Развитие ребенка в 1 год: что должен уметь. Умственное развитие ребенка в 1 год


Развитие ребенка в 1 год

Многие родители, отмечая первый день рождения своего ребёнка, удивляются тому, как быстро год пролетел, и сколько всего успело произойти в жизни малыша. Пожалуй, на первые 12 месяцев жизни маленького человека приходятся самые масштабные изменения и шаги в развитии. По сравнению с новорождённым младенцем, развитие ребёнка в 1 год – это огромный прогресс во всём. Ещё недавно это был беспомощный комочек, который принесли из роддома, а теперь уже формирующаяся личность – ребёнок делает самостоятельные шаги, осваивает первые слова в речи, новые навыки, занятия, игры.

В то же время некоторые родители, особенно если ребёнок первый, тревожатся по поводу того, что он должен делать после 12 месяцев. Переживают, всё ли умеет их малыш в быту и в речи, в норме ли физическое, умственное, сенсорное развитие, правильный ли режим, питание. Такие нормы действительно существуют, однако не стоит забывать, что развитие – процесс очень индивидуальный. Поэтому к принятым стандартам стоит прислушиваться, но не переживать, если пока какие-то показатели недотягивают.

Физическое развитие ребёнка первого года жизни

В физическом плане ребёнок многому научился за эти 12 месяцев жизни. Считается, что к году малыш должен уже уметь:

  • Стоять, не держась за опору, и вполне уверенно;
  • Ходить, когда взрослый придерживает за руки, нередко в этом возрасте детки ходят и самостоятельно;
  • Подниматься и спускаться по ступенькам лестницы с поддержкой взрослого;
  • Залезть на кровать и диван и самостоятельно слезть на пол;
  • Вставать на ноги из любого положения, приседать.

Много тревог вызывает у родителей ситуация, когда ребёнку уже 12 месяцев, а он не умеет ходить сам. На самом деле беспокоиться в этом возрасте ещё рано. Случаи, когда дети делают первый шаг через 2 или 3 месяца после года также вписываются в норму. Стоит помнить, что гармоничное физическое развитие предполагает занятия не только относительно мелкой моторики, но и крупной. То есть надо позволять ребёнку свободно двигаться, организовать для этого безопасное пространство дома.

Развитие речи ребёнка в 1 год

Обычно у детей 12 месяцев показатели развития речи сильно разнятся. Есть малыши, которые уже неплохо болтают, но есть и молчуны. Поэтому специалисты оценивают не только активную речь, но и способность понимать и пассивный словарный запас. По нормам развития речи ребёнок в первый год жизни должен:

  • Произносить от 3 до 10 слов, допустимо, если на своём «детском» языке;
  • Знать своё имя и реагировать на него;
  • Подражать знакомым звукам, например, голосам животных;
  • Понимать слово «нельзя»;
  • Подражать интонации в речи взрослых;
  • Уметь выполнять простые просьбы, такие как «дай», «закрой», «положи»;
  • Показывать по просьбе называемые простые бытовые предметы;
  • Если предложены 2-4 картинки либо игрушки уметь выбрать и показать нужную, которую просят.

В этом возрасте у детей только начинается формирование активной речи. И задача взрослого всячески этому способствовать. Нужно как можно больше с детьми разговаривать, комментировать всё увиденное на прогулке, называть окружающие предметы.

Для речевого развития малыша пригодятся различные развивающие карточки и картинки, детские книжки, игры. Ребёнок после 12 месяцев уже способен запомнить названия многих животных, растений, выучить цвета. Даже если сейчас он не может их произнести, такие занятия расширяют словарный запас. Конечно, все занятия по развитию речи детей, включённые в режим дня, должны быть недолгими по времени и проводиться в виде игры.

Доказано, что детское речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Поэтому как можно чаще следует играть с малышом в известные детские пальчиковые игры, такие как «сорока-ворона», «ладушки».

Умственное развитие ребёнка в 1 год

Считается, что показатели умственного развития малыша в норме, если он умеет:

  • Нанизывать на стержень колечки пирамидки, и после разбирать её. В том, насколько правильно ребёнок сортирует кольца игрушки по размеру, в 12 месяцев вполне допустимы ошибки;
  • Ставить кубик один на другой, строить башню;
  • Замечать особенности поведения взрослых и подражать им, расчёсывать волосы, как мама, дуть на горячий суп и т. п.
  • Играть в игрушки, имитировать свой режим дня, укладывать их спать, кормить.
  • Играть с разными бытовыми предметами обихода – кастрюлями, крышками, обувью.

Это время жизни, когда малыш готов активно осваивать развивающие игрушки, пособия, карточки. Он начинает познавать понятия «больше – меньше», знакомится с формой предметов. Подходящей игрушкой в этом возрасте станет матрёшка или просто коробочки разного размера, которые можно вкладывать одна в другую. Любые игры и занятия на развитие мелкой моторики, связанные с перебиранием круп или фасоли будут стимулировать умственное и нервно-психическое развитие и возымеют положительный эффект в речи.

