестороннего гармоничного развития личности. Это понятие вкладывает в себя спорт, занятия музыкой, какие-либо иные ценности. В родительской практике можно встретить много вещей, которые, на их взгляд, могут помочь в этом. Одни включают грудным детям классические произведения Моцарта и Вивальди, другие берут грудных детей на экскурсию в музей. Некоторые родители даже дают уроки английского языка своим грудничкам.

Но все ли это полезно на самом деле? Может быть, во всем этом много лишнего? Сейчас идей и советов, связанных с детским развитием, такое огромное количество, что от них реально может голова пойти кругом.

Многообразие видов развития

По утверждению Анны Раппопорт, под развитием следует понимать процесс, связанный с активным воспитанием ребенка в возрастном диапазоне от 0 до 2-3 лет. Это явление сопряжено с явной пользой, хотя в свое время испытало много насмешек со стороны общества. Причина этого состоит в том, что воплощение подобного явления в жизнь сопряжено с наличием множества форм и различных трактовок.

Процесс воспитания детей до трех лет является антагонистичным тому, что принят в традиционном понимании обучения детей 6-7 лет, основанном на канонах культуры Европы. Смысл предполагает занятия, как с грудными детьми, так и с младшими и средними дошкольниками.

Принимая во внимание традиционную возрастную психологию, развитие детей раннего возраста может существовать в трех видах. Это деление осуществлено в зависимости от адекватности по отношению к категории возраста:

1. Преждевременный вид. Психика малыша по ряду причин не может воспринять тот объем информации, который пытаются в нее «втолкнуть». Это в полной мере относится и к навыкам, которые так старательно пытаются ему привить. Вполне понятно, что, скажем, научить младенца сидеть в таком возрасте просто невозможно. Как бы это не пытались сделать, не позволят его физиологические особенности.

2. Позднее развитие. При этом имеет место ситуация с точностью до наоборот. Ребенку пытаются привить то, что он уже давно должен иметь в своем арсенале знаний и умений. Например, считается поздним обстоятельство, при котором ребенок начал читать только после 8 лет. Безусловно, он научится этому, но процесс будет протекать с меньшей продуктивностью и рациональностью. Ребенку исполнилось 10 лет, а его родители отдают в балетную школу. Поздно. Как говорится, поезд уже ушел. Никогда уже не получится из этого ребенка первоклассного танцовщика.

3. Своевременный вариант. При нем можно наблюдать ситуацию, при которой возраст и параметры ребенка находятся в полном соответствии с его знаниями и навыками, что ему прививают. Эта разновидность является самым адекватным видом. При ней все находится в гармоничном соответствии. Главной задачей является правильная постановка цели. Действия родителей никогда не должны идти в разрез с желаниями ребенка. Все должно быть подкреплено здравым смыслом и учетом его физического состояния.

Основы воспитания

Как только кроха появилась на свет, с этого момента уже начинается процесс его воспитания. При нем создаются условия, которые настроят малыша на знакомство с музыкальным миром, живописью. Малышу необходимо читать сказки, осуществлять прокручивание аудиозаписей. Необходимо создавать уголки, которые заполнены различными предметами. Все это будет способствовать тому, что у крохи будут развиваться органы чувств и его двигательная активность. С ребенком должна активно общаться не только мать, но и другие родственные люди. В разговорном плане информация не должна ограничиваться лишь тем, какое вкусное пюре предстоит ему скушать.

Необходимо ему, например, сообщать, что скоро начнется дождь и с неба польются потоки воды. Необходимо ему в доступной форме объяснить, откуда вообще она там берется. Или, скажем, объяснить, что бусинка никогда не пройдет именно по этому лабиринту. Этого не даст ей сделать другая бусинка, стоящая у нее на пути. Объясняются различные иные моменты.

Проще говоря, мероприятия направлены не только на подготовку к детскому дошкольному или школьному учреждению. Они предполагают нечто большее, а именно - создание такой атмосферы, в которой дитя получит всестороннее духовное и гармоничное развитие. Усилия должны быть направлены на развитие у ребенка логического мышления, внимания и фантазии. Он должен научиться синтезу и анализу информации. Но не стоит стремиться воспитать из ребенка вундеркинда. Далеко не каждому дана такая способность от природы.

Воспитание детей в раннем возрасте может идти с применением различных методик. Каждая из них имеет свои положительные стороны. Но в то же время они предполагают наличие и определенных недостатков. Чтобы наглядно представить их суть, следует более подробно остановиться на характеристиках, которые предполагают методики раннего развития детей.

Гленн Доман и его методика

Этот автор являлся в конце прошлого столетия довольно известным американским физиотерапевтом. Его стараниями разработана целая теория воспитания малышей в раннем возрасте. Изначально методика Гленна Домана была разработана применительно к детям, у которых отмечались различные нарушения деятельности ЦНС. Но с течением времени она прошла адаптацию и на здоровых детях. Оказалось, что она вполне применима и для здорового детского контингента. Лейтмотивом данной концепции является утверждение, согласно которому дети в возрасте до 6 лет лишь только познают окружающий их мир. В это время научить их чему-либо просто невозможно. Это надо начинать делать лишь тогда, когда ребенок усаживается на школьную скамью. В этом данная теория тесно переплетается с воззрениями, сопряженными с традиционным европейским воспитанием.

Доман настоятельно рекомендует показ детям различных карточек, на которых написаны какие-либо слова. Начинать делать это можно с 1-4 месяцев жизни. Подобные действия позволят малышу более быстро освоить письма и чтение. Аргументируется это тем, что в памяти происходит отложение определенных букв. Карточка должна содержать крупные буквы. Написанное слово произносится громко и четко.

Процедура с разными карточками повторяется многократно. В этом случае, считает ученый, ребенком будет запоминаться и написание, и произношение. Если на карточке написано, скажем «апельсин», то можно одновременно с этим показывать и настоящий фрукт. Такой способ визуального восприятия будет способствовать более быстрой адаптации к окружающей обстановке. В этом возрасте этого для ребенка будет вполне достаточно. Не надо наивно полагать, что он сможет прочитать сложный объемный роман.

Практика свидетельствует о том, что после таких занятий дети быстрее учатся писать и читать, более активно происходит адаптация к окружающей обстановке.

Такая методика не является идеальной, а недостатки ее можно отыскать в самой сути. Вряд ли малыш в возрасте одного года способен усидеть на одном месте столько времени, сколько требуется для этого при подобном обучении. Многим детям более интересны активные игры или просмотр мультфильмов, чем длительные утомительные занятия, проведение которых связано с использованием одной позы сидя. Он осилит не более четырех карточек. Затем его внимание переключится на что-то другое. Такая методика более применима к тем малышам, которые являются медлительными по своему характеру.

