Сенсорное развитие - от 1 месяца до 3-х лет! Часть 1. Сенсорное развитие ребенка в 1 год


Сенсорное развитие детей по годам от раннего до дошкольного возраста

Для полноценной жизнедеятельности человеку даны пять основных сенсорных систем. Это зрение, слух, обоняние (нюх), осязание (ощущение при прикосновении) и вкус. Сенсорные системы представляют собой сложно организованные механизмы восприятия, передачи и анализа информации, построенные из множества нервных клеток и с центром в коре головного мозга.

В возрасте до 1 года

Период от рождения до 1 года является своеобразным фундаментом или зачатком, от которого зависит дальнейшее развитие органов восприятия.

Зрение

Развитие зрительного восприятия у детей представляет собой сложный процесс, зависящий даже от течения беременности и правильности проведенных родов.

опасноЕсли ребенок перенес родовую травму, гипоксию головного мозга, различные неврологические заболевания, связанные с кислородным голоданием внутриутробно, а затем получал более суток кислородную терапию, то существует вероятность развития у малыша такого грозного осложнения, как ретинопатия – различная степень несостоятельности сетчатки и даже ее отслойка.

Кислород обладает токсическим воздействием на зрение, но иногда лечение им рассматривается по жизненным показаниям и отказаться от него невозможно.

Выявление подозрения на ретинопатию требует обязательной консультации офтальмолога с рассмотрением вопроса о лечении глазок вашего карапуза.

У здоровых малышей зрение также имеет ряд особенностей:

  1. В первые дни жизни малыш редко открывает глазки, потому что яркое освещение для него не очень приятно.
  2. Затем он начинает воспринимать мир в виде размытой картинки, где существуют только три-четыре цвета: желтый, красный, синий и зеленый. Ближе к полугоду он различает еще черный, коричневый и белый.
  3. Предметы и образы воспринимаются плоско, а не в виде объемной картинки.
  4. Также для детей до 3 месяцев характерна физиологическая близорукость (они видят предметы только на небольшом расстоянии), затем острота зрения улучшается и к году ребенок видит на расстоянии одного метра.

Слух, обоняние и вкус

Слух крохи до годика также несовершенен. Он нечувствителен к восприятию фоновых звуков, плохо слышит тональности, но достаточно хорошо воспринимает речь. Со временем, ближе к году, малыш становится более чувствительным и тонко слышащим.

Вкус и обоняние также искажены. Есть предположения, что малыш приписывает вкусовые качества еде благодаря ее цвету, а запахи улавливает только те, которые идут от матери и молока, но ближе к году восприятие становится более полномасштабным. До года малышу трудно воспринимать пространство объемно, и все, что ему ново, он изучает через свое тело.

Развитие детей от 1 до 2 лет

От 1 года до 2 лет дети становятся уже более тонко чувствующими:

  1. Предметы начинают восприниматься объемными, появляются первые ощущения, как это высоко, далеко или близко. Ребенок также продолжает познавать мир при помощи своего собственного тела и сопоставления его размеров с другими объектами.
  2. Зрение также продолжает совершенствоваться, увеличивается его острота, познается большее количество цветов, форм (с обязательным тактильным дополнением в изучении).
  3. Слух малыша становится гораздо тоньше, он легче, чем это было на первом году жизни, просыпается от звуков, голосов, шума техники.
  4. У ребенка появляются вкусовые пристрастия, поэтому накормить его полезной кашей становится сложным занятием, потому что, однажды попробовав вкусный банан или сладкую шоколадную конфету, ребенок будет просить именно свой любимый продукт.
  5. Любимые вкусности малыш уже отличает по запаху, а от нелюбимых отказывается, даже не попробовав.
  6. Особо активно развивается осязание. Малыш стремится все перещупать, погладить, дернуть, пихнуть, что ему дает представление о качественных и количественных свойствах предметов.

Сенсорное развитие младших дошкольников

информацияОт 2 до 4 лет ребенок направляет свой интерес на изучение формы, объема, размера, свойств, соотношения между собой предметов и явлений.

Это маленький почемучка, которого интересует абсолютно все, что происходит вокруг, с обязательным приставанием к маме или папе с расспросами «почему?», «зачем?», «где?» и т.п.

Зрение

Зрительное восприятие у малыша все больше зависит от подачи образов взрослыми, характеристик и эмоциональной составляющей. Тогда чадо понимает, что именно он видит и уже знает, что от него хотят родители. В 4 года ребенок уже знает названия всех цветов, умеет их отличать, а особо развитые детки отличают еще и оттенки. Более правильной становится координация движений, привязанная к зрению, благодаря чему ребенок может складывать легкие паззлы, башни из кубиков, конструкторы и пирамиды.

Слух

Слуху трехлетки уже подвластны и тональность, и голоса, и фоновость. Он с удовольствием разучивает песенки, узнает любимые мелодии, подпевает, подтанцовывает, выбивает в ладоши ритм.

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста представляет собой закрепление ранее полученных знаний с дальнейшим их качественным улучшением.

дополнительноДети полноценно воспринимают цвета, звуки, вкусовые характеристики, запахи, но осязание еще продолжает развиваться, так как не все дети аккуратны и скоординированы в своих движениях.

Ближе к 7 годам сенсорные системы ребенка уже практически не отличаются от таковых у взрослых. Но обязательно следить за гигиеной всех анализаторов, чтобы не вызвать их заболевания.

Возможные нарушения

Не стоит забывать, что нарушения функционирования анализаторов – частая проблема детей, которая может коснуться любого.

важноЕсли вы заметили, что ваш малыш имеет отклонения от тех стандартов развития, о которых было упомянуто выше, незамедлительно стоит обратиться за помощью к специалистам.

Ведь заблаговременная ликвидация источника заболевания и связанных с ним проявлений патологии – залог успешного разрешения многих проблем. Так, при развивающемся у ребенка косоглазии проблему можно кардинально скорректировать в очень сжатые сроки, если вовремя заметить «плавающий» глазик.

Игры и упражнения для сенсорного развития

Для развития осязания, зрения, умения отличать и сравнивать ребенку предлагается нанизывать на стержень кольца различного размера:

  • дети до 2 лет собирают такие пирамидки непоследовательно;
  • дети от 3 лет на дно укладывают более широкие кольца, а на верхушки те, которые меньше по диаметру;
  • детям 4 лет не составляет труда нанизывать колечки в виде цветов радуги, при этом они называют, какой цвет идет следом за каким.