Большое значения начинают играть цвета. Если для младенца рекомендуется спокойное цветовое оформление детской, то после 12 месяцев яркие цвета в деталях интерьера дома, цветные игрушки и картинки в книжках в особенности необходимы. Такая цветовая стимуляция полезна для развития зрения и помогает малышу запоминать и учить цвета.

Умственное развитие детей можно стимулировать не только при помощи развивающих занятий, но и в процессе ежедневных действий. Полезно комментировать режим дня: процесс одевания, купания и другие занятия. Дома после похода в магазин в процессе разбора покупок ребёнок знакомится с названиями разных продуктов, учится классификациям типа «овощи», «фрукты». Все эти действия имеют не менее ценное значение, чем специальные занятия на развитие мелкой моторики, карточки, картинки и детские игрушки.

Бытовые навыки годовалого ребёнка

В возрасте после 12 месяцев освоение бытовых навыков ребёнка часто вызывает много споров, в особенности касаемо того, должен ли ребёнок в это время уже проситься на горшок и уметь есть самостоятельно. Здесь всё ещё более индивидуально, чем, когда обсуждается физическое или нервно-психическое, сенсомоторное развитие. Считается, что в первый год жизни ребёнок уже может:

  • Делать попытки самому есть ложкой, хотя чаще более ловко у детей получается брать пищу руками, что не стоит запрещать – это полезно для мелкой моторики;
  • Если малыш уже не находится в одноразовом подгузнике большую часть времени, он способен давать понять, что штанишки мокрые или испачкались;
  • Самостоятельно пить из поильника;
  • Помогать взрослому при одевании, подставлять ручки и ножки в рукава либо обувь.

Эмоционально-социальное развитие детей в год

Нервно-психическое развитие ребёнка 12 месяцев характеризуется и способностью его проявлять эмоции. В основе деятельности ребёнка лежит подражание взрослым. Так, он умеет:

  • Подражать мимике взрослых или интонации;
  • «Танцевать» и «петь» под музыку;
  • Проявлять эмоции по отношению к близким: целовать их и обниматься;
  • Узнавать маму, папу и других родных по фотографии;
  • Интересоваться своим отражением в зеркале, пытаться с ним играть;
  • Радоваться покупке новой игрушки, но может и испугаться, если она непривычной формы размера или цвета;
  • Может пугаться незнакомых людей.

Игры на сенсорное развитие детей в 1 год

Большое значение в этом возрасте взрослым следует уделять играм на сенсомоторное развитие детей. Тактильное восприятие окружающего мира для 12-месячного человека очень важно.

Полезно для мелкой моторики ребёнка знакомиться с разными по фактуре поверхностями, замечать их особенности. Необязательно покупать дорогие игрушки, вполне подойдут различные природные материалы, а также бытовые предметы разной жёсткости, мягкости типа губок и мочалок, элементы одежды из меха или вязаные помпоны от шапки.

Замечательная идея – игры с сенсорной коробкой. Её можно сделать дома самостоятельно. Понадобится коробка из-под обуви, куда насыпаются разные крупы, фасоль или горох и кладутся мелкие игрушки. Ребёнок может их закапывать и находить, перебирать и пересыпать зёрна. Это сенсорное занятие очень полезно для развития мелкой моторики, а, в конечном счёте и речи.

Режим ребёнка в 1 год

Чтобы нервно-психическое и физическое развитие было гармоничным, годовалому ребёнку необходимо сбалансированное питание и налаженный режим дня. Важно, чтобы сон своевременно чередовался с отдыхом, были силы для активной жизни на новые игры, занятия, открытия.

В 12 месяцев количество дневных снов может быть разным, в зависимости от детской активности. Но чёткий режим дня важен. Обычно ночной сон в этот период составляет 10-12 часов, первый дневной – около 2, а второй – около 1,5 часа. Укладывание проходит легче, если каждый день совершается в одно время при соблюдении определённого ритуала. Например, сначала спокойные игры, купание, потом чтение книжки, а после отход ко сну.

Конечно, ночной сон не обязан быть непрерывным, в годовалом возрасте дети часто просыпаются ночью.

Режим питания не менее важен. В год малыш активно пытается пробовать пищу в тарелках взрослых. Если вся семья за здоровое питание, его вполне можно сажать за общий стол на специальном стульчике. Но пищу пока ещё обязательно нужно измельчать.

Питание малыша должно всегда быть примерно в одно и то же время. Когда есть режим и всё в жизни подчинено определённым правилам, ребёнок эмоционально спокойнее, ему психологически комфортно.

Первый год – важный период в жизни ребёнка и родителей. И не страшно, если малыш немного не укладывается в какие-то возрастные нормы и показатели, чего-то не умеет – догонит после. Они лишь ориентир для родителей, на что следует обратить внимание, чтобы физическое, умственное и нервно-психическое развитие было гармоничным. Главное, в любом возрасте – проявление любви к ребёнку, внимание к его потребностям и общение с ним.