Мария Монтессори

Будучи педагогом, философом и активным политическим деятелем, она оказалась более прозорливой, чем предыдущий автор. Методика Монтессори оказалась способной провести учет того обстоятельства, при котором имеет право на существование утверждение о том, что малышу гораздо предпочтительнее активно двигаться, а не рассматривать картинки сидя. По ее рекомендациям комната разбивается на различные зоны, а малышу предоставляется полная свобода выбора своей деятельности. Пусть он делает именно то, что ему больше всего хочется делать в данный момент.

Будь то педагог или родитель, главной задачей здесь является вызвать у крохи заинтересованность в его действиях. Ему надо объяснить и показать более рациональный способ использования тех или иных предметов. Надо позаботиться о том, чтобы весь ассортимент предметов в помещении был соразмерен параметрам малыша. Все здесь должно быть маленьким, посуда, книги, иные предметы. Даже полки по размерам должны быть такими, чтобы малыш сам без проблем достал все, что ему нужно. Ничего страшного, если кто-то будет использовать фарфоровый сервис. Это приучит малыша к аккуратности и концентрации своего внимания.

Вальдорфская система

Ее направление связано с физическим воспитанием малыша. Помимо этого, по ней ему прививается творческое начало. Особое внимание уделяется активным играм, танцам. В рамках этой системы осуществляются действия, при которых методики развития речи, математические занятия оказываются на втором плане. Главным условием при ней является то, что развитие качеств и навыков должно вестись без всякого опережения. При методике добиваются согласованности несколько иных составляющих гармонического развития личности малыша. К ним, прежде всего, относится умственная, физическая и духовная сфера.

Эту концепцию не используют, проводя обучение, местом для которого является обычная школа и детский сад. Наблюдается обособленность Вальдорофских школ и детских садов. В них для занятий с детьми не найти тех игрушек, материалом для изготовления которых служат искусственные компоненты. Преобладающими являются деревянные игрушки, предметы из глины и камня. Телевизор и компьютер в процессе воспитания используется минимально. Больше внимания уделяется прогулкам на свежем воздухе и чтению книг.

В программе обучения иностранный язык используется уже с первого класса. В то же время, больше занятий посвящено рисованию и лепке. По этой концепции акценты расставлены на культурной составляющей личности ребенка.

Зайцев и его система

Единственной отечественной методикой, которая приобрела большую популярность на всей территории после распада Советского Союза, является система Зайцева. Питерский автор является педагогом-новатором. Он изложил концепцию методики обучения малышей грамоте, используя при этом кубики. Основным контингентом для ее использования являются детки в возрасте 3-4 лет. Автором предложены различные средства для достижения результата при использовании данной методики. Этими средствами являются кубики, карточки, таблицы и даже коротенькие песенки (попевки Зайцева). Обучаясь, дети переходят от таблицы к таблице, а все это сопровождается пританцовкой и пением. Кубики Зайцева служат своеобразными «складами». На них отмечается расположение слогов. Их педагог и просит детей произнести и запомнить. Этот метод, по мнению автора, является альтернативой обучению азбуке.

Кубики имеют различный цвет, что определяется тем, мягкий или твердый характер имеет слог. При помощи кубиков можно построить слово, целое словосочетание. Но это делается только тогда, когда все слоги ребятками хорошо усвоены. Надо отметить, что дети с удовольствием готовы осваивать эту методику. Этим в определенной степени и объясняется ее популярность. Этой методикой сглаживаются острые углы несовершенства образования дошкольников и школьников современности.

Наряду с этим, существуют и другие методики, на которых можно остановиться несколько подробнее.

Концепция Домана-Маниченко

Автор явился последователем Домана в нашей стране и обрел широкую известность. Его концепция обрела чрезвычайно популярный характер. Он одновременно занимался педагогикой и психологией. Андрей Маниченко основал собственную компанию, которая получила название «Умница». Его методика прошла адаптацию применительно к образовательному процессу в нашей стране. Главным отличием от начальной авторской концепции является то, что в основу обучения заложена игровая форма. Предполагается активное участие самого ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Концепцию данной методики можно свести к следующим позициям:

1. Уроки небольшой продолжительности, проходящие в виде игры. 2. Комплексность в обучающем процессе. Карточки постепенно заменяются книгами. 3. При занятиях используются различные средства. Это могут быть самые различные средства обучения.

Развитие по методике Сесиль Лупан

Она была мамой, которая все свои увлечения направила на изучение раннего развития. Своих двух дочек она воспитывала по методике Доман. На практике она смогла сама ощутить все ее плюсы и минусы. Естественно, ей были внесены в методику определенные коррективы, необходимость которых была обусловлена результатами, полученными на собственном опыте. Преимущество перед авторской методикой Домана состояло в том, что она расставила акценты на индивидуальности каждого ребенка, а не на средних показателях статистики, которые имели место у родоначальника подобной концепции.

Она более тонко подобрала различные методы обучения. При этом учитывались склонности ребенка к чему-либо, повышенный интерес к проведению того или иного занятия.

Система Сесиль Лупан основана на следующих позициях:

• Лучшими учителями для малышки являются его собственные родители. Ребенку небезразлично, что взрослые проявляют интерес к его потребностям. Но чрезмерную опеку проявлять все же не стоит.

• Ребенок обучается с использованием игровых форм. Занятия происходят до тех пор, пока родители не увидят, что кроха проявляет признаки усталости. Занятиям малыш должен быть всегда рад. Вместе с ним этому радуются и родители. Не следует заниматься проверкой знаний ребенка. Больше должно быть импровизации и меньше действий, направленных на создание заготовок.

• Познавать мир следует начинать с речи. Ребенок нуждается в необходимости постоянных разговоров с ним. Говорить надо даже тогда, когда ребенок пока еще ничего не понимает.

• Для того, чтобы в полной мере раскрылись природные способности ребенка, подходить к каждой крохе надо индивидуально, с применение элементов гибкости и чуткости.

• Поскольку физическая активность является основой для умственного развития, ей надо уделять особое внимание. Автор всесторонне выступает за пользу плавания грудничков, пропагандируя при этом методику Клэр Тиммeрманс.

Развиваем таланты по методике Синити Сузуки

Этот автор являлся японским скрипачом. Им была основана школа талантов. По его убеждению, музыкальность не является проявлением таланта, а представляет собой лишь способность, которую можно и важно развивать. Для него игра на различных инструментах сродни обучению основам родной речи и в достижении цели в обоих случаях нет никакой принципиальной разницы. Некоторые его методику называют «Метод родного языка». Его воспитанники блестяще играли на скрипке, восхищая своей игрой рядом присутствующих людей. Это в полной мере доказывает то, что подобная методика имеет право на существование.