Можно также выбирать игрушки с наполнителями в виде мелких шариков, песка и т.п. – это массирует пальчики малыша и вызывает его интерес к познанию.

  • Зрение, образность мышления, осязание развивает также раскладывание по кучкам сходных и отличающихся предметов, вещей взрослого и ребенка.
  • Слух поможет развивать чтение сказок с акцентом на смену интонаций, голосов, а также прослушивание музыки и песенок.
  • Отличать вкусы малышу поможет забавная игра с закрыванием глаз и угадыванием на вкус, какой продукт мама положила в рот. То же самое касается и обоняния.

Развитие восприятия каждого ребенка – это индивидуальный процесс и мудрый подход родителей к этому долгому его становлению гарантирует гармоничность развития малыша без ограничений в его жизнедеятельности.

deti.baby-calendar.ru

Сенсорное развитие детей в первый год жизни

Под сенсорным развитием ребенка подразумевается тренировка всех его каналов восприятия: слух, осязание (восприятие информации через кожу), обоняние, зрение, вкус. Для чего это нужно? Со временем малыш научится более точно и тонко воспринимать информацию об окружающем мире, что важно для формирования адекватного представления о нем. Кроме того, это поможет развитию у него внимания, способности к концентрации, а также артистических навыков: музыкального слуха, более точного, чем у многих других людей, цветоразличения, тактильной восприимчивости, полезной людям, работающим руками.

Есть еще один полезный аспект сенсорного развития: если вы научите малыша с первых лет жизни управлять своими каналами восприятия, ему легче будет справляться со стрессом, переключаться с одного «раздражителя» на другой, расслабляться в нужный момент (к примеру, перед сном). Поэтому описанные ниже упражнения будут особенно полезны для нервных, возбудимых детей.

Основы сенсорного развития ребенка первых месяцев жизни

В течение первых месяцев жизни около 80% всей информации об окружающем мире ребенок воспринимает с помощью осязания и обоняния. Поэтому крайне значимым на данном этапе его жизни является постоянный тактильный контакт с мамой. Это не только обеспечивает правильное развитие соответствующих органов восприятия, но и формирует у него представление о мире как о безопасном и «дружественном» месте. Так что чаще носите ребенка на руках и в слинге. Полезными практиками считаются совместное купание мамы и ребенка и совместный сон. В первые месяцы после родов маме лучше не злоупотреблять парфюмом: ребенку периодически необходимо ощущать мамин запах без «примесей».

После 4-5 месяцев важную роль в формировании представления малыша о мире играет зрение, и можно начинать активно практиковать упражнения на развитие этого канала восприятия. Отметим, что такие упражнения также будут стимулировать внимание. Важно на этом этапе также тренировать у малыша мелкую моторику: это не только повысит чувствительность пальцев и ловкость, но и поможет развивать у карапуза полезные свойства мышления.

Развитие осязания

Кроме таких базовых «упражнений», которые, в общем, составляют скорее повседневный уход, чем являются целенаправленными развивающими занятиями, можно порекомендовать для ребенка первых месяцев жизни и другие способы тактильной стимуляции. Например, выкладывайте кроху на поверхности с разной фактурой (на мех, хлопок, шелк, теплое дерево и т. д.). С 3-х месяцев можно начинать играть с малышом в пальчиковые игры. Это способствует не только сенсорному развитию ребенка, но и тренировке мелкой моторики, которая отвечает за качество операций с мелкими предметами, а также развитию речи и мышления.

Очень хороши с точки зрения сенсорного развития ребенка игры в ванной. Малыш ощущает кожей среду с разной температурой, это помогает ему концентрироваться на своих ощущениях. Купание перед сном (без шумных игр) особенно показано возбудимым карапузам: контакт с теплой водой помогает им расслабиться, снять напряжение. Возможно, использование специальных травяных настоев для ванной поможет вам уложить ребенка спать без слез.

Развитие обоняния

Как уже было сказано, в первые месяцы обоняние ребенка очень сильно. Это обусловлено определенными эволюционными процессами. Со временем этот канал восприятия информации может отойти на второй план. Чтобы этого не произошло, нос карапуза можно регулярно «тренировать». Для развития обоняния можете давать ребенку понюхать предметы с нерезким приятным запахом и обязательно следите за его реакцией.

Развитие слуха

Слух у малыша в достаточной степени формируется в течение первого месяца. Для развития этого канала восприятия почаще беседуйте с крохой (с разной интонацией) — это поможет ему самому быстрее научиться говорить. Слушайте приятную музыку (стоит также следить за реакцией ребенка, чтобы определить его музыкальные предпочтения), давайте ему послушать разные музыкальные инструменты. Что касается музыкальных игрушек, то об их полезности существуют разные точки зрения. Некоторым детям они нравятся, некоторые их пугаются. Кроме того, звуки во многих таких игрушках достаточно искажены, что вряд ли будет способствовать формированию музыкального слуха. Поэтому, прежде чем покупать ребенку подобный подарок, обязательно «протестируйте» его в магазине.

Развитие зрения

Зрение, приближенное к зрению взрослого, сформируется у ребенка примерно к 8 месяцам. В первый месяц он различает более-менее четко лишь объекты, находящиеся на расстоянии ближе 30 см от его глаз. Чтобы тренировать зрение у ребенка первых месяцев жизни, рекомендуют следующие упражнения:

  1. В первые недели жизни малышу очень нравится разглядывать человеческие лица — не отказывайте ему в этом удовольствии. Общайтесь с ним почаще, так, чтобы он видел ваше лицо, только не прижимайтесь к нему «нос к носу»: глаза крохи еще нескоординированы, и такая забава может привести к косоглазию.
  2. В возрасте 1-2 месяцев ребенок уже отличает основные цвета, но больше внимания обращает на черные и белые объекты. Для развития зрения можно показывать ему черные и белые предметы, а также яркие однотонные игрушки простой формы.
  3. После 3-х месяцев многим малышам нравится разглядывать свое отражение в зеркале. Кстати, это упражнение не только развивает зрение, но и помогает ребенку формировать представление о себе.
  4. После 4-х месяцев малышу уже может быть интересно разглядывать многоцветные объекты и предметы, имеющие мелкие детали. Для развития дальнозоркости изучайте с ним заоконный пейзаж.
  5. С 6-8 месяцев можно начинать учить с малышом цвета и формы.
Также читайте:

detyvradost.ru

Сенсорное развитие - от 1 месяца до 3-х лет! Часть 1.

