Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня. Занятие с ребенком онр 1 уровня


Конспект занятия с детьми с ОНР 1 и 2 уровня "Жучкины задания".

КОНСПЕКТ

индивидуального занятия по развитию речи

с ребенком с системным недоразвитием речи первого уровня

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня

Тема: «Развитие экспрессивной речи»

Занятие: «Жучкины задания»

Цель: Развитие Экспрессивной речи

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».

Коррекционно-развивающие задачи:

Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.

Оборудование:

  1. Сдувалочка: «Сдуй тучки».

  2. Сюжетные динамические картинки: «Мишка идет», «Паровоз движется», «Самолет летит».

  3. Слоговые дорожки (дорожка со следами).

  4. Волшебный мешочек и набор картинок.

  5. Деревянные фигурки; сказка «Репка».

  6. Мягкая игрушка «Собака - Жучка»

  7. Поощрение: картинки-раскраски с изображением героев сказки «Репка»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Развитие общеречевых навыков.

2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»

ХОД ЗАНЯТИЯ

№пп

Порядок проведения занятия

Оборудование

I. Организационный момент.

Логопед: Посмотри, кто к нам пришел? Это собака – Жучка. Поздоровайся с Жучкой.

Ребенок: Здоровается

Логопед: Жучка нам что-то принесла!

Мягкая игрушка Собака - Жучка

II. Развитие плавного длительного выдоха

Логопед: Давай посмотрим. Это солнышко! Спасибо Жучка. Повтори

Ребенок: Повторяет

Сдувалочка «Сдуй тучки»

Логопед: Солнышко закрыли тучки. Оно не может светит. Помоги солнышку, сдуй тучки.

Ребенок: Сдувает по очереди три тучки

Логопед: Молодец, солнышко снова светит и улыбается. Покажи, как солнышко улыбается.

Ребенок: Показывает

III. Закрепление произношения гласных звуков «Э», «Ы», «У»

Логопед: Жучка нам еще что-то принесла. Смотри, кто это.

Ребенок: Мишка

Сюжетные динамические картинки:

«Мишка идет»,

Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори

Ребенок: «э-э-э».

Логопед: Как мишка громко поет?

Ребенок: «Э-Э-Э».

Логопед: Как мишка тихо поет?

Ребенок: «э-э-э».

То-же с картинками:

-Самолет летит «Ы-Ы-Ы»

-Паровоз движется «У-У-У»

Сюжетные динамические картинки:

«Самолет летит»,

«Паровоз движется»,

IV. Слоговые дорожки. Закрепление правильного произношения слогов со звуком «П».

Логопед: А теперь давай походим по волшебной дорожке. Разверни её.

Ребенок: разворачивает дорожку

Координирующая дорожка (коврик со следами)

Логопед: Наступай на следы и произноси: «па-па-па»

Ребенок: идет по дорожке и произносит: «ПА-ПА-ПА»

То же со слогами «ПУ», «ПО», «ПЫ»

V. Пополнение и активизация словаря (односложные слова с закрытым слогом)

Логопед: Жучка нам принесла мешочек. В нем что-то лежит. Достань.

Ребенок: Достает и выкладывает на столе картинки

Волшебный мешочек и набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед

Логопед: Называет картинки. Затем предлагает: покажи где: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед.

Ребенок: Показывает

Логопед: Показывает по очереди картинки и спрашивает: «Что это?»

Ребенок: Называет

VI.Формирование фразы с прямым дополнением

Логопед: Я хочу мяч. Дай мне мяч.

Ребенок: На мяч.

Набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед

Логопед: Теперь ты попроси у меня мяч.

Ребенок: Я хочу мяч. Дай мне мяч.

Так обговаривается каждая картинка

VII. Физминутка

Логопед: Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качая, кверху руки поднимаем. Наши ножки тот, топ. Наши ручки хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.

Ребенок: выполняет упражнение

VIII. Закрепление умения договаривать предложение и отвечать на вопросы

Логопед: Давай расскажем Жучке сказку. Посмотри какая сказка спрятались в крупе:

Ребенок: Достает из миски с крупой предметы и выкладывает их на столе.

Деревянные фигурки; сказка «Репка» (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка и репка).