Принципиальные моменты методики:

1. Основа обучающего процесса лежит в любви, заботе и внимании родителей. Доброжелательность атмосферы будет способствовать тому, что способности ребенка раскроются в полной мере.

2. Начало привития любви к музыке должно идти с момента его рождения.

3. Обучение музыке предполагает присутствие многократных повторений, а это будет способствовать развитию трудолюбия. Ребенок научится понимать смысл того произведения, которое он исполняет.

4. Обучение должно рассматриваться, как игра, а не прямая обязанность. Тогда этот процесс для ребенка будет только в радость.

Масару Ибука и его методика

Будучи японским инженером и успешным бизнесменом, он явился одним из создателей известной японской фирмы «Sony». Но большую известность он получил как автор, которым была создана уникальная методика, связанная с ранним развитием детей. Она получила название система Масару Ибука. В ней даются рекомендации, касающиеся абсолютно любой стороны жизни детей раннего возраста. Он был отцом единственного сына, который страдал серьезным недугом. Название ему аутизм. Это обстоятельство и заставило его изучать различные методики, связанные с воспитанием и образованием.

Все свое внимание он сконцентрировал на детях и подростках. Основываясь на результатах наблюдений, он написал книгу «После трех уже поздно». По его мнению, в первые три года жизни ребенка у него происходит формирование умственных способностей. Для обучения крохи этот период является «золотым» временем. Родителям упускать его никак нельзя.

Основные моменты:

• В первые годы у ребенка закладываются основы для всей его последующей жизни. За дачей родителей является обеспечение благоприятной среды для этого. Необходимо постоянное общение с малышом, проявление заботы и ласки по отношению к нему. Автор считает, что окружение в развитии ребенка является определяющим фактором.

• «Перекормить» ребенка новой информацией невозможно. Мозг просто сам заблокирует доступ к избытку информации.

• Важным является ознакомления малыша с настоящим искусством. Его знакомят с различными репродукциями полотен известных художников, предлагают прослушивать произведения выдающихся композиторов.

• Ребенка нельзя снабжать большим количеством игрушек. Это будет способствовать рассеиванию внимания, а не его концентрации.

• Если проявлять строгость, то это надо делать в первые годы жизни младенца. Потом будет поздно, поскольку у ребенка уже сформируется чувство самоуважения. В тоже время, если излишне давить на ребенка, то это непременно вызовет протест с его стороны.

• В раннем возрасте малышей нужно обучать иностранным языкам.

• Если ребенок проявляет творческую инициативу, то он должен со стороны родителей получать всяческие поощрения.

• Необходима постоянная двигательная активность. Ее надо тренировать с самого младенческого возраста.

Каким способом будет проходить воспитание ребенка - решают сами родители. Но не надо подходить к этому вопросу с излишней фанатичностью. Все делается в строгом соответствии с индивидуальными особенностями малыша.

Отношение родителей к подобным методикам самое различное. Есть, как их сторонники, так и противники. Сколько людей, столько и мнений. На это влияют разные стереотипы, которые присутствуют в том или ином обществе. С ними, естественно, сталкивается практически каждый родитель, что и накладывает отпечаток на формирование отношения к этому вопросу.

Как бы там ни было, никогда не следует забывать о том, что каждому малышу свойственно присутствие определенных возрастных норм и особенностей.

Запишитесь на приём к врачу в вашем городе

Клиники вашего города

birth-info.ru

Методики раннего развития детей: особенности, виды, назначение техник

Как показывают исследования, чем раньше начать работу с ребенком по формированию определенных навыков, тем легче будет малышу адаптироваться к окружающему миру, получить необходимые для полноценной жизни знания и способности. Именно на этом принципе и основаны методики раннего развития детей, предложенные такими известными учеными, как Монтессори, Доман, Маниченко, Желенова. Техник сотрудничества с грудничками множество, вводятся они в возрасте от нескольких месяцев до нескольких лет. Учитывая разнообразие подходов, можно подобрать оптимальный вариант обучения малыша и не упустить драгоценного времени. Большинство популярных систем прошли испытание временем, получили положительные отзывы от родителей и зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Назначение методик индивидуального развития ребенка

Согласно с данными, доказанными опытным путем, существует множество вещей, которые в младенчестве даются очень легко. По мере взросления ребенка подобные навыки вырабатывать уже сложнее. При достижении определенного возраста, создается риск полного непонимания того или иного действия. Методики раннего развития позволяют не упустить тот важный момент в детстве, который уже будет невозможно восстановить. Даже если малыш и не станет гением, подобный подход позволит по максимуму использовать его стартовый потенциал.

Помимо этого, современные системы воспитания и развития позволяют рассчитывать на следующие результаты:

  • Происходит постепенное формирование уверенной в себе личности. Если с раннего детства научить ребенка преодолевать трудности и использовать сильные стороны натуры, со временем это войдет в привычку.
  • В развитии человека одну из важнейших ролей играют гены. Но они могут оказаться совершенно беспомощными без необходимого стимулирования умственной деятельности. Исследования военного врача Гленна Домана, педагога-новатора Зайцева, практика Масару Ибуки и других выдающихся ученых доказали эффективность развивающих методик при воспитании одаренных детей.
  • Статистика доказывает, что своевременное введение развивающих методик действительно способно обеспечить малышу счастливую, полную и обеспеченную жизнь. Это своеобразная возможность для родителей выбрать для ребенка судьбу, которую они считают оптимальной.

Для того чтобы подобрать оптимальную методику или систему не обязательно обращаться к специалистам. Техники настолько просты и доступны, что с ними очень легко разобраться самостоятельно.

Основное назначение методик — всестороннее развитие ребенка

Важность раннего введения специальных навыков

Все развивающие системы подразумевают начало работы с самого раннего возраста, чем меньше ребенок, тем лучше будет усваиваться материал. Учеными уже давно доказан тот факт, что в первые два года жизни малыша формирование мозга происходит на 50%, а в первые три года – на все 80%. Именно в этот период необходимо заложить базу для программирования личности ребенка. Это же время становится определяющим для социальной адаптивности малыша. Без необходимых навыков уже взрослый человек не сможет легко общаться с людьми, решать проблемы и бытовые вопросы, отличать энтузиазм от реактивности и реалистичность от фантазий.