Почему именно до 3-х?

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений.

Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Особое значение придается развитию аналитических качеств и чувственному восприятию.

Чтобы малыш мог сформировать правильное представление об окружающих объектах, необходимо сенсорное воспитание.

К двум годам ребенок уже готов для формирования сенсорных качеств. В этот период он начинает развиваться особенно бурно.

Дети становятся очень любознательными. Им интересны все окружающие объекты. Малыш формирует представления о запахах, вкусах, звуках и размерах предметов.

Значение первых представлений очень велико. Этот период считается наиболее благоприятным для совершенствования представлений об окружающем мире. Развитие органов чувств происходит быстрыми темпами.

Что надо развивать.

У каждого малыша развивается пять основных сенсорных качеств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Каждой системе надо уделять внимание. Задача взрослых — максимальное развитие органов чувств малыша. Такое развитие возможно только в игре. Другие методики не дают эффективных результатов.

В игровой форме можно представлять ребенку любые новые понятия. В процессе игры малыш легко и быстро усваивает даже сложную информацию.

Какие игры особенно эффективны:

Годовалый малыш.

Ему полезно нанизывать кольца разного диаметра на пирамидку. В процессе такой игры быстро формируются понятия «большой-маленький». Занятие с кольцами проводят ежедневно по 5 – 10 минут.

Хорошие результаты приносит игра «Складывание матрешек». Она развивает мелкую моторику и координацию движений, а также формирует сенсорные навыки.

Для малышей лучше покупать деревянные игрушки. Они прекрасно подходят для развития сенсорики. Из дерева делают пирамидки, кубики, вкладыши, доски с разными отверстиями, всевозможные формы с вкладками, мозаику и другие игрушки. Мозаикой стоит заняться ближе к двум годам. Деревянные игрушки обладают уникальной фактурой. Они устойчивы и удобны для манипулирования. Кроме того, такие предметы экологически безопасны.

Если ребенку 2-3 года.Уделяйте внимание обучению предметным действиям. Малыш должен научиться соотносить объекты по признакам. Здесь большую помощь оказывают специальные материалы. Это могут быть пособия или игрушки.

Занимаясь, надо развивать двигательные навыки и речь. Следует выделять время на изобразительную деятельность, лепку, музыкальное воспитание. Все это становится ценной предпосылкой для дальнейшего развития детей.

Во время прогулки обращайте внимание на цвета машин, зданий и светофоров. Применив творческий подход, вы сможете превратить обыденную прогулку в интересное и полезное занятие. Купив продукты, раскладывайте их на столе и обязательно обозначайте вслух их качества.

Например: петрушка – зеленая и длинная, помидор – круглый и красный, молоко – жидкое и белое.

Если ребенок задает вопросы, то нельзя от него отмахиваться. Ваш малыш познает мир, и первые помощники в этом нелегком деле — родители. Малыш, проявляющий познавательную активность, вызывает радость. Для него любой предмет представляет большой интерес.

В этот период надо давать детям понятия о формах. Следует закрепить важные категории: тяжелый – легкий, короткий – длинный, мягкий – твердый, медленный – быстрый и т. д. Именно к трем годам у ребенка закладываются понятия о разнице объектов. Поэтому вам обязательно понадобятся игрушки разной величины, но одной формы. В таком же ключе следует развивать вкусовые понятия: кислый, сладкий, соленый, горький. Постепенно малыш познакомится с понятиями «холодное – горячее».

Несколько раз в неделю полезно проводить упражнения для развития осязательных качеств. Для этого на столе раскладывают предметы. Лучше всего взять игрушки, с которыми малыш знаком. Это может быть мячик, кукла, кубик, книжка, расческа и т. д. Предметы накрывают тканью. Задача ребенка — определить на ощупь, какие игрушки присутствуют на столе. На третьем году жизни можно проводить игру «Это чья вещь?». Задача ребенка — разложить вещи по группам: «мое», «мамино», «сказочного персонажа» и т. д. Детям этого возраста также полезно складывать пирамидки и матрешки.

Как формировать восприятие формы?

Для этого используйте игры «Разложи на две группы». Например, квадраты и круги, овалы и треугольники, круги и овалы и другие сочетания. Перед игрой взрослый перемешивает все фигуры. Затем он дает ребенку задание. Всегда полезными являются занятия с раскладыванием палочек. Их можно заменить карандашами, кубиками, шариками и прочими предметами. Раскладывать можно по цвету, размеру и форме. При этом надо оперировать понятиями «разные», «одинаковые», «такой» и «не такой».

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.

Игры с песком.

(про песок — как играть чтоб было интересно — напишу позже)

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Игры с водой.

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

«Поймай киску»

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы»(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Что внутри?»

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Отгадай цифру» (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения — могу написать ссылку где прочитать.

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную букву», «Покажи букву». Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

***Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития!

www.baby.ru

Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет

Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет

Попробуем вспомнить, что такое сенсорное развитие? Это чувственное восприятие мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обаяния. Если совсем по-простому, то ребенок после такого развития может словами, жестами объяснить свои чувства в отношении увиденного, услышанного потроганного или понюханного им предмета. Кстати, если вы серьезно планируете заняться сенсорным развитием, очень важно разобраться в его направлениях.

Цель взрослых, взаимодействующих с детьми, дать некую систему сенсорного развития.

Одним из средств для сенсорного развития детей является игрушка. Для того, чтобы она принесла пользу в развитии малыша, нужны хорошие игры или задания с ней, подходящего для конкретного возраста и характера ребенка. Сразу стоит оговорится, что здесь рассматривается примерный вариант занятий и игр, в том числе и с игрушками. Самое важное в программе – это выполнение задач сенсорного развития ребенка.

Обязательное условие – время игры ребенка не должно превышать 15 минут.

Сенсорное развитие ребенка от 1 года да 3 лет подразумевает несколько направлений.

Рассмотрим

  1. Тактильное восприятие

  2. Вибрационные ощущения

  3. Восприятия формы, величины, цвета

  4. Зрительное восприятие

Развитие зрительного и тактильного восприятия, восприятия формы, величины.