Логопед: Кто это?

Ребенок: дед, баба и т.д. и т.п.

Логопед: Все достал? Какая это сказка?

Ребенок: Репка

Логопед: Ну что, начнем? Посадил дед…что?

Ребенок: репку

Логопед: Выросла репка Какая?...

Ребенок: большая пребольшая (показывает)

Логопед: Стал дед тянуть ...Что?

Ребенок: репку

Логопед: Тянет- потянет – тянет потянет (совместный показ), а вытянуть ….

Ребенок: Не может

Логопед: Позвал тогда дед кого? (показ)

Ребенок: бабку

И тд. по тексту до конца сказки

Логопед: Кто посадил репку?

Ребенок: дед

Логопед: Кто помогал деду тянуть репку? (показ)

Ребенок: Баба, Маша, собака, кошка, мышка

Логопед: Молодец!

IX. Заключительная часть

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Жучка

Логопед: Что нам жучка принесла? (показ)

Ребенок: отвечает, логопед помогает (солнышко, мишку, паровозик, самолет, мешочек)

Логопед: тебе понравились Жучкины задания?

Ребенок: Да.

Логопед: Какую сказку мы рассказали Жучке?

Ребенок: Репка

Логопед: Жучка! Тебе понравилась наша сказка?

Жучка: Очень понравилась. Спасибо.

X. Поощрение

Логопед: Ты хорошо сегодня позанимался и Жучка дарит тебе картинки. Дома обязательно расскажи эту сказку маме.

картинки с изображением героев сказки «Репка»

Логопед: А теперь мы пойдем с тобой в группу. Скажи всем до свидания.

Ребенок: До свидания.

infourok.ru

Конспект индивидуального занятия с ребенком ОНР 1 уровня "Активизация слов слоговой структуры СГСГ"

Сценарий индивидуальной НОД с ребенком ОНР 1 уровня

Тема: «Отработка произношения звукоподражаний и слов слоговой структуры СГСГ.

Цель: вызвать у ребенка подражательную речевую деятельность при произношении двусложных слов слоговой структуры СГСГ.

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

1.Активизация в речи двусложных слов: киса, Тима, ваза, мыло, вода, дыня, лапа, пена, туча.

2.Развитие целенаправленной сильной воздушной струи.

3.Формирование навыков выполнения точных артикуляционных движений в сочетании с движениями рук.

4.Развитие мелкой моторики.

5.Формирование представлений о цвете ( на уровне сличения).

6.Развитие координации движений с речью.

Развивающая среда: мягкая игрушка кот, мыльные пузыри, картинки для проведения артикуляционной гимнастики «Утро с котенком Мурзиком», зеркало, шарики марблс, тазик с песком, картинки ваза, мыло, вода, дыня, лапа, пена, туча; тазик с теплой водой, жидкое мыло, губка, венчик, компьютер, музыка Е. Железновой «Подвижная игра «Дождик», мультимедийная презентация «Учимся говорить с котенком Тимом».

Логика образовательной деятельности

1. Установление эмоционального контакта. Формирование целенапрвленной воздушной струи. (2 мин)

Игра «Мыльные пузыри»

Логопед предлагает ребенку:

-Посмотри, что у меня есть! (демонстрирует мыльные пузыри)

-Хочешь подуть? Скажи: «ДАЙ!»

Логопед дает ребенку мыльные пузыри. Ребенок выдувает несколько пузырей.

- Знаешь, кто мне подарил эти пузыри? Угадай: закрой глазки и послушай!

Логопед достает игрушечного кота и произносит : «МЯУ!»

Ребенок открывает глаза и называет самостоятельно или вслед за логопедом : «КОТ» (или «КИСА»)

Логопед читает стих и предлагает ребенку погладить кота:

Киса, кисонька, кисуля! —Не спеши домой, постой! —Ты погладь его рукой.

-Это кот . Его зовут Тима.

-Кто это? Как его зовут? Давай с ним поиграем!

2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом «Утро кота Тима» (4 мин)

1) Котик Тима утром встал, чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево. Чистим зубки мы умело.