Приступая к введению определенных методик и техник, необходимо руководствоваться следующими общими правилами:

  1. Ребенка необходимо знакомить с новыми интересными занятиями как можно раньше. Досуг малыша должен быть максимально разнообразным. Музыкальные инструменты, спорт, рисование, чтение, прослушивание музыки – пусть это не будет получаться на первых порах, но интерес маленькой личности к этим видам активности будет постоянно развиваться. Опыт, полученный в первые годы или месяцы жизни, становится основополагающим для дальнейшего развития.
  2. Необходимо правильно стимулировать кроху. Тусклая, скучная комната, невыразительные детали и однотипные игрушки сформируют угрюмую и замкнутую личность. Помещение, в котором растет младенец должно напоминать яркий сказочный мир, в котором много интересного. В этом случае, развитие человечка будет происходить и без воздействия родителей.
  3. Уже с раннего возраста дети должны обладать достаточной свободой передвижения и личным пространством.
  4. Для развития коммуникативных навыков малыш должен быть обеспечен возможностью общаться с разными людьми, в том числе и детьми.

Ну и не стоит забывать о том, что поведение родителей – это основная ролевая модель для малыша. Прежде чем заняться воспитанием своего чада, необходимо оценить особенности собственного характера.

Основы системы Домана-Маниченко

Методика Домана-Маниченко – это вариант интенсивного развития интеллекта малыша с момента рождения. За счет обучения младенца количественному счету и чтению целыми словами, происходит интенсивное развитие памяти, скорости мышления, закладывается интерес к обучению.

У методики раннего развития Домана, адаптированной Маниченко, существует ряд преимуществ:

  • Занятия, проводимые с рождения, способствую развитию слуха, внимания, зрения.
  • Длительность одного занятия не превышает пары минут, даже грудничок не успевает устать и потерять интерес к мероприятию.
  • Техника создана именно для домашнего внедрения. Она осуществляется родителями, что позволяет существенно повысить их авторитет.

Отличия техники от оригинального подхода Глена Домана:

  1. В отличие от методики Глена Домана, в которой использовались только обучающие карточки, здесь вводятся особые книжки-прятки, вертушки и листалки. Это заметно повышает эффективность обучения.
  2. За счет использования игрового подхода малыш любого возраста ведет себя достаточно активно, что позволяет открыть весь его потенциал.
  3. Изначально карточки Глена Домана были предназначены для англоязычных учеников. В адаптированной системе эти слова не просто переведены на русский, запас слов подобран с учетом российского менталитета.

Среди минусов подхода выделяют тот факт, что, несмотря на заметное опережение малышом сверстников, навыки свободного чтения и счета будут заметны не ранее, чем через 6-12 месяцев.

Развивать ребенка по методике Монтессори можно как дома так и специализированных садах

Особенности исследований Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский доктор медицины, разработавший уникальный подход к обучению, как ослабленных, так и абсолютно здоровых малышей. Основа системы Монтессори очень проста – для ребенка должны быть созданы идеальные условия, которые помогут ему развиваться и обучаться самостоятельно. Такой подход обеспечивает раннее приобретение важного жизненного опыта, формирует необходимые для определенного возраста сенсорные и моторные навыки.

Используя в качестве отправных точек впитывающее мышление и повышенную возрастную чувствительность, Мария Монтессори построила схему воспитания, ориентированную на развитие индивидуальности и личности маленького человечка собственными силами.

Базовые рекомендации системы Монтессори:

  1. Построение обучения вокруг игровой практики.
  2. Введение занятий по развитию письма, чтения, правильной речи, повседневных навыков, сенсорных показателей.
  3. Провоцирование подключения собственного мышления ребенка, а не механическое выполнение заданий.
  4. Мария Монтессори предложила использовать игрушки с большим количеством мелких деталей, что положительно влияет на мелкую моторику детей.

Согласно системе Монтессори, можно выделить следующие закономерности формирования навыков:

  • До шестилетнего возраста происходит сенсорное развитие детей.
  • До 3 лет формируется восприятие порядка.
  • В 1-4 года закладываются движения и действия.
  • До 6 лет формируются основы речи.
  • После 2,5 и до 6 лет закладываются социальные навыки.

Как утверждает учение Монтессори, потерянное время невосполнимо. Если в один из указанных периодов с малышом не проводить соответствующую работу, то возможность развить важную способность уйдет навсегда.

Техника развития ребенка по Железновым

Еще одна интересная универсальная методика, основанная на зарядке, развивающих песнях, пальчиковых и жестовых играх. Подразумевается активизация общего развития личности, а не отдельных навыков. Наряду с интеллектуальным становлением детей проводится укрепление их физического здоровья. Система довольно обширна, но проста и доступна для домашнего внедрения.

Настоящим экспертом в плане раннего развития детей является российская компания «Умница». Предлагаемые ей авторские методики и необходимые для проведения занятий инструменты, зарекомендовали себя, как эффективные и универсальные варианты подхода. Фирма «Умница», предлагавшая в начале своей деятельности только карточки для метода Домана-Маниченко, сегодня может предоставить широкий выбор систем и обучающих техник.

agushkin.ru

Методики раннего развития детей, особенности развития малыша до года

couldn't connect to host

Родители стараются вырастить детей, максимально подготовив их к учебе в школе, маленькими гениями, которые будут лучшими эрудитами в классе. Методики раннего развития детей, разработанные известными учеными – практиками мира, помогут выбрать наиболее подходящий вариант.

Достоинства и недостатки методики Монтессори

Итальянка Мария Монтессори занималась обучением детей с отклонениями умственного развития. Разработанная ею методика  дала отличные результаты: дети не только догнали сверстников, но стали учиться намного лучше их. Главный принцип системы – разрешить малышу выбрать занятие по душе, причем старшие дети добровольно помогают младшим освоиться.  Методика подходит для многодетных семей, имеющих  детей разного возраста от 1 года до 12 лет.

изображение с сайта www.planeta-d.com

Игровая комната делится на 5 тематических зон, изучение которых пригодится в практической жизни:

  • самообслуживание, в которой можно в реальности постирать вещи, выгладить их, научиться одеваться-раздеваться, застегивать пуговицы, пришить петельку от вешалки;
  • математическая зона, где с помощью старших детей ребенка обучают азам счета;
  • грамматическое отделение, в котором малыша учат читать и писать;
  • сенсорная часть комнаты посвящена изучению предметов по их признакам;
  • космическая зона учит правильно воспринимать окружающий мир.

Система раннего развития Монтессори абсолютно не уделяет внимания творческому развитию личности малыша.  Считает вредным занятием игры с игрушками: куклами, машинками и прочими. Рисование относится к бесполезному времяпровождению.

Методика для раннего развития ребенка по Монтессори абсолютно не подходит, как для замкнутых детей, так и для гиперактивных.