Играем с пирамидками, сортировщиками, рамками-вкладышами, волшебным мешочками на запоминание текстуры.

Ребенок учится:

  1. Снимать и нанизывать на стержень кольца разного размера.

  2. Вынимать и вкладывать предметы различной величины.

  3. Группировать предметы по форме, величине (устанавливать их тождество).

  4. Определять текстуру различных материалов, ощупывая и рассматривая образцы.

  5. Узнавать на ощупь шероховатую, гладкую, мягкую и мохнатую текстуру.

  6. Подбирать к 2-м – 3-м образцам различной текстуры такие же по качеству материала предметы.

Игра «Пирамидки»

Требования к игрушкам:

Пирамидка с большими с пластмассовыми кольцами и стержнем ввиду конуса, закругленного сверху.

Пирамидка деревянная маленькая, с тремя кольцами.

Начните снимать, колечки с пирамидки с палочки. Пусть ребенок продолжает за вами. Затем аккуратно нанизывайте первое колечко, возьмите следующие колечко и предложите малышу надеть его на палочку. Если у ребенка возникнут трудности с нанизыванием, можно показать фокус – надеть на пальчик колечко, затем коснуться палочки пирамидки. В возрасте 2-3 лет ребенок может самостоятельно справляться со сложными пирамидками – головоломками, нанизывать на стержень без помощи взрослого.

Игра «Пупырышки»

В этой игре ребенок учится различать поверхность предметов: гладкая она или ребристая. Для этого можно воспользоваться сенсорной игрушкой на запоминание текстуры.

Сначала ребенок изучает текстуру, затем старается найти точно такую же, ощупывая окружающие предметы. Далее сравнивает между собой, описывает словами особенности поверхности предмета.

К трем годам ребенок:

  1. Знает 2 геометрические формы: круг, квадрат. Знает 2 геометрических тела: шар и куб. Умеет указать на нужную форму по просьбе взрослого, который использует «опредмечивание»: круг – как яблочко, квадрат – как окошко и т.д. обследует фигуры обязательно – двигательным путем.

  2. Устанавливает тождество предметов по форме

  3. Умеет подбирать предмет такой же формы к образцу путем примеривания и прикладывания

  4. Умеет собирать группу одинаковых по форме предметов путем прикладывания и рассматривая.

  5. Умеет сортировать предметы по двум группам (2формы – по 2-м кучкам, коробочкам)

Игра «Форма и величина»

Требования к игрушкам:

У сортировщика обязательны в наличии формочки круга, прямоугольника, трапеции, треугольника.

В 2 года ребенок может заниматься с блоками Дьенеша. С 2,5 лет рекомендовано вводить бумажные игры с геометрическими формами.

Назовите и покажите ребенку геометрические формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция). Пусть малыш потрогает пальчиками прямоугольник и треугольник. Покажите малышу, что у треугольника 3 уголка, а у прямоугольника их 4.

Можно провести обучение на фруктах, овощах, печеньях, коробочках. Предварительно требуется нарисовать и показать ребенку на картинках круг, квадрат, прямоугольник, трапецию, овал. Ребенку предлагается положить помидор на нарисованный круг, печенье на прямоугольник, коробочки на квадрат.

Также геометрические формы можно лепить из пластилина, проговаривая их название, находя похожее на них предметы вокруг. Например, лист бумаги – прямоугольник, шкаф – параллепипед, круг – часы, шар – яблоко, яичко – овал.

К концу третьего года жизни ребеночек:

  1. Умеет выбрать среди 5-6 предметов нужный, выполняя инструкцию: «Дай такую же куклу, машинку, мячик и т.д» При этом может прикладывать предметы по очереди к образцу для сличения. Действуя таким образом, хорошо подбирая парные картинки.

  2. Знает две градации величины: «большой» и «маленький». Умеет сравнивать предметы по размеру. Путем сопоставлений (прикладывания, накладывания и рассматривания) определяет величину 2-х предметов и выполняет указания типа: «Дай большой (маленький) ..», «Дай тот, что больше (меньше)».

  3. Устанавливает тождество предметов по размеру. Умеет путем прикладывания, накладывания и рассматривания предметов разложить их на две группы: «большие» и «маленькие»

  4. Устанавливает тождество предметов по двум заданным сенсорным свойствам: форме и величине. Умеет выбирать предметы заданной величины и формы.

Игра «такой же и побольше»

Для игр можно использовать детальке от конструктора, мозаику, куклы, машинки, «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурками, парные картинки. Ребенку предлагается найти одинаковые предметы, самые большие и самые маленькие детальке.

Игра «Цветные истории»

Играем с цветной бумагой, либо игровыми наборами «100 цветов», «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» Каждый день ребенку желательно знакомится с одним определенным оттенком цвета. Например, день может быть посвящен лиловому. Покажите малышу как выглядит этот цвет, сделайте совместную поделку, найдите данный оттенок в окружающих предметах.

multiurok.ru

Сенсорное развитие. | AnnaMama

❓Нужно ли ребенку сенсорное развитие?

«Сенсорное развитиеребенка раннего возраста –необходимое условие егоконструктивной деятельности».❓Что стоит за этим красивым словом❓

✅Сенсорное восприятие происходит от слова sense: чувство\ощущение\сознание и неразрывно связано с работой органов чувств ребенка (зрение\осязание\слух\обоняние и тд✅Чувственное\сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия предметов и развитие представлений о свойствах предметов: об их структуре, форме, цвете, величине, текстуре, температуре, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.✅На основе сенсорного восприятия строятся мышление, воображение и запоминание, способность к исследованию, обследованию, абстрагированию, группировке. Сенсорное развитие напрямую взаимосвязано мелкой моторикой и речью ребенка.✅Сенсорное развитие крайне важно для последующего развития ребенка и подготовки его к будущей творческой деятельности. Познание ребенка тем глубже и многообразнее, чем выше качество и уровень развития его сенсорного опыта.✅Сенсорное развитие подразумевает предоставление ребенку максимально широкой информации о мире и его предметах, о причинно-следственной связи и свойствах предметов; о положении предметов в пространстве и связи зрительного восприятия с осязанием.?Напомню основные этапы сенсорного развития ребенка на первом году жизни:?В 1 месяц ребенок следит за движущейся игрушкой. Это самый первый, зрительный этап сенсорного восприятия.