В улыбке открыть рот и кончиком языка «почистить» за нижними зубами. Сопровождать движения языка движениями руки: опереться локтем о стол, указательный палец вытянуть вверх, и покачивать рукой влево-вправо.

2) Тима наш расческу взял и причесываться стал.

Мы за ним не отстаем, все покажем язычком.

В улыбке закусить язык зубами и «протаскивать» язык между зубами вперед-назад.

3) А теперь язык наш – мяч.

Начнем футбольный матч!

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать в левую, затем в правую щеку.

4) Вот и завтракать пора.

Котик нам напек блины-

Со сметаною они.

Улыбнуться, открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и пошлепать верхней губой, произнося: ПЯ-ПЯ-ПЯ.. Одновременно положить руки на стол ладошками вниз. При произношении слогов поднимать и опускать ладошки.

5) А теперь чаек попьем, чаю в чашечку нальем.

Тим наш сыт, Тим наш рад,

Очень любит всех ребят!

Улыбнуться, открыть рот и тянуть кончик языка к носу, загибая его боковые края. Ритмично хлопать в ладоши.

3. Игра «Отыщи и назови картинку» (5 мин)

Перед ребенком коробка с сухим песком, на дне которой спрятаны картинки: ваза, мыло, вода, дыня, лапа, пена, туча.

- Теперь можно и поиграть. В этой коробке с песком Тима спрятал картинки. Помоги котику их найти и назвать, выкладывая слово разноцветными камушками.

Ребенок указательным пальчиком «раскапывает» картинки и называет их.

Логопед побуждает его: «Где картинка?» - «Вот! Тут!» «Что это?» - «Ваза» и т.д. Ребенок называет слово по слогам и выкладывает на карточке камушки соответствующего цвета.

Если у ребенка не получается сразу назвать слово, то логопед называет первую его часть, а ребенок вторую.

Последнюю картинку отыскивает логопед – «Туча».

-Ой, кажется дождик начинается!

4. Подвижная игра под музыку Е. Железновой «Дождик» (1,5 мин)

4. Игра « Взбиваем пену» (4 мин)

Логопед:

-Посмотри - дождик налил нам в тазик воду! Тима боится воды! А ты? Хочешь поиграть с водой? Давай будем пускать в неё камушки!

Ход игры: логопед побуждает ребенка опустить руки в таз с водой, пошевелить ими, при этом эмоционально произнося «Смотри, вода! Ах, какая теплая вода!». Слово «вода» логопедом повторяется несколько раз с четкой утрированной артикуляцией, затем логопед побуждает ребенка повторить слово «вода» по слогам и нараспев.

Затем логопед и ребенок бросают в воду камушки, произнося слово «Буль!»

Рассматривают их в прозрачной воде.

Логопед вместе с ребенком берут пипетки, опускают их в жидкое мыло, причем логопед несколько раз произносит слово «мыло» в разных контекстах, выделяя его интонационно: «Смотри, мыло! Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку», затем побуждает ребенка к произнесению слова «мыло»: «Давай вместе скажем, что это. Это мыло!». Затем набранное мыло опускается в тазик с водой, после чего логопед показывает ребенку как можно венчиком взбить пену, когда у ребенка получается, логопед восклицает: «Пена!», стимулируя ребенка к его произнесению.

Логопед делает вывод: сквозь пену камушки не видны.

Что можно сделать? – Собрать пену губкой или « перелить» воду из тазика в другой таз с помощью губки.

6. Повторение .

Просмотр мультимедийной презентации «Учимся говорить с котенком Тимом».

7. Рефлексия.

- Кот Тим хвалит тебя: «Мо-ло-дец» и дарит тебе мыльные пузыри!

infourok.ru

Конспекты занятий с детьми с общим недоразвитием речи 1 уровня. 2 период обучения

ЯНВАРЬ 3,4 неделя

«ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

  1. Пальчиковая гимнастика

Мы тесто месили, мы тесто месили:

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько ни месим и сколько ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Дыхательная гимнастика «Погрей руки» - вдыхать через нос и дуть на «озябшие» руки.

  3. Формирование слухового внимания

- отстукивание ритмического рисунка по образцу на металлофоне;

- проговаривание сочетание гласных: ау, уа, иа, ауи, иау, уаи; согласный + гласный: ба-ба-ба, па-па-па, му-му-му, ны-ны-ны.