Обучение малышей с помощью кубиков Зайцева

Изображение с сайта romashkovo24.ru

Прогрессивная методика Николая Зайцева учит ребенка чтению по слогам, пропуская этап соединения букв в слоги. Запоминая написанные на гранях кубиков слоги, каждый из которых имеет свое музыкальное оформление, можно научить малыша читать с более раннего, чем обычно, возраста.

В детских учреждениях рекомендуется использовать кубики Зайцева с 2-х летнего возраста. При домашнем воспитании начинать можно с 1 года. Музыкальные таблицы и чтение слогов нараспев под руководством мамы позволяет улучшить зрительную память малыша, увеличить словарный запас.

Противники системы развития ребенка по Зайцеву заостряют внимание на несоответствии метода обучения школьному. Хотя, умеющий быстро читать ученик, без проблем выучит и буквы, из которых состоят слова.

Метод Домана

Система представляет мир в виде карточек, с которыми можно знакомить ребенка, начиная с 1 месяца от роду. На черно-белом рисунке изображены картинки окружающего человека мира: животные, птицы, растения, слова, числа, пейзажи и природные явления. Карточки следует показывать тематическими сериями по 10 секунд каждую, сопровождая изображение словесным названием. Количество картинок, показанных за 1 раз, не рекомендуется больше 10 штук.

Изображение с сайта www.planeta-d.com

Метод развития умственных способностей маленького человека основан на внешнем раздражении головного мозга, способствующему  улучшению его работы. На подсознательном уровне младенец, даже возрастом меньше 1 года, запоминает большой объем информации, увеличивающийся с каждым днем.

Недостатком служит полученное теоретическое знание без практического применения. Крошка  не получает творческого, эмоционального восприятия окружающего. Большая нагрузка многим деткам не нравится, они отказываются от обучения вообще.

Рекомендации Сесиль Лупан

Сесиль Лупан — исследователь в области методики воспитания детей.

Разработав и опробовав методы развития ребенка на своих дочерях, Сесиль советует начинать обучение малюток при возникновении у них интереса к чему- либо. Время занятий тоже выбирают сами дети. Используются подручные, окружающие человека дома, вещи и материалы. Дополнительно приобретать ничего не нужно. В основу положен усовершенствованный метод Глена Домана. Свои советы по раннему воспитанию малышей от 1 года С. Лупан изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая за короткое время стала настоящим бестселлером.

Методика  рекомендует учить детей плаванию с самого раннего возраста, исключив все остальные виды спорта, что является препятствием для многих мам, не готовых нырять вместе со своим крохой, которому не исполнилось и 1 года..

Методика А. Лопатиной и М. Скребцовой «Добрые сказки»

Авторы собрали более 200 неизвестных широкому кругу читателей сказок, притч писателей с мировыми именами, а также придумали более 1000 своих собственных, в которых детей учат добру, пониманию окружающего мира, сопереживанию близким и чужим людям.

Читать сказки рекомендуется детям от 1 года. Специальная система вопросов помогает малышам и взрослым найти общий язык, установить эмоциональный контакт.

Скребцова Мария и Лопатина Александра — авторы книг по нравственному и творческому воспитанию детей.

Дети на примере добрых сказок учатся лучше общаться со своими сверстниками, решать свои проблемы, улучшается взаимопонимание в семье.

Методика направлена на восприятие крошкой окружающего мира с позиций добра, справедливости, любви.

При выборе методики по раннему развитию малыша родителям следует обращать внимание на доступность метода и соответствие его возможностям семьи. Не обязательно в точности соблюдать все рекомендации авторов. Каждый родитель волен улучшить систему своими наработками.

detki.guru

Основные методики раннего развития детей: 8 методик

Мечта любого родителя это умный малыш, который обучается с удовольствием. Но как достичь такого эффекта, можно ли все списать на генетическую предрасположенность или многое зависит от усилий приложенных родителями в раннем возрасте? Насколько необходимы и результативны методики раннего развития детей от 0 и выше. Оценить все плюсы и минусы раннего обучения предлагаем в нашем обзоре.

Ранее развитие – дань моде или благо для детей

Скажем сразу, что выбранная взрослыми методика еще не гарантирует получения желаемого результата. Все дети индивидуальны, и их развитие идет персональными темпами, который можно стимулировать, но не подогнать. Родители должны не фанатично следовать новым веяниям и тенденциям, а понимать что лучше для их ребенка. Исходить не из позиции – больше значит лучше, а из позиции – лучше меньше, да лучше.

С малышом стоит заниматься только при его хорошем самочувствии и отличном настроении, иначе процесс обучения у него будет ассоциироваться с муками, что отобьет у него полное желание в дальнейшем учиться.

История пестрит жизнеописаниями гениев, с которыми никто не занимался, а также рассказами о том, как ребенок довольно низких интеллектуальных способностей, благодаря настойчивости мамы и папы смог стать интеллектуально развитым и много достиг в учебе. То, что методики раннего развития детей приносят результат — несомненный факт, то, как это развитие определяет успешность дальнейшей жизни ребенка не имеет выявленной корреляции.

Заниматься со своим малышом или не заниматься решать только родителям, но то, что эти навыки ему не повредят это точно.

Как известно правое полушарие отвечает за интуицию. Оно позволяет ребенку познавать мир образами, символами, а не буквально. Это полушарие отвечает за воображение, музыкальные способности, мечты, художественное восприятие мира.

Левое полушарие – это логика, аналитика, решение математических задач, которые требует последовательной обработки информации, буквального, а не образного восприятия.

Развитие обоих полушарий очень важно для всестороннего формирования личности, а подходы к улучшению мозговой активности правой и левой стороны разнятся и имеют свои нюансы.

Основной функцией раннего развития ребенка является формирование устойчивых нейронных связей и увеличение их количества за счет систематической тренировки мозговой деятельности. Параллельно с этим формируются и улучшаются навыки, позволяющие развивать речь детей раннего возраста.

Популярные методики развития

В текущий момент времени существуют тысячи различных методик развития, их количество растет в геометрической прогрессии и приводит к постоянному пополнению списка обучающих программ. В данной статье мы рассмотрим самые популярные методы, которые уже снискали заслуженную славу и опробованы десятками тысяч родителей и детей.

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Это методика снискала себе вековую славу, так как основы ее заложены еще в далеком 1907 году. Мария Монтессори разработала метод воспитания малышей, который помогает им приобретать некоторую независимость в принятии решений, самостоятельно выбирать, что лучше для него в данный конкретный момент. Взрослый в данной методике лишь мудрый учитель, который не учит, а помогает развиться малышу его собственным путем.