Автор: Ермолаева Лариса

comments powered by HyperComments

krohapuz.ru

Развитие ребенка в 1 год: физическое, эмоциональное, интеллектуальное

Развитие ребенка в 1 год, что должен уметь малыш? В годик ребенок уже готов ходить сам и утроил вес с рождения. К 1 году развитие ребенка позволяет понимать ему около 50 слов!

Физическое развитие ребенка в 1 год

Годовалый ребенок очень любит ходить, держась за вашу руку, причем держится все слабее. Это означает, что он готов ходить самостоятельно. К тому же малыш может пробовать подниматься по лестнице. Но он пока не понимает, как спуститься обратно.Ребенок в 1 год может двумя пальцами поднять небольшой предмет, положить один в другой, вытаскивать их из узкого пространства. В этом возрасте малыш уже способен построить башню из двух кубиков. А во время чтения книжки он пытается самостоятельно переворачивать страницы!

В этот период малыш может уже показывать на предметы пальцем, он уже достаточно хорошо владеет точными движениями. Этот жест означает, что малыш узнает различные объекты и пытается идентифицировать их.

Вы можете заметить, что теперь у малыша нет такого аппетита, как раньше. Это нормально. Снижение аппетита связано с тем, что ваш малыш теперь гораздо медленнее растет. Он уже не будет так быстро набирать вес, как в первый год жизни. Годовалый малыш плавно движется вверх, быстро ползает. Он не хочет тратить время на еду. С другой стороны, его опыт вкусовых ощущений значительно расширился. Теперь он может кушать почти все то же, что едят остальные члены семьи!

Советы для родителей:

  • Не расстраивайтесь, если ваш малыш еще не пытается делать первые шаги – большинство детей начинает ходить только в 13 месяцев жизни, некоторые даже в полтора года. Не заставляйте малыша ходить при отсутствии его желания – это опасно.
  • Если вы еще не сделали этого, начните купать ребенка в большой ванне. Если он чувствует себя в ней неуверенно, помойтесь вместе. Можно пускать пузыри, кораблики, наливать воду из одних предметов в другие. Пусть привыкает к купанию в ванне для взрослых.
  • Выделите ребенку место за семейным столом, чтобы он мог за вами наблюдать и участвовать в разговоре.

Рост и вес в 1 год

В конце первого года жизни ребенок весит в среднем 10 кг (девочки, примерно 9,5кг.), а его рост составляет 74-75 см. Это означает, что теперь он весит в три раза больше, чем при рождении, и растет более чем на 1,5 см в месяц.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год

Годовалый ребенок очень интересуется другими детьми, но еще не умеет играть вместе. Дети в этом возрасте подражают другим, пытаются разговаривать, но играют самостоятельно – то есть не друг с другом, а рядом друг с другом.Проблемы во взаимодействии с другими детьми могут возникнуть потому, что в этом возрасте ребенок не понимает еще понятий "мое" и "твое". Он хочет играть всеми игрушками, какие есть в песочнице, что в итоге может привести к "ссоре". Дети только учатся ждать своей очереди во время игр. Таким образом они узнают, что такое общение и обмен.

По отношению к посторонним взрослым ребенок по-прежнему держит дистанцию. Лучше всего он чувствует себя среди домочадцев. Радостно смеется при виде возвратившегося с работы отца. Годовалый малыш очень любит общество. Оно является ценным источником информации. Малыш наблюдает и слушает, он учится распознавать лица новых и новых людей. Можно заметить, что он по-разному реагирует на них в зависимости от пола или характерных особенностей – таких, как очки, борода и т. д.

теперь Ребенок осознает себя кем-то отдельным от вас.

Иногда это наполняет его беспокойством, но и помогает осознанию собственной личности. Малыш узнает свои игрушки, одежду и свое отражение в зеркале.

Советы для родителей:

  • Веселитесь вместе с вашим малышом, наряжайтесь, наблюдая за его реакцией на каждое изменение.
  • Развивайте в ребенке способность приобретения новых друзей и хороших отношений с другими людьми, что приведет к благополучию и успеху в будущем.
  • Создавайте различные возможности, чтобы малыш мог играть со сверстниками – например, приглашая в дом друзей с детьми.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год

Годовалый ребенок начинает пользоваться предметами, сообразуясь с их устройством и функцией. Он умеет выполнять определенные действия в определенной последовательности. Это большой прогресс в умственном развитии ребенка, дающий начало организованному мышлению.

Годовалый малыш осознанно произносит первые два или три слова с повторяющимся слогом – например, ма-ма, ба-ба, та-та. Эти слова уже имеют для него конкретные значения. Вы можете наконец быть уверенными в том, что "мама" в его устах на самом деле означает "мама".