5. Формирование пассивного словаря по теме

- формирование обобщающего понятия «Продукты питания»;

- формирование глагольного словаря: ест, пьет, режет, наливает.

6. Формирование элементарных математических представлений

- отработка понятий «один-много»;

- уточнение представлений о величине предметов – упражнение

«Разложи по порядку».

7. Психологическая база речи

игра «Четвертый лишний»

ФЕВРАЛЬ 1, 2 неделя

«ПОСУДА»

  1. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре -попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в

ладоши.

Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку и загибают пальчики

большую поварешку.

Мы посуду перемыли одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили, загибают пальчики

ковшик тоже развалился,

нос у чайника отбился,

ложку мы чуть-чуть сломали

так мы маме помогали. попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в

ладоши.

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Дыхательная гимнастика «Подуем на чай»

  3. Формирование слухового внимания

-упражнение «Внимательные ушки»- сейчас я буду петь гласные звуки. Мы их обозначаем красным квадратиком. Ты будешь выкладывать столько кружков, сколько звуков я спою: а, у, ау, уо, ауо.

5. Формирование слоговой структуры слова

-проговаривание слогов согласный-гласный:

Та-то-ту

Ты-та-та

Ма-мо-му

Па-по-пы

Са-со-сы

Шо-шу-ши

- отстукивание ритмического рисунка по образцу на металлофоне;

6. Формирование пассивного словаря по теме

- формирование обобщающего понятия «Посуда»;

- формирование глагольного словаря: буду пить, буду есть, буду мыть, буду резать;

-формирование словаря прилагательных (основные цвета)– упражнение «Подбери чашкам блюдца».

7. Подбор предметов по просьбе взрослого:

Резать- (нож)

Наливать суп – (половник)

Пить – (чашка)

Жарить – (сковорода)

8. Воспитание общих речевых навыков, развитие силы голоса, уточнение произношения в звукоподражаниях.

-упражнение «Эхо»

-пых, пых, пых – пыхтит чайник

-бум, бум, бум – стучит кастрюля крышкой

-динь, динь, динь - звенит ложка в стакане

-тук, тук, тук – стучит чашка

- работа по альбому

9. Психологическая база речи

- игра «Четвертый лишний»

- игра «Найди две одинаковые чашки»

- игра «Разбитая чашка»

-игра «Что изменилось?»

10. Задания на закрепление

ФЕВРАЛЬ 3, 4 неделя

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

  1. Пальчиковая гимнастика

-Наши уточки с утра- попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в

ладоши.

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря – хлопки в ладоши на каждый слог

Наши гуси у пруда- попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в

infourok.ru

Конспекты занятий с детьми с общим недоразвитием речи 1 уровня

Сентябрь

1, 2 нед. – Обследование

3, 4 нед. - «Игрушки»

Октябрь

1, 2 нед. – «Овощи»

3, 4 нед. – «Фрукты»

Ноябрь

1, 2 нед. – «Одежда»

3, 4 нед. – «Обувь»

Декабрь

1, 2 нед. – «Мебель»

3, 4 нед. – «Зима. Зимние забавы. Новый год»

Январь

3, 4 нед. – «Продукты питания»

Февраль

1, 2 нед. – «Посуда»

3, 4 нед. – «Домашние птицы»

Март

1, 2 нед. –« Мамин праздник. Семья»

3, 4 нед. – «Домашние животные»

Апрель

1, 2 нед. – «Дикие животные»

3, 4 нед. – «Весна»

Май

1, 2 нед. – «Цветы. Насекомые»

3, 4 нед. – Обследование

СЕНТЯБРЬ 3,4 неделя

«ИГРУШКИ»

  1. Пальчиковая гимнастика «Фонарики», «Вертолет».

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Дыхательная гимнастика «Бабочка» - вдыхать через нос и дуть на «бабочку».

  4. Формирование слухового внимания

- отстукивание ритмического рисунка по образцу на металлофоне;

- проговаривание сочетание гласных: ау, уа, иа, ауи, иау, уаи; согласный + гласный: ба-ба-ба, па-па-па, му-му-му, ны-ны-ны.