По Монтессори ребенок учится не только принимать решения лично, но и уважать мнение и волю других детей и взрослых, а также чувствовать границы дозволенного и не пересекать их. Эта система дает упор на развитие моторики, а значит, способствует формированию речевых навыков.

Сегодня данную методику не используют в чистом виде, так как она направлена больше на развитие практичных способностей малыша, оставляя в стороне творческие начала его натуры. Многие педагоги, практикующие данный метод, берут его как основу-костяк и наращивают сверху дополнительные развивающие функции.

Метод Николая Зайцева

К лучшим современным методикам раннего развития относится обучение и развитие малыша с помощью кубиков Зайцева. Данный метод развивает малыша при помощи обучающих кубиков, на сторонах которых написаны буквы, слоги, не только на русском, но и на английском языке. Кубики дополняются аудиозаписями и таблицами, которые помогают в игровой форме освоить малышу не только азбуку, но и чтение. Мама с малышом поет, читает, составляет слова и фразы. Все действия происходят в непринужденной обстановке игры.

Метод Сергея и Екатерины Железновых

Данная методика разработана на личном опыте воспитания дочери Екатерины, который впоследствии был трансформирован в обучающий материал.

Технология данного метода направлена на всестороннее развитие малыша, начиная с 1 месяца. Сюда входят и физические тренировки, и улучшение речевых навыков, и формирование музыкального слуха и восприятия, что помогает в формировании сенсо-моторных функций.

Все занятия основаны на песенках, которые поются для малыша, а потом и вместе с ним, во время занятий зарядкой, пальчиковой гимнастикой, массажем.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука стал специалистом по развитию детей поневоле, так как имел сына, отставающего в развитии. Его метод на сегодняшний день нельзя назвать инновационным, но актуальности не теряет. Ибука акцентирует внимание родителей на пользе именно своевременного развития от 0 до 3 лет, так как именно в этом возрасте закладываются основы умственного и физического здоровья. Его принцип не навязывания информации, а изменения способов подачи. Заинтересовать ребенка к познанию, раскрыть ему игровую сторону учебы и тогда малыш сам будет стремиться к освоению. Масару Ибука говорит, что перекормить малыша знаниями невозможно, он с удовольствием впитывает все новое и интересное. А задачей взрослых является именно интересная подача обучающего материала.

Методика Глена Домана

Глен Доман основал свой метод на необходимости приобретения малышом навыков счета, чтения и накоплению энциклопедических знаний. Для этого родителям предлагается готовить карточки, соответствующие возрасту, на которых будут изображены буквы, цифры, точки, геометрические фигуры, различные животные, техника, деревья и т.д. Все что родители считают нужным вложить в головы своих чад.Основой учения Домана является своевременность обучения, а именно до 7 лет, пока формируется мозговая структура.

Методика Сесиль Лупан

Данный способ предполагает некоторую экономию на обучающих материалах и предлагает родителям использовать для обучения все подручные средства. Подача материала по Сесиль Лупан должна происходить исключительно индивидуально и ориентироваться на запросы ребенка. Автор рекомендует начинать обучения с момента рождения ребенка, пусть в нем и отсутствует осознанность, но так он учится воспринимать родную речь и познавать окружающие мир. Сесиль Лупан акцентирует внимание на том, что ребенка необходимо вписывать в обучающий материал, чтобы он осознавал себя как часть этого мира, посредством создания книжек-сказок с фотографиями малыша.

Вальдорфская система

Вальдорфская школа развития направлена правостороннее развитие детей, то есть имеет явно гуманитарный уклон. Вся система направлена на развитие физических и творческих способностей малыша. Упор делается на своевременность подачи материала и отсутствию давления со стороны взрослых для его восприятии. Дети играют и обучаются только на материалах естественного происхождения, никаких искусственных вещей данная школа не приемлет.

Методика развития Дьенеша

Состоит из логических игр, которые позволяют развивать логическое мышление и аналитических способностей малыша. Игры разделены на возрастные блоки и содержат в себе различные задания, способствующие укреплению навыка в данный период времени. Система представлена карточками и обучающими пособиями, которые предполагают не самостоятельное, а совместное с взрослыми обучение.

Систем обучения очень много какие-то направлены на развитие интуиции и способности фантазировать, другие развивают логику и память. Методика развития речи детей содержится в каждой из представленных систем в большей или меньшей степени. Ни одну из обозреваемых систем нельзя назвать хорошей или плохой. Все они имеют и плюсы, и свои собственные недочеты.

Задача родителей в раскрытии способностей и потенциала ребенка, поддержание его индивидуальности не за счет стороннего мнения на необходимое воспитание, а за счет выявление способностей и их развития.

amalutki.ru

Лучшие методики раннего развития - запись пользователя НАталья (vesnaosenleto) в дневнике

Развитие ребенка — это непрерывный процесс. Малыш начинает накапливать знания и приобретать различные навыки, начиная с самого рождения. Его разум — это чистый лист, на котором жизнь пишет свою историю. Детская память способна вместить неограниченное количество информации, и чем она обширнее, тем более разносторонне развивается ребенок.

Гипотеза о том, что мозг человека функционирует далеко не на полную мощность, ставшая уже неоспоримым фактом, кардинально поменяла отношение многих педагогов к обучению в раннем возрасте. От 0 до 6 лет дети способны поглощать колоссальное количество информации, которая не забывается, как думают многие, а, наоборот, фиксируется, чтобы «всплыть» в нужное время. И если уделять достаточно внимания обучению ребенка в этом возрасте, можно добиться блестящих результатов, активизировав скрытые резервы памяти и мышления. Вы наверняка слышали о детках, которые в 2-3 года считают до ста, а в 5 лет бегло читают и знают таблицу умножения. Далеко не все из них дети-вундеркинды — большей частью это всего лишь ребята, на развитие которых родители в свое время не пожалели усилий и, самое главное, сумели найти правильный подход к своему крохе.

Итак, в данной статье мы рассмотрим наиболее популярные на сегодняшний день методики обучения, которые по отдельности или в совокупности применяются в современных центрах раннего развития детей. Давайте вместе обсудим их преимущества и недостатки, чтобы понять, на что конкретно направлены эти методики и какие из них лучше подойдут именно вашему малышу.

Методика Домана

Согласно учению Гленна Домана, с рождения до 6 лет ребенок занимается исключительно познанием, а уже начиная с 6-летнего возраста — непосредственно обучением. Поэтому познавательные практики можно применять уже начиная с 3-6 месяцев.