?В 3 месяца появляются первые неправильные движения руки к игрушке, ребенок отводит руки до плеча. Ребенок начинает ощупывать собственные ладошки или предметы. Иногда захватывает и удерживает игрушку. Это есть начало сенсорного развития. Начинается второй, осязательный этап сенсорного развития.

?К 4 месяцам ребенок захватывает, ощупывает, рассматривает и перекладывает в руках игрушку, низко висящую над ним, узнает «знакомую» игрушку. Находит глазами невидимый источник звука (звонящий телефон, дверной звонок, радио). Рассматривает руку. Четче видит и наслаждается яркими красками. Фиксирует движущийся предмет.

?В 5 месяцев ребенок овладевает полным объемом движений рук: он берет игрушку из рук взрослого, захватывает ее двумя руками, тянет ее в рот. Также тянет в рот предметы, руки и ноги. Играет с пальцами ног. Начинает тянуться за предметами, координируя движения глаз и рук. Так начинается третий, координационный этап сенсорного развития ребенка.

?В 6 и 7 месяцев ребенок может долго рассматривать, изучать и перекладывать в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку. Он начинает изучать свойства предметов и причинно-следственную связь.

?К 8му месяцу ребенок уже хорошо вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими. Начинает подражать действиям взрослых с игрушками (катает, стучит, вынимает и т.д.).

?С 9 месяцев ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами («пинцетный захват»), начинает складывать пирамидку, действует с предметами, в зависимости от свойств (катает, открывает, гремит и прочее), выбрасывает игрушки на пол, кивает. Захват предметов двумя пальцами. Может установить кубик на кубик.

?В возрасте после 14- 18 месяцев ребенок начинает группировать , сортировать, обобщать предметы и конструировать (это развивает мышление, логику и пространственное восприятие).❓Что нужно знать родителю про сенсорное развитие?✅Начинать развивать ребенка можно прямо с самого рождения.✅ Ни в коем случае не нужно надевать на ребенка царапки – это тормозит сенсорное восприятие.✅ Прямо начиная с рождения можно делать массаж пальчиков рук ребенка.✅ Нужно предоставлять ребенку максимальное разнообразие текстур\звуков\фактур\температуры\формы для изучения.✅Не нужно запрещать ребенку все тянуть в рот (ведь если он тянет все в рот, значит он находится на этапе оральной стадии познания мира).✅Не нужно запрещать ребенку все бросать и разрушать построенные башенки\пирамидки (ребенок находится на этапе изучения причинно-следственной связи).✅ С помощью целенаправленных действий ребенок изучает новые качества и свойства предмета: трясет чтобы понять звук; гладит чтобы понять текстуру; катает чтобы понять форму; поднимает чтобы понять размер, бросает чтобы понять вес, и т. д.✅Основная задача родителя в период развития сенсорных способностей – вовремя обучить ребенка всем этим действиям и помочь ребенку систематизировать хаотически получаемые данные: обучить цветам\формам\звукам и тд.✅Во время игр с ребенком родитель описывает и обобщает предмет, например: «Это мячик. Он синий. Он катится.». Или описывает и систематизирует, сравнивает с другими: «Это красный кубик. Положим все красные кубики в эту коробочку.». Или проводит аналогии: «Это зеленая машинка. Как травка».✅Вначале изучаются грубые и самые базовые описания предметов (например цвет- красный), потом выявляются детали (например, оттенки красного: бордовый\розовый\алый).✅На определенном этапе (примерно к 5-6 годам) накопленный сенсорный опыт позволяет оценивать предметы без их осязания, появляется так называемое «зрительное ощупывание» (ребенок может определить свойство предмета без его ощупывания).✅Самые простые сенсорные игры включают в себя как простое изучение предметов, ощупывание их и знакомство с их формами и свойствами, так и игры на сортировку предметов по их какому-либо качеству (цвету\форме и тд), специальные игры, направленные на развитие сенсорного восприятия: попытка угадать предмет с закрытыми глазами на ощупь \ по звуку\ по вкусу.✅ Необходимо помнить о мерах безопасности и правилах оказания первой помощи при играх с мелкими предметами. Игра ребенка с мелким предметом должна осуществляться в присутствии взрослого человека. Об безопасности и первой помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути я обязательно напишу в ближайшее время отдельно!

?И хотя производители мелких предметов пишут на упаковке возраст от 3 лет, тем не менее, именно возраст до 3 лет является наиболее важным для контакта с мелкими предметами и необходимым для стимуляции пинцетного захвата и нормального сенсорного развития, а также навыков сравнения, сортировки и группировки – важнейших мыслительных операций.

?Очень важно в период максимального сенсорного развития не давать ребенку в руку плоский планшет. Как бы Вы не радовались тому, что ребенок складывает в 1,5 года паззлы на планшете, знайте, что это происходит за счет и в ущерб сенсорному развитию.

?Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. В раннем возрасте максимальное влияние необходимо уделять именно сенсорному развитию ребенка, а не раннему математическому или лингвистическому развитию ребенка. Активное раннее математическое и лингвистическое развитие может происходить в ущерб сенсорному развитию. Иными словами, упор в первые годы жизни нужно делать упор на сенсорное, чувственное развитие, а не учить буквы.?Свободная игра летом на природе с ее разнообразием шумов, звуков, форм, цветов и текстур – один из лучших сенсорных примеров. Обратите внимание ребенка на детали: что у всех деревьев листики разные, в лесу предложите закрыть глаза и послушать шум леса и пение птиц, или предложить с закрытыми глазами понюхать разные цветы, грибов, зелени, травы. Мы с сыном очень любим играть в игру «определить еду с закрытыми глазами». А в Японии дети должны расставить стаканчики с водой по степени солености воды – для развития вкусовых рецепторов.

☺️Будьте счастливы и получайте удовольствие от сенсорных игр с Вашими детьми!