В один год малыш, как правило, может сказать "да!" (то есть "дай"), а также "нет!". Чтобы не было сомнений в его словах, он отрицательно крутит головой. Ребенок приобретает все большую независимость и проявляет непослушание по отношению к установленным правилам. Это значит, что он пытается думать сам за себя. Помните, однако, что в не меньшей степени, чем в свободе, малыш нуждается в наличии определенных правил – для того, чтобы он находился в безопасности.

Хотя ваш годовалый ребенок часто говорит "нет", он с удовольствием участвует в одевании, умывании и других ежедневных действиях. Без протеста выполняет, играя, простые просьбы – например, "дай куклу", "где папа?", "открой рот". Наравне с самыми простыми словами и предложениями малыш знает и более абстрактные выражения: "быстро", "погоди", "голодный". Специалисты утверждают, что перед произнесением первого слова малыш понимает около 50 слов и простых предложений. Он может понять некоторые из них без сопровождающих жестов. Любит повторять звукоподражательные слова. Он уже знает, что собака ассоциируется с "гав-гав", кошка – это "мяу-мяу", а часы – "тик-так". Малыш идентифицирует голоса, издаваемые животными, умеет подражать им и понимает различия между ними и человеческой речью.

Вы можете заметить в этот период, что ваш малыш выполняет действия с определенной целью, он совершенствует мышление, осознает причинно-следственные связи (все лучше сортирует и классифицирует объекты, делает простые обобщения – например, каждый четвероногий питомец является для него "собачкой"). Ваш годовалый малыш видит, когда вы радуетесь тому, что он делает, и повторяет свои действия, пока длятся ваши похвалы. Таким образом он хочет доставить вам удовольствие.

Советы для родителей:

  • Предложите малышу большие блоки для строительства, а также игрушку-телефон, пластиковые кухонные принадлежности, одежду для кукол (имитация вещей, используемых взрослыми).
  • Не делайте различий при выборе игрушек в связи с полом ребенка; поощряйте девочку играть в мяч или в машинки, а мальчика – в куклы.
  • Четко произносите слова, чтобы помочь малышу понять их содержание, и обращайтесь к нему самыми простыми предложениями. Когда годовалый ребенок что-то пытается вам сказать, не мешайте. Это может его смутить и затормозить развитие речи.

Двенадцатый месяц жизни ребенка – что может вас беспокоить?

Страх перед расставанием. Страх расстаться с родителями исчезает, как правило, в восьмимесячном возрасте, но он может остаться даже до первого дня рождения. Запаситесь терпением и узнайте, как лучше подготовить ребенка к неизбежному моменту.

Читайте также: Что делать, если ребенок не отпускает маму?

Привязанность к бутылочке. Бутылочка для такого ребенка обычно значит так же много, как любимое одеяло или мягкая игрушка, поскольку ассоциируется у него с чем-то знакомым и дает ощущение безопасности. Однако если он слишком долго будет пить через соску, это может привести к появлению неправильного прикуса, поэтому нужно отучать малыша от бутылочки. Проконсультируйтесь, как лучше это сделать.

Ребенок не хочет делиться игрушками. Годовалому малышу очень сложно делиться игрушками. Он не понимает (и в ближайшее время пока не поймет), что можно кому-то одолжить игрушку. Во время его игры с другими вы должны быть миротворцем и постепенно объяснять ребенку, как поделиться („Теперь Катя сможет поиграть твоим ведерком, а ты ее экскаватором").

Отработка определенного навыка. Младенцы имеют тенденцию к выполнению одного действия в отрезок времени. Если он сейчас учится ходить, то может быть не склонен к разговорам. Если он увлечен приемом пищи, его мало интересуют премудрости ходьбы.

Читайте также: Регресс у детей раннего возраста

Развитие ребенка в 1 год - видео

Развитие ребенка в 1 год: что должен уметь

5 (100%) проголосовало 1

badiga.ru

Интеллектуальное развитие ребенка 1-2 лет

Поделиться с друзьями:

Ура! Кроха уже очень взрослый! Казалось, только вчера появился на свет, а сегодня – уже год!

Вопрос – что сделать, что бы вырастить гения? Может, гений – это больше желание родителей, но вырастить рассудительного и вдумчивого человечка, который будет всегда продумывать от А до Я свои поступки, а только потом делать, можно постараться.

Особенности интеллектуального развития ребенка 1 года жизни

И так, малыш в год способен развивать свое мышлению с помощью игрушек и игр вместе с ним. Что полезно?

Пирамидка Нанизывать и снимать колечки – занятие, которое помогает связать ручки и глаза в единый механизм. Малыш видит, как это делает взрослый руками, и после старается повторить своими. Он понимает, что овладевает своим телом. Кубики С них можно строить домики, складывать их в коробочку и так далее. Они развивают координацию и в дальнейшем поспособствуют развитию математического мышления Мячик Как игра друг с другом (малыш ощущает себя партнером), так и в одиночку (крохе интересно, куда покатиться мяч). Показывать пример на кукле или игрушке Как умывать, расчесывать, танцевать, петь и так далее. Малыш сначала подражает Вам, проделывает это с игрушками, но позже может начать делать сам. Это весело и полезно для восприятия. Делать все вместе, объясняя каждое действие Вы убираете, говорите – зачем это делаете, что будет после. Попробуйте развить интерес у крохи – и в дальнейшем у Вас готов помощник! Читать книги, рассматривать картинки А после прочтения можно разыграть сценку с куклами. У малыша чудесно будет развиваться воображение.