В отечественных школах раннего развития часто применяется обучение чтению по системе Домана. Оно предполагает демонстрацию ребенку специальных карточек. К примеру, чтобы запомнить слово «апельсин», достаточно изо дня в день показывать малышу карточку с изображением этого фрукта и надписью «АПЕЛЬСИН». Ребенок смотрит на карточку в течение всего нескольких секунд, а преподаватель в это время произносит написанное слово. Малыши быстро запоминают звучание слова и постепенно начинают ассоциировать его со зрительным образом, «читая», таким образом, слово не по буквам, а целиком. Конечно, занимаясь по Доману, ваш 2-летний кроха вряд ли сможет прочитать «Войну и мир», но благодаря таким занятиям он учится быстрее усваивать информацию, тренирует зрительную и слуховую память, образное мышление. С помощью различных карточек можно заниматься с малышом не только чтением, но и математикой и даже географией!

Развитие по Доману кажется многим родителям наиболее предпочтительным, поскольку предполагает возможность индивидуальных занятий. Казалось бы, ничего сложного, ведь показывать карточки и называть слова может любой из нас! Однако, как показывает практика, не всё так просто: многие малыши оказываются не готовыми смирно сидеть и разглядывать поднадоевшие им карточки: они отвлекаются или просто убегают, вызывая у родителей раздражение и гнев. Все детки, даже самые маленькие, отличаются по своему темпераменту — имейте это в виду и, увлекшись системой Домана, не бросайтесь скупать эти многочисленные и совсем не дешевые пособия. Лучше сделайте десяток-другой карточек самостоятельно и посмотрите, захочет ли ваш малыш обучаться чтению с пеленок, или же предпочтет более активное времяпрепровождение.

Система Монтессори

Мария Монтессори, родоначальница другой методики раннего развития, оказалась более дальновидной, предоставив своим ученикам полную свободу действий. На занятиях по данной системе каждый ребенок сам определяет, чем ему в данный момент хочется заниматься, с какими предметами играть. Задача взрослого — вызвать у ребенка интерес и помочь ему, используя индивидуальный подход. Кроме того, в обучении активно используется так называемая «подготовленная среда» — пространство, помогающее малышу почувствовать себя полностью независимым. Мебель в такой среде должна быть соизмерима с ростом ребенка, а все вещи — быть доступными, как бы приглашая его к действию. В Монтессори-классах используются даже хрупкие фарфоровые изделия, игра с которыми учит детей аккуратности и порядку.

Философия Монтессори ставит во главу угла личность каждого отдельного ребенка. Здесь нет никаких оценок или иных критериев сравнения детей между собой, как нет поощрений и наказаний. Лишь собственное мнение, самокритика и внутренняя мотивация помогают ребенку стать свободной, независимой и самодостаточной личностью.

В основе теории Монтессори лежит мнение, что способность к обучению определенным навыкам проявляется в конкретный период времени. Так, в возрасте 0-3 года дети узнают, что такое порядок, с 2,5 до 5 лет — учатся общению, при этом активно развивая сенсорные навыки (до 5 лет) и речь (0-6 лет). И мы должны помочь ребенку, не ускоряя темпы его развития, а лишь мягко подталкивая его в нужном направлении. Не все родители в силу своей предубежденности смогут одолеть свои эмоции и сомнения и грамотно построить занятия с ребенком. Поэтому идеальным вариантом для сторонников данной методики является посещение Монтессори-класса «от 3 до 6». Кстати, это также одна из характерных черт системы: общение детей разных возрастов способствует лучшей их социализации.

Вальдорфская система

В отличие от описанных выше, известная во всём мире Вальдорфская система образования рекомендует работать в первую очередь не над умственным, а над физическим развитием детей. Двигательная активность, игры, музыка и танцы, творческая деятельность имеют приоритет над обучением чтению и счету, поскольку основоположники этой системы считали, что гармоничное развитие возможно лишь при совмещении духовной, физической и эмоциональной составляющих. Кроме того, здесь применяется принцип «неопережения» — разностороннее развитие ребенка должно происходить в его собственном темпе, и работать здесь нужно не над скоростью, а над качеством, стремясь раскрыть природные склонности каждого малыша, а не навязать чуждые ему интересы.

Воспитанники вальдорфского детского сада играют только игрушками из натуральных, «живых» материалов (глина, дерево, камень), не признавая пластмассы и электроники. Большое внимание уделяется мелкой моторике и развитию речи (в Вальдорфских школах с 1 класса изучают английский и немецкий языки). Если сравнить принципы данной системы с другими методиками становится ясно, что Вальдорфские школы и сады имеют более гуманитарный уклон.

Также хочется отметить, что ни в одной из обычных школ раннего развития вы не встретите отдельные элементы Вальдорфской методики воспитания — эта система сильно отличается от традиционной и, как правило, ее достаточно сложно с чем-либо объединить. Вследствие этого выбор, стоящий перед родителями, невелик: либо отдать ребенка в классический Вальдорфский детский сад, либо полностью отказаться от этой методики.

Школа Зайцева

Знаменитый отечественный педагог-новатор Николай Александрович Зайцев создал целую систему обучения малышей основам грамоты.

Данный подход основывается на наглядных пособиях — кубиках, карточках и таблицах Зайцева, также используются так называемые попевки Зайцева — веселые песенки, слушая которые, малыши легко усваивают предлагаемый им материал. Обучение в игре — основной принцип педагогики Зайцева: на занятиях по его системе детям позволено прыгать и топать, ходить от таблицы к таблице, играть с кубиками. Последние представляют собой объемные картонные кубики с изображенными на них «складами» (слогами). Осознать, как склады объединяются в буквы, ребенку легче, чем учиться читать «с нуля» по традиционной схеме. К тому же кубики делятся по цветам и издаваемым ими звукам на «мягкие» и «твердые», «звонкие» и «глухие» склады. А потому маленькие воспитанники Зайцева и его последователей, играя с кубиками, легко и быстро запоминают и даже «пишут» кубиками слова, выкладывая их в определенной последовательности. Следуя данной системе, можно научить ребенка не только чтению, но и счету: для этого используются карточки с изображением числовой ленты («стосчёт»).

Современная система дошкольного и школьного образования несовершенна: думаю, с этим согласятся все. Методика Николая Зайцева способна свести на нет все трудности, с которыми сталкиваются дети при обучении грамоте. Занятия проходят весело и интересно, и малыши как бы между делом, незаметно, учатся всему, что мы с вами в детстве постигали долго и порой мучительно. Чего стоит одна только таблица умножения!