❗️Напомню, что ранее я писала о задержке речи, о вреде планшета, об аутизме, о детях с синдромом Дауна и о неврологическом развитии недоношенных детей.

annamama.ru

Развитие у детей раннего возраста сенсорного восприятия

Хотите воспитать интеллектуала - развивайте сенсорное восприятие своего ребенка еще в раннем детстве

Что такое сенсорное развитие и воспитание

Сенсоры — это органы чувств (глаза, уши, кожа). Восприятие окружающей среды этими органами, называется сенсорным. Первые запахи, звуки, тактильные ощущения. Они очень важны в жизни малыша и закладывают фундамент для дальнейшего интеллектуального, эмоционального и физического развития. Помогает усовершенствовать восприятие окружающего мира через ощущения — сенсорное воспитание. Специально разработанная педагогами система. Ее основная задача — научить ребенка мыслить с помощью обследования органами чувств окружающих предметов.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения разделяются на 4 вида:
  • Запахи или обоняние.
  • Звуки или слух.
  • Тактильные ощущения или осязание.
  • Вкус.
Для гармоничного и целенаправленного развития детей существует эталонная система восприятия через органы чувств, которая сформирована достаточно давно. Это накопленный чувственный опыт человечества на протяжении всего периода развития.

Эталонная система для детей раннего возраста

В раннем возрасте ребенку необходимо научиться отличать:
  • Сладкое от кислого и других вкусов.
  • 7 цветов радуги.
  • Приятный или неприятный запах.
  • Большой, маленький, средний предмет.
  • Квадрат, круг, треугольник и другие формы.
  • Мягкий, твердый, пушистый, колючий, шершавый, холодный, теплый и другие фактуры.
  • Вес — легкий или тяжелый предмет.
  • Утро, вечер, день, ночь.
  • Интенсивность звука — тихо или громко.
  • Родную речь от чужой.
  • Пространственные ориентиры — далеко, близко, высоко, низко, правый, левый.
  • Звучание музыки.
Благодаря своевременному усвоению данных сенсорных эталонов, у ребенка правильно развивается мышление и речь.

Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста

Ранний возраст считается от 1 до 3 лет. На каждом году жизни ребенка актуальны свои задачи сенсорного воспитания:
  • 1 год — знакомство со свойствами предметов. Ребенок получает огромное количество впечатлений, которые непосредственным образом влияют на его физическое и эмоциональное развитие.
  • От 2 до 3 лет — малыш должен различать основные цвета, формы и другие простые свойства окружающих предметов.
  • От 3 и дальше — постепенно ребенок знакомится со сложными формами, фактурами и различными оттенками цветов, сочетаниями вкусов и звуков.
Важную роль в усвоении сенсорного восприятия играет речь. Когда малыш начинает говорить и понимать речь, усиливаются мыслительные операции. Маленький человек быстрее запоминает, может анализировать предметы и их свойства, что способствует более четкому их различию.

В каком возрасте и форме следует приучать ребенка к сенсорной культуре

Чем раньше, тем лучше. Когда малыш начинает проявлять интерес к окружающему миру. По мнению многих педагогов, ранний возраст — от года до трех, является самым благоприятным. Его еще называют «золотая пора» для сенсорного воспитания. Основной вид деятельности у малышей раннего возраста — игры. Обучение в такой форме проходит незаметно и более успешно.

Примеры игровых упражнений для сенсорного развития малыша

Дидактические или обучающие игры имеют огромное значение в жизни ребенка. На начальном этапе происходит знакомство с предметами в игровой форме. Дальше формируется фундамент для развития интеллекта.

дети от 1 до 2 лет

В этот период давайте ребенку дотрагиваться до разных поверхностей — гладкой, шероховатой, колючей, холодной или теплой. Покупайте игрушки разных цветов. Просите показать предмет той или иной формы, определенного цвета. Создайте специальный альбом, приклейте туда лоскуты разной фактуры — бархат, наждачную бумагу, москитную сетку, шерсть, мех, все, что сможете найти в доме и давайте малышу трогать.

дети от 2 до 4 лет

В этом возрасте можно начинать складывать различные пирамидки, матрешки, простые пазлы из дерева или пластика, кубики. Так же поиграйте с ребенком:
  • «Найди фигуру» — разложите на столе различные фигуры. В мешочек сложите такие же. Назовите одну из них и попросите малыша в мешочке найти пару.
  • «Сложи пирамидку» — сначала пусть ребенок сложит пирамидку с открытыми глазами, затем с закрытыми.
  • «Золушка» — смешайте различные крупы, горох, чечевицу и фасоль. Необходимо разобрать на кучки. Когда ребенок научится быстро разбирать с открытыми глазами, можно усложнить задачу, завязав ему глаза.
Можете придумать подобные игры с любыми предметами. Главное, чтобы малышу было интересно.

Дата: 2018-03-06 00:11:45

40-nedel.ru

Методический материал по игровой деятельности "Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет»

«Сенсорное развитие ребенка: игры для малышей от 1 до 3 лет»

Г.А. Шихова

Педагог-психолог

1 квалификационной категории

2015 год

Органы чувств – это единственный и полноценный источник получения информации не только в младенчестве, но и позже: всю жизнь человек развивает свои сенсорные системы, накапливая опыт – полученные с их помощью знания. При помощи игр на сенсорное развитие ребенка мы демонстрируем малышу, насколько интересен и разнообразен этот мир. Конечно, из всевозможных развивающих игр не следует делать культ обучения.

А играть – это же так интересно!

Необходимо обращать внимание ребенка на те или иные звуки во время прогулки, пребывания дома, особенно если звук – незаурядный, незнакомый или малоизвестный малышу (скажем, фортепиано). Речка, ветер, автомобильный сигнал, сирена, пение птиц, шелест листвы – все это может очень заинтересовать маленького исследователя!

Читая детям сказки необходимо интонировать речь персонажей. Тоненький у зайца, басовитый – у медведя, манерный – у лисички и т.д. Дети любят мультики? Необходимо найти фильм с хорошей озвучкой, даже если это переводная лента. Не  надо отказывать ребенку в повторе любимых моментов: очень скоро он сам начнет имитировать речь героев мультфильма, и мы удивимся, насколько верно он передаст эмоции через интонацию.

Надо одобрять пение ребенка. Детки обычно любят петь: если нет объективных причин соблюдать тишину, не надо  препятствовать любимому занятию малыша.

Различные блюда для человека в буквальном смысле становятся пищей для исследования вкусовыми и обонятельными рецепторами. Малыш взрослеет, и его меню с каждым днем пополняется новыми «источниками информации», формируются вкусовые пристрастия. В процессе дидактических игр можно и попробовать, лизнуть, соотнести цвет, форму, запах и вкус овоща или фрукта. Все это расширяет кругозор малыша и делает наш мир понятнее, но еще интереснее, чем прежде!