Следующий год пролетит так же быстро, как и первый.

Особенности интеллектуального развития ребенка в 1,5 года

Что малыш умеет в полтора годика?

Начинает распознавать формы вещей Кубики или шарики. По просьбе родителя, может показать на эту вещь. Подбирает игрушку, как на показанной картинке. Серьёзно увлекается сортером Понимает, как нужную формочку засунуть в определенное отверстие. Различает и по величинам предметы Где побольше, где поменьше. Может указывать на них. Начинает понимать, что есть разные цвета Уже в них немного разбирается, и, может, уже выделил для себя пару любимых цветов.

Какие игры помогают развитию в этом возрасте:

Рисование Давайте крохе карандаши и фломастеры, пусть рисует разные полоски, зигзаги, овалы. Разрешайте рисовать под своим наблюдением, так как карандаш острый предмет. Чтение книг Малыш ещё не читает, но может делать имитацию этого, листать аккуратно страницы книги, рассматривать картинки и узнавать героев. Пытаться рассказывать про них истории. Игры на улице Они являются намного безопаснее, чем игры дома. Так как там шире пространство, нет углов, зеркал и сервантов об которые можно удариться. Мячик Такая же ходовая игрушка. Малыш уже стал более ловким, и управлять мячом легче и интереснее. Можно начинать играть в крокодила Показывать кого то в действиях, со звуками, что бы малыш узнавал.

Особенности интеллектуального развития ребенка 2 лет

А что происходит с сознанием в два года малыша?

Распознает больше разных форм игрушек Куб, шар, кирпич и яйцо овальное Умело играется с сортером Может разложить игрушки или другие предметы по убыванию размера или по увеличению Если это кольца от пирамидки, то после – нанизать их в правильном порядке. Различает больше цветов Если до этого ему показали определенный цвет , то он его сможет показать. Повторяет новые движения, если их показывает взрослый. Начинает распознавать предметы по свойствам веса, структуры или температуры Горячий, холодный, ворсистый, гладкий, легкий или тяжелый. Понимает, что хочет нарисовать Указывает на рисунке – где что изобразил. Выполняет два действия с предметом (игрушкой) последовательно Пример: везет машинку (камаз) и загружает ее песком, гуляет с куклой в коляске, гладит и рассказывает сказки.

Чем занимать кроху, что бы пробудить новые интересы?

Придумывайте малышу такие ситуации, что бы он самостоятельно думал, как решить то, что сложилось Разбросаны игрушки и нет места, где повозить любимую машинку? Пусть кроха уберет все ненужное на место. Показывайте новые действия с куклой Не только баюкать и катать, а и поить чаем, расчесывать. Или машиной - мыть машину, парковать, возить еду другим игрушкам. Самое время – приучать к уборке дома Малыш уже много раз видел, как Вы пылесосили, или мыли полы. Делайте все вместе. Дайте сначала крохе не сложное задание – вытереть пыль, а дальше добавляйте по мере выполнения Развивать творческое мышление С помощью рисования, танцев под музыку, лепки из пластилина. Можно начинать собирать небольшие пазлы Или применять конструктор. Сначала Все проделывайте вместе, а после, когда кроха будет достаточно увлечен, он сможет и самостоятельно проводить время за любимыми занятиями. Знакомить с детьми того же возраста У них появятся общие интересы, игры и развлечения. Первый друг запомнится малышу на всю жизнь. К тому же малыш начнет делиться игрушками, не отбирать без спроса, вести диалог

Ваш малыш растет и развивается. Познавать с ним мир на самом деле очень интересно. Ведь Вы видите все по-новому, его глазами, и начинаете понимать друг друга ещё лучше. Разве это не счастье? А мы, в свою очередь, собрали все необходимое для интеллектуального развития вашего малыша в нашем каталоге товаров для детей. Пусть кроха растет и познает этот мир с удовольствием!

cheerybaby.ru

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца: физическое, эмоциональное, интеллектуальное

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца, что должен уметь малыш? В год и 2 месяца ребенок уже не нуждается в ночных кормлениях, т.к. у него прекрасно развит желудочно-кишечный тракт.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

Ваш малыш, вероятно, уже перестал бегать на четвереньках, его больше привлекает вертикальное положение. Он, скорее всего, уже довольно устойчиво стоит, даже не опираясь на кресло или стол, и с каждым днем все лучше и лучше справляется с задачей. Малыш может пройти через всю комнату, хотя внезапные падения на середине ковра все еще не редкость.