Существуют и другие, не менее интересные методики раннего развития детей: теория Сесиль Лупан, система занятий Железновых и Даниловой, игры Никитина и Воскобовича. Каждая из них по-своему уникальна и ценна, ведь в ее создание вкладывали душу лучшие специалисты этой сферы, выработавшие свои принципы на собственном педагогическом опыте.

И напоследок — немного о личном опыте. В нашем городе существует около десяти школ раннего развития, причем так называют себя даже обычные центры по присмотру за детьми. Выбирая школу для дочери, мы тщательно продумали, для чего нам это нужно и что мы хотим увидеть в результате. Основные цели были такими: научиться общаться с чужими детьми и взрослыми, морально подготовиться к посещению детского сада, стимулировать желание ребенка учиться, закрепить основные понятия (цвета и формы, буквы и цифры). В итоге мы остановили свой выбор на развивающем центре, который предлагал: обучение чтению по системе Домана (1-2 года) и Зайцева (2-3 года), занятия по методике Железновых (музыкальное воспитание) и некоторые авторские методики преподавателей центра. Результат — выученный за полгода алфавит и счет до 10, множество стихотворений и песенок, стремление к самостоятельной творческой деятельности (лепка, рисование, выполнение аппликаций). Дочь стала более открытой в общении со сверстниками и с нетерпением ождала занятий в школе.

Осознание необходимости раннего обучения и выбор соответствующей методики, как всегда, за вами, дорогие родители. Но какую бы школу вы ни выбрали, на какой системе ни остановились, старайтесь не перегружать малыша новыми знаниями и дополнительными занятиями. Он сам возьмет ровно столько, сколько ему нужно, и не более того. Глобальная цель раннего развития — это всего лишь научиться учиться, извините за тавтологию. Именно на это и направлены все усилия педагогов. Помните о том, что для ребенка любое обучение должно быть в радость, иначе теряется весь его смысл. Удачного вам старта!

www.babyblog.ru

Методики раннего развития для детей первых лет жизни

Родители больше всего любят говорить об успехах своих детей. Часто можно услышать: «А мой Ваня в 3 года научился читать» или «А мы в 5 месяцев плавать умеем». В наше время, благодаря методикам раннего развития детей, сделать из своего крохи «вундеркинда» могут почти все родители. Если, конечно, захотят.

«Не отнимайте у ребенка детство» — лозунг родителей, скептически настроенных по отношению к методикам раннего развития для детей дошкольного возраста. Действительно, зачем обучать ребенка чтению в 1 год, когда это спокойно, без ущерба для его дальнейшей карьеры, можно сделать в 6-7 лет? К тому же зачастую бывает так, что «вундеркинд» не находит общего языка со сверстниками. Потом другие дети нагоняют «вундеркинда», обучившись тому же самому, что умеет и он, только на 3-4 года позднее. И получается, что преимущества раннего развития теряются, а драгоценное время для социализации упущено: такой ребенок, привыкший считать себя исключительным, может так и не влиться в коллектив.

Сторонники методик раннего развития детей приводят свои аргументы: «Ребенок рождается, чтобы познавать этот мир. Наиболее развиты когнитивные потребности именно у детей до 6-7 лет, а потом интерес к новым знаниям значительно ослабевает».

Развивающие методики, несомненно, полезны: они помогают поддержать и развить природную любознательность. В то же время, при выборе методики раннего развития для ребенка, родители должны ориентироваться на индивидуальные склонности своего малыша, а не на собственные амбиции. Основная цель таких занятий — не научить двухлетнего карапуза тому, что обычно осваивает двенадцатилетний подросток, а обеспечить гармоничное формирование личности ребенка.

Методики раннего развития и возрастные особенности детей

С какого же возраста имеет смысл заниматься с ребенком по методикам раннего развития? Разные специалисты дают разный ответ на этот вопрос. Чаще всего называют возраст 8-10 месяцев, именно в этот период в интеллектуальном развитии ребенка происходит своеобразный качественный скачок и его способности к обучению значительно возрастают (это особенность психологии детей до года). С другой стороны, начинать отслеживать, к чему предрасположено ваше чадо, можно намного раньше: уже месяца в три дети могут демонстрировать склонность к физической активности, интерес к музыке, к предметной среде, к общению (см. статью Ранняя диагностика способностей ребенка). Для того чтобы стимулировать сенсорное развитие ребенка первых месяцев жизни, рекомендуется чаще носить их в слинге или на руках, побольше общаться с ним, уделяя особое внимание интонации, — это в дальнейшем поможет быстрее научить ребенка говорить. Некоторые педагоги также утверждают, что с первых месяцев жизни можно говорить с ребенком на нескольких языках — в дальнейшем это значительно облегчит их изучение.

В первые годы (и даже месяцы) жизни для развития малышей очень эффективной оказывается методика Марии Монтессори: она помогает определить, к каким видам деятельности склонен ребенок, позволяет выработать оптимальный для него темп освоения нового материала. Метод способствует сенсорному развитию детей, развивает внимательность, логику, помогает воспитанию у малыша самостоятельности. Для развития речи, воображения полезна будет методика Сесиль Лупан; для тренировки памяти прекрасно подходят упражнения, разработанные Гленом Доманом. Впрочем, после 3-4 лет важно не только формировать у ребенка определенные навыки, но и развивать его личностные качества: коммуникабельность, инициативность, лидерство. А эти задачи уже не входят в «компетенцию» многих методик раннего развития детей, нацеленных в первую очередь на тренировку определенных свойств мышления (в качестве исключения можно назвать некоторые японские методики, в том числе методику Масару Ибука, в которой как раз много внимания уделяется формированию позитивного мировоззрения и эмоциональному развитию ребенка).

Также читайте:

detyvradost.ru

10 эффективных методик развития ребенка

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку. Мы рассмотрим как популярные и известные методики (Домана, Монтессори, Никитиных, Зайцева, Лупан, Дьеныша), так и малоизвестные, но не менее эффективные методики раннего развития (Ховарда, Шичида, Самбурской, Гмошинской).

1. Система Ховарда

Методику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит. Детальнее о методики Монтессори читайте здесь.

3. Музыка интеллекта

Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой. Музыкальные занятия предлагает и Железнова.

4. Система Дьеныша

Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана

Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка. Больше о методике Глена Домана вы можете тут.

6. Методика Николая Зайцева

Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме. Подробнее о методике Зайцева смотрите здесь

7. Методика Никитиных

Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида

Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан

Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами. Если вас заинтересовала данная методика, тут вы можете больше о ней узнать.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской

Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

А какой методике раннего развития вы отдаете предпочтение? Возможно, вы их комбинируете? Поделитесь своим опытом в комментариях.

www.kraskizhizni.com


Смотрите также