Для общего сенсорного развития и, в частности, тренировки маленьких глазок, крохе можно предложить следующую игру. Взять три одинаковых коробочки и нарисовать на них разные картинки (можно вырезать и наклеить). Дать малышу рассмотреть картинки, сориентироваться, что на них изображено. В одну из коробочек положить маленькую игрушку (желательно новую – тогда ребенку играть будет еще интереснее). Сказать, что изображено на коробочке с сюрпризом – а малыш должен взять нужную и найти свой подарок.

Другой вариант игры – положить в одну из коробочек колокольчик  и по очереди потрясти каждую из них. Задача ребенка состоит в том, чтобы запомнить, что изображено на звенящем коробке.

Цветовосприятие у детей.

Когда малыш будет четко различать базовые цвета (специалисты утверждают, что это происходит к концу третьего года жизни), будет актуальна такая игра. Сначала сделать заготовки – небольшие листы бумаги, покрытые краской одного цвета, с одним-двумя незакрашенными пятнышками-окнами. Малыш должен найти эти цвета в красках и закрасить окошки так, чтобы получился лист одного цвета.

А немного позже, когда цвета будут усвоены на отлично, можно поиграть с оттенками. Оттенки – более сложная игра, и если ребенок почти во всех случаях ошибется, это абсолютно нормально.

Игра проста: завязываем платком ребенку глазки и предлагаем на ощупь определить, что это за предмет перед ним такой интересный? Для игры нужно выбрать предметы, хорошо знакомые малышу своими свойствами. Перед тем, как завязать глазки, обязательно надо показать всех «участников». Нужно выбрать предметы с контрастными признаками: пушистую шапочку, тапочку с помпоном, носочек с бантиком и т.д. Четыре-пять для начала вполне хватит.А вот игра посложнее. В одинаковые блюдца насыпать по одной-две ложки разных круп, макарон, фасоль, мак, соль, сахар, налейте воды и поставьте пустое блюдце. Ребенок должен правильно назвать то, что лежит в блюдце.

 

Игры, направленные на сенсорное развитие ребенка.Посмотрим, что в ведерке.

Вам потребуются: ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки.Сложите игрушки в ведерко, закройте крышкой и отдайте его ребенку. Попросите малыша открыть ведерко. Вытаскивайте игрушки, раскладывайте их так, чтобы они не загораживали друг друга. Доставая игрушки, описывайте каждую из них: «Посмотри, какое красное яблоко. Очень красивое! А вот – зеленый кубик. Мы положим его рядом с яблоком». Разложив игрушки, полюбуйтесь ими. Радуйтесь вместе с крохой каждой вещи, чтобы он чувствовал ваш эмоциональный настрой. Пусть малыш подержит в руках каждую игрушку, поиграет с ней. По окончании занятия попросите ребенка собрать все предметы в ведерко и накрыть его крышкой. Помогите малышу навести порядок.Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия.

Кто что ест

Вам потребуются: фигурки животных и продукты, употребляемые этими животными, вырезанные из картона.

Смешайте все фигурки, попросите ребенка раздать животным то, что они любят кушать: зайке - морковку, козочке - капусту, медведю - мед, ежику - грибы, белочке - орехи и т.д. Если ребенок затрудняется выполнить задание, помогите ему, возьмите морковку и поинтересуйтесь, кому вы ее отдадите.И сами же воскликните: «Ну, конечно же, зайке! Это зайцы любят грызть морковку!» и т.д.

Игра способствует развитию речи, мелкой моторики, знакомит с животным миром.

Изучаем части тела

Возьмитесь двумя руками за уши и скажите: «У меня есть уши, а у тебя?». Побудите малыша потрогать свои уши «А зачем нам уши?». Потрясите погремушку перед ухом ребенка, потом отойдите подальше и еще раз погремите. «Уши – чтобы слышать!». «А сколько у нас ушей? Вот, смотри, одно ухо, а вот - еще одно. У нас два уха» Называйте и показывайте все остальные части тела, рассказывая об их функциях.

ПирамидкиВам потребуются: 2-3 пирамидки с насадками разных форм и цветов.Снимите насадки со всех пирамидок и перемешайте их. Рассматривая по одной, называйте цвет и форму насадок. Разрешите ребенку собрать пирамидки так, как ему вздумается. Если на одну пирамидку нанизаны разные детали, обратите на это внимание малыша. Еще раз смешайте насадки, помогите ребенку собрать пирамидки правильно. Комментируйте свои действия: «Для этой пирамидки нам нужны кольца. Давай найдем все кольца. Теперь нам надо выбрать самое большое кольцо» и т.д. Сравнивайте кольца по размеру и цвету. Объясняйте ребенку: «Вот это кольцо – большое, а вот это - поменьше, давай найдем самое маленькое колечко».

Игра способствует развитию глазомера, логического мышления, наблюдательности. Помогает изучить цвет и форму предмета.

Подбери цвет

Вам потребуются: 2 одинаковые пирамидки с двухцветными насадками.Снимите насадки с пирамидок и смешайте их. Объясните ребенку, что на одну пирамидку мы наденем желтые шарики (покажите), а на другую - зеленые. Соберите пирамидку вместе с ребенком, повторяя: «Смотри, я беру желтый шарик, где у нас пирамидка с желтыми шарами? А вот этот шарик мы на какую пирамидку наденем?».

Игра способствует развитию логического мышления цветового восприятия.

Конус

Вам потребуется: конусная пирамидка.

Покажите ребенку конусную пирамидку. Пусть он подержит ее в руках, поиграет с ней. Затем покажите, как разбирается и собирается пирамидка. Обращайте внимание малыша на то, что кольца отличаются по размеру и по диаметру отверстий, старайтесь объяснять в доступной для ребенка форме. Попросите нанизать кольца на конус. Регулярные занятия помогут малышу научиться сопоставлять размер диаметра кольца с шириной конусообразного стержня. Собрав пирамидку правильно, проведите по ней рукой малыша, обратите его внимание на то, какая она ровная. Отдайте пирамиду малышу после того, как он беспорядочно нанижет кольца, вновь проведите его рукой по пирамидке, фиксируя неровности.

Игра способствует сенсорному развитию ребенка, знакомит с формой предметов.МатрешкиВам потребуются: несколько матрешек - одна в другой.