Ребенок в 14 месяцев ходит, как утка: покачивается или слегка переваливается с ноги на ногу. Не волнуйтесь – он делает это, чтобы лучше держать равновесие. Со временем он начнет ставить ноги прямо.

У ребенка в 1 год и 2 месяца уже хорошо развит желудочно-кишечный тракт, и малыш может без труда выдерживать ночной перерыв в еде. Если он все еще просыпается и требует еды ночью или утром, он делает это по привычке, а не потому, что голоден. Если вы еще не решились на этот шаг, прямо сейчас можно прекратить ночные кормления. Это нужно сделать, поскольку прием пищи на ночь вызывает кариес, появление избыточного веса и даже ожирение.

Советы для родителей:

  • Не волнуйтесь, если малыш снова начнет ползать. Болезненное падение или недовольство неудачами при ходьбе могут привести к тому, что малыш снова начнет бегать на четвереньках. Не пытайтесь насильно склонить его к повторной попытке обучения ходьбе. Подождите, пока травма пройдет, а он забудет о неприятных переживаниях.
  • Не кормите ребенка "про запас". Некоторые родители после прекращения ночного кормления стараются сделать все, чтобы малыш вечером съел как можно больше. Не нужно идти по их стопам – процесс пищеварения ночью происходит намного медленнее, чем в течение дня, поэтому слишком обильный ужин может стать причиной болей в животе.
  • Будьте последовательны. Если ребенок проснется ночью, дайте ему воды. Не стоит восполнять ему перекусом того, что он недополучил днем. Благодаря этому малыш не только избежит появления кариеса, но и скоро поймет, что не стоит будить вас из-за глотка воды (а вам удастся немного поспать).

Рост и вес в 1 год и 2 месяц

  • Мальчики в среднем имеют вес - 10,9 кг., рост - 78 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 10,1 кг., рост - 76,1 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

Ребенок в 1 год и 2 месяца любит сопротивляться, поэтому неудивительно, что одним из первых слов, которые он использует сознательно и с явным удовольствием, будет короткое, но содержательное "нет".

Малыш повторяет его без конца, но он не делает это, чтобы позлить вас. Хотя такая "оппозиция", конечно, не облегчает жизни родителям, это нормальный и необходимый этап развития ребенка – такой же, как и бунт двухлетнего ребенка, который будет особенно заметен через пару месяцев.

Ребенок в этом возрасте начинает учиться сотрудничеству с остальными членами семьи. Он способен понимать и выполнять несложные просьбы и благодаря этому может уже потихоньку включаться в жизнь семьи. Наблюдая, он быстро понимает предназначение корзины для мусора, щетки для волос, контейнера для белья. И хотя ему еще не раз придется ошибаться и бросать носки в мусор, просите его оказать вам помощь – для обучения самостоятельным действиям в дальнейшем.

Объектом неустанной любви ребенка станут животные : он может долго присматриваться к рыбкам в аквариуме, собакам или кошкам. Настало время задуматься над покупкой домашнего питомца – кошки или собаки, который является не только отличным компаньоном для игр, но и заботливым опекуном и одним из лучших помощников родителей в воспитании и развитии малыша.

Советы для родителей:

  • Уменьшите количество возможностей для ребенка сказать "нет". Вместо того, чтобы спрашивать: "Ты наденешь рубашку?", дайте ребенку на выбор две и спросите: "Какую футболку ты предпочитаешь? Голубую или в полоску?" Возможность принятия простого решения сделает так, что малыш забудет о своем любимом слове.
  • Хвалите. Благодаря похвалам за хорошее поведение малыш будет знать, чего вы от него ожидаете.
  • Выберите короткие фразы, например, "Выброси в мусор", "Дай мне...", "Положи в коробку" и т. д., и пользуйтесь ими, когда просите малыша выполнить конкретные действия. Благодаря этому малыш легче поймет вашу просьбу и выполнит ее. Использование одних и тех же формулировок в подобных ситуациях дает ему чувство безопасности.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 2 месяца

Ваш малыш уже может четко сказать "мама" и "папа". Он использует эти слова с большим удовольствием, причем не только для того, чтобы позвать родителей, но и чтобы указать на еду, игрушки, животных.

Словарь ребенка расширяется изо дня в день. В нем появляются новые слова, пока ни для кого не понятные и составленные из одного-двух слогов.

Ваш малыш потерял интерес к устной речи? Не переживайте – дети, увлеченные приобретением очередного навыка (например, обучающиеся ходить), на некоторое время пренебрегают уже освоенными, таковы особенности развития.

Читайте также: Регресс у детей раннего возраст

Ребенок в 1 год и 2 месяца не может пройти равнодушно мимо нового предмета: он должен все потрогать. Прежде всего, его интересуют "игрушки" родителей – при любой возможности он будет пытаться дотянуться до пульта дистанционного управления телевизора или до мобильного телефона.