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Побудите малыша открыть матрешку. Поставьте матрешек рядом. Обратите внимание на то, что матрешки отличаются по величине. Попросите показать, где маленькая, а где большая матрешка. Пусть ребенок попробует вложить маленькую матрешку в большую и снова достать ее. В дальнейшем добавляйте по одной матрешке, вкладывая их друг в друга. Вытаскивая, расставляйте их сначала в порядке уменьшения размера, затем наоборот. Показывайте крохе, как совмещать рисунок на матрешке.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков сопоставления предметов по величине.

Мешок с подарками

Вам потребуются: тканевый мешочек, крупные предметы, знакомые ребенку.Возьмите любые крупные предметы: кубик, кольцо от пирамидки, маленькую книжку и т.п.

Рассмотрите их, дайте каждый из предметов малышу в руки, затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что-нибудь из мешка, спросите, что он достал. После этого попросите достать конкретный предмет. Например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов, прибавляйте на каждом занятии до 1-2 игрушки.

Игра способствует сенсорному развитию, знакомит с величиной и формой предметов.

Шарики

Вам потребуются: два пластмассовых шарика разных цветов.Дайте ребенку шарики. Опишите их форму и цвет. Покажите, как они катятся по столу и падают на пол. Побудите ребенка делать то же самое. Поставьте перед столом коробку, чтобы шарики, скатываясь, попадали в нее. Предоставьте ребенку свободу действий.

Игра способствует сенсорному развитию, помогает изучить цвет, форму и свойства предметов.

Первая горка

Вам потребуется: картон.

Сделайте небольшую горку из картона, перегнув его пополам. С горки можно скатывать маленькие машины, шарики. Поставьте перед горкой кубик, покажите, как машинка, скатившись с горки, останавливается, ударившись о кубик.

Игра способствует развитию логического мышления.

Ловись, рыбка, большая и маленькая

Вам потребуются: веревка с магнитом на конце (удочка из игры «Рыбак»), мелкие металлические предметы.

Во время игры внимательно следите за тем, чтобы ребенок не тянул в рот мелкие предметы. Поместите игрушки в таз или коробку, покажите малышу, как магнитик на веревке притягивает металлические предметы. Поиграйтев «рыбалку». Считайте каждую пойманную «рыбку». В конце игры еще раз пересчитайте весь «улов».

Игра способствует развитию моторики, согласованности движений.

Где звенит

Вам потребуются: три картонных коробки, колокольчик.Возьмите небольшие картонные коробки, можно из-под молока, положите в одну из них колокольчик, в другую - немного крупы, а третью оставьте пустой. Оклейте коробки цветной бумагой. Трясите коробки и слушайте, какие звуки они издают, не забывая называть цвет коробок: «Интересно, что это звенит в желтой коробке?» и т.д. После того, как малыш будет разбираться в цветах имеющихся коробок, их можно оклеить бумагой другого цвета, или добавить коробки с новыми наполнителями.

Игра способствует развитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов.

Делай, как я (вариант игры Б.П. Никитина «Обезьянки»)

Сядьте напротив ребенка, показывайте ему различные жесты руками, изменяйте мимику лица, делайте движения разными частями тела, побуждая малыша повторять то, что вы ему показываете. Комментируйте свои действия: «Сейчас я буду веселая! (улыбнитесь)». «А сейчас я сердитая (нахмурьтесь)». «Я смотрю в бинокль (поднесите руки к глазам)». «Я плыву (соответственные движения)».Игра способствует сенсорному развитию, а также развитию внимания, логики, мелкой моторики.

Учимся различать цвета. Не перепутай!

Вам потребуются: красный мяч, синий мяч, лист бумаги красного цвета, лист бумаги синего цвета.

Предложите ребенку покатать по полу красный мяч, затем синий. Обращайте внимание малыша на цвет игрушки, повторяя: «Мы играем в красный (синий) мяч» Расстелив на полу листы цветной бумага, попросите ребенка красный мяч положить на красный лист, а синий - на синий. Если ребенок ошибается, подскажите ему. Не забывайте повторять: «Это красный мяч, я кладу его на красный лист».

Игра способствует развитию логического мышления, учит различать цвета.Уборка

Вам потребуются: корзина или ведерко, предметы разного цвета.Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы желтого (красного, синего и т.д.) цвета. Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие безопасные вещи. Отыскивая предметы, советуйтесь: «Это желтый карандаш? Мы его возьмем?». Подберите вещь другого цвета и побудите ребенка объяснить вам, что вы ошибаетесь.

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования предметов по цвету.

Раскрась круги

Вам потребуются: четыре листа бумаги, два цветных карандаша.Возьмите два листа бумаги, на каждом из них нарисуйте по большому кругу. Предложите малышу поиграть: пусть он раскрасит свой круг желтым цветом, а вы - красным. Рассматривая рисунки, обращайте внимание ребенка на цвет круга, проводите аналогии: «Как красиво ты раскрасил(а) круг желтым цветом, теперь Он похож на солнышко». На двух других листах нарисуйте большие квадраты (треугольники и пр.) и раскрасьте их, поменявшись карандашами. Обсудите, на что похожа фигура. В дальнейшем можно привлекать к игре других членов семьи, не забывая обращать внимание ребенка на количество фигур и карандашей. Не настаивайте на том, чтобы малыш раскрашивал фигуры строго по контуру. Обязательно участвуйте в игре, глядя на вас, ребенок будет повторять ваши действия, приобретать полезные навыки.

Игра способствует развитию моторики, подражательной деятельности, учит различать цвета.

Геометрические фигуры

Вам потребуются: 5 разноцветных кругов, вырезанных из картона.

Рассмотрите с малышом один из кругов, при этом рассказывайте ему: «Это круг. Он красного (синего, зеленого и т.д.) цвета. Давай подумаем, на что он похож (на яблоко, на солнышко, на колесо)». Поищите в комнате круглые предметы. Изучайте круги разного цвета. После того, как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом и диапазон цвета. Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Ищите ассоциации.

Игра учит различать предметы по цвету и форме.

Разберемся!Вам потребуются: 3 вырезанных из картона круга и 3 квадрата.

Перемешайте круги и квадраты. Попросите ребенка помочь вам отобрать все круги. После чего раскрасьте их одним цветом. Для раскрашивания квадратов используйте карандаши другого цвета.

infourok.ru


Смотрите также