Разрушения, которые малыш может производить в этот период, он производит не со злым умыслом (в таком возрасте ребенку еще не знакомо это чувство), а из природного любопытства: "Что произойдет, если ...?". Связать причину и следствие он может только в результате повторенного тысячу раз опыта.

Маленький ребенок не в состоянии сдержать импульсы, которые заставляют его хватать, сжимать, толкаться и т. д.

Не запрещайте его эксперименты, именно благодаря им малыш учится. Однако следите за тем, чтобы он не причинил себе вреда и не нанес разрушений в доме.

Советы для родителей:

  • Общайтесь с ребенком. Благодаря этому он учится говорить. Расскажите, что вы делаете в данный момент, пойте простые песни, в которых ребенок может запомнить слова, называйте предметы, которые вы видите, и т. д.
  • Не коверкайте слова, не сюсюкайте. Говорите с малышом нормальным языком – ведь именно такому вы хотите его научить.
  • Давайте ребенку интересные игрушки - это ускорит его развитие. Интересные с его, а не с вашей точки зрения. Можно, например, подарить ему старый фотоаппарат, с которым он при желании может экспериментировать. Не забывайте, однако: то, во что играет малыш, должно быть в первую очередь безопасным – ни один элемент не должен оторваться или сломаться (малыш может его проглотить).

1 год и 2 месяца жизни ребенка – что может вас беспокоить?

  • Искривление ножек. Почти у каждого малыша, который только учится ходить, немного кривые, изогнутые в дугу ножки. До истечения второго года все должно прийти в норму. Однако, если вам кажется, что ножки изогнуты слишком сильно (или одна больше другой), сходите с ребенком к мануальному терапевту.
  • Плоские стопы. Ножка маленького ребенка производит впечатление совершенно плоской, потому что места, где со временем появится изгиб, покрыты небольшим слоем жира, а мышцы еще слабые и "просаживаются" под тяжестью тела. Такое состояние считается физиологическим до 4 лет.

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца - видео

Развитие ребенка в 1 год и 2 месяца: что должен уметь

5 (100%) проголосовало 2

badiga.ru

Умственное, интеллектуальное развитие и воспитание ребенка

www.vashevse.ru

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

С самого раннего возраста дети проявляют необычайное стремление к познанию окружающего мира.

  Словно губка, впитывают в себя любую информацию, постоянно осваивают новые знания и умения в процессе игры, при общении с окружающими, во время занятий с родителями или педагогами. В это время очень важно создать наиболее подходящие условия для интеллектуального развития ребенка, придать нужное направление деятельности малыша. Самое ценное в этих занятиях — то, что инициатива, тяга к узнаванию нового исходит непосредственно от ребенка, а не от взрослых. Так закладывается фундамент для последующего всестороннего развития и формирования гармоничной, самостоятельной, образованной личности.

  Чтобы правильно организовать умственное воспитание детей, необходимо учитывать возрастные особенности, способности, интересы конкретного ребенка, не допуская перегрузок, учить ребенка тому, что он в состоянии понять и осмыслить на данном этапе, одновременно стимулируя его стремление к новым знаниям. Правильно поставленное обучение способствует нормальному своевременному умственному развитию ребенка.

Типы умственного развития ребенка

  Умственное развитие ребенка происходит по индивидуальной схеме, однако для каждого ребенка можно выделить основные этапы, так называемые «окна возможностей», когда определенные навыки развиваются наиболее успешно. Традиционно психологи выделяют три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, логическое и речевое.

  Эмоциональное развитие начинается с самого рождения ребенка и наиболее интенсивно продолжается на протяжении первых полутора лет жизни. Психологи утверждают, что эта составляющая чрезвычайно важна для полноценного интеллектуального развития ребенка и является своеобразным залогом успешности в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека хорошие моральные стандарты, которые позволяют ему наилучшим образом реализовать себя в жизни. Вот почему для ребенка в первые годы жизни так важны спокойная доброжелательная обстановка в доме, общение, улыбки и похвалы родственников.

  Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Взрослый человек, изучая иностранный язык, никогда не сможет так легко овладевать грамматическими и речевыми конструкциями, как это делает ребенок, учась говорить. Стимулировать это развитие можно и нужно, разговаривая с ребенком, называя окружающие предметы, объясняя и озвучивая свои действия. Кроме того, с самого раннего возраста можно начинать читать ребенку книжки, даже если он не в состоянии пока понять их смысл. Как только малыш начнет говорить, нужно разучивать с ним стишки и песенки, тренируя одновременно и речь, и память. В дошкольном возрасте же следует начинать занятия иностранным языком. На фоне освоения родного языка эти уроки будут более продуктивны, чем в более зрелом возрасте, когда лингвистическая система уже сложилась.

  Развитие речи самым тесным образом связано с развитием мелкой моторики. Уже в первые месяцы жизни, играя с ребенком в ладушки, вы закладываете потенциал для дальнейшего развития разговорной речи, в свою очередь необходимой для полноценного умственного развития ребенка. Чтобы сделать занятия с малышом одновременно и полезными, и веселыми, придумано множество пальчиковых игр с веселыми песенками-потешками. Для развития мелкой моторики полезно давать малышу подержать предметы всевозможных размеров и форм.

  Наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей приходится на первые десять лет жизни ребенка, и этот момент следует учитывать в процессе умственного воспитания детей. Чтобы стимулировать развитие речи, нужно не только читать с ребенком книги, но и обсуждать прочитанное, пересказывать короткие рассказы, описывать изображения на картинках. В качестве новой игры можно предложить малышу сочинить новую историю про любимых персонажей книги или мультфильма.

  Основы для логического и математического развития закладываются у детей в период от года до пяти лет. Согласно исследованиям, навыки решения проблем и логического мышления связаны с развитием зрения, слуха и осязания. Например, развитие математических способностей взаимосвязано с развитием музыкального слуха. Поэтому стимулировать развитие логических и математических способностей можно, не только играя в специальные игры, конструкторы, но и занимаясь вместе с ребенком сортировкой различных по величине, форме и назначению предметов и прививая ему интерес к музыке.

Секреты гармоничного интеллектуального развития ребенка

  Первоначально интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его знакомства с окружающим миром, общения и освоения общественного опыта. В раннем возрасте стремительно развиваются основные познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление. При этом именно восприятие является в этом возрасте основной познавательной функцией. С его помощью ребенок овладевает такими понятиями, как размер, цвет, форма, назначение предметов. В это время дети учатся узнавать предметы, соотносить предмет с изображением на картинке, узнают назначение окружающих их вещей. Кроме того, активное восприятие в раннем возрасте способствует развитию других познавательных процессов — памяти, мышления, внимания.

  Восприятие ребенка в раннем возрасте существенно отличается от восприятия дошкольника. И хотя ребенок стремится усвоить как можно больше информации, мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с детьми до 4–5 лет необходимо чередовать различные виды деятельности: активные игры и отдых, умственные нагрузки и физические упражнения.

  Лучше всего интеллект ребенка-дошкольника развивается в процессе игры, когда он неосознанно, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт обязательно должен учитываться при занятиях с ребенком. Несомненно, помощь взрослых необходима маленькому человечку, в первые годы жизни именно родители являются для него проводниками и посредниками в его познавательной деятельности. Однако не следует чрезмерно увлекаться упражнениями для умственного развития ребенка. Заставляя его заниматься через силу, можно получить обратный результат и погасить в ребенке познавательный интерес. Гораздо эффективнее стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагая ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Можно и нужно предлагать ребенку новые интересные занятия, поддерживать его живейший интерес ко всяким новым предметам и явлениям, но его предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

  Только к семи – восьми годам, когда у детей закладываются основы образного мышления, оторванного от конкретных практических действий и предметов, для ребенка становится понятной ценность обучения как самостоятельного процесса, отделенного от игры и развлечений. В это время у детей формируется познавательный интерес, на котором и строится организация образовательного процесса в начальной школе.

  Часто в погоне за новейшими методиками умственного развития ребенка родители забывают о своей непосредственной роли в становлении черт характера и формировании правильных привычек у детей. А ведь появление в характере ребенка определенных качеств способно кардинально повлиять на его развитие в целом и на интеллектуальное развитие в частности. К примеру, в семьях, где родители по каждому поводу выказывают свое недовольство, выговаривают детям за малейшую провинность, дети растут скрытными и замкнутыми, а ведь общение и игры со сверстниками являются для ребенка одним из основных источников знаний об окружающем мире. Поэтому умственное воспитание ребенка подразумевает сочетание ласкового, доброжелательного обращения с дисциплиной и определенными требованиями к поведению и образу действий ребенка. Так, приучение к соблюдению порядка породит аккуратность и дисциплинированность, регулярные физические упражнения — выносливость и волю, посильная помощь в домашних делах приучит к труду, доведение до конца игры или занятия — к усидчивости и упорству. Уход за младшими детьми или домашними животными научит малыша проявлять чуткость и тепло по отношению к окружающим, ведь способность сопереживать и стремление помочь другим людям — одно из неотъемлемых качеств любого интеллектуально развитого человека.

  Важно помнить о том, что развитие мышления у детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают. Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается пересыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке. Такая перегрузка особенно опасна при длительном просмотре телевизионных программ или чрезмерном увлечении компьютерными играми.

  В процессе воспитания детей не следует забывать о ценности родительского одобрения и похвалы. Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, вы тем самым повышаете его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Развитие умственных способностей ребенка по годам

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.

Этапы интеллектуального развития ребенка

С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.

Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:

  • Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
  • Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
  • Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.

Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.

Эмоциональное, речевое и логическое развитие

Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:

  • Эмоциональное;
  • Логическое;
  • Речевое.

С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.

Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.

В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.

Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?

Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.

Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.

Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.

Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям. Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы. Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.

Оцените статью:

mezhdunami.net


Смотрите также