5. Формирование пассивного словаря по теме

- формирование обобщающего понятия «Игрушки»;

- формирование словаря по теме: игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, большой, маленький)

6. Формирование элементарных математических представлений

- отработка понятий «один-много»;

- уточнение представлений о цвете, обучать группировать по цвету-упражнение «Будь внимательным»

7. Формирование речевого диафрагмального дыхания. Упражнение «Пой со мной»- пропевание гласных звуков.

8. Развитие зрительного внимания и восприятия – нахождение предмета по его контурному изображению.

ОКТЯБРЬ 1, 2 неделя

«ОВОЩИ»

  1. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Дыхательная гимнастика «Листочек, лети» - вдыхать через нос и дуть на листочек.

  4. Формирование слухового внимания

- отстукивание ритмического рисунка по образцу на металлофоне;

- проговаривание сочетание гласных: ау, уа, иа, ауи, иау, уаи; согласный + гласный: ба-ба-ба, па-па-па, му-му-му, ны-ны-ны, ка-ка-ка, го-го-го, ба-бо, ма-му, па-ка, та-ва, ха-ва.

5. Формирование пассивного словаря по теме

- формирование обобщающего понятия «Овощи»;

- формирование словаря по теме: овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, срезать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый.

6. Формирование элементарных математических представлений

- отработка понятий «один-много». Игра «Где много, где мало»

- уточнение представлений о цвете, обучать группировать по цвету-упражнение «Будь внимательным».

7. Воспитание общих речевых навыков, развитие силы голоса, уточнение произношения в звукоподражаниях.

Ам! –зайчик ест капусту,

У-ух! – тянем морковочку,

О-о-ох! – капуста растет,

О-г-оо! – большая тыква,

М-м-м! – вкусная груша,

Фу-у-у – кислое яблоко.

8. Развитие зрительного внимания и восприятия – нахождение предмета по его контурному изображению.

9. Психологическая база речи

- игра «Мы внимательные»

- игра «Собери овощи»

-игра «Что изменилось?»

10. Задания на закрепление

ОКТЯБРЬ 3, 4 неделя

«ФРУКТЫ»

  1. Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот, левую ладошку держим «ковшом»

infourok.ru

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Читайте также: Уровни общего недоразвития речи у детей

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Читайте также: Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

karkusha.su

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня.

с ребенком с системным недоразвитием речи первого уровня

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня

Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое распространенное предложение. Закрепление умения договаривать предложение. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «Ы» и звуковых рядов со звуком «П».

Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха.

Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой деятельности.

1. Развитие общеречевых навыков.

2. Знакомство с сюжетом и героями сказки «Репка»

www.uchmet.ru

№ пп

Порядок проведения занятия

Оборудование

I. Организационный момент.

Логопед: Посмотри, кто к нам пришел? Это собака – Жучка. Поздоровайся с Жучкой.

Ребенок: Здоровается

Логопед: Жучка нам что-то принесла!

Мягкая игрушка Собака - Жучка

II. Развитие плавного длительного выдоха

Логопед: Давай посмотрим. Это солнышко! Спасибо Жучка. Повтори

Ребенок: Повторяет

Сдувалочка «Сдуй тучки»

Логопед: Солнышко закрыли тучки. Оно не может светит. Помоги солнышку, сдуй тучки.

Ребенок: Сдувает по очереди три тучки

Логопед: Молодец, солнышко снова светит и улыбается. Покажи, как солнышко улыбается.

Ребенок: Показывает

III. Закрепление произношения гласных звуков «Э», «Ы», «У»

Логопед: Жучка нам еще что-то принесла. Смотри, кто это.

Ребенок: Мишка

Сюжетные динамические картинки:

«Мишка идет»,

Логопед: Мишка идет и поет песенку: «Э-Э-Э». Повтори

Ребенок: «э-э-э».

Логопед: Как мишка громко поет?

Ребенок: «Э-Э-Э».

Логопед: Как мишка тихо поет?

Ребенок: «э-э-э».

То-же с картинками:

-Самолет летит «Ы-Ы-Ы»

-Паровоз движется «У-У-У»

Сюжетные динамические картинки:

«Самолет летит»,

«Паровоз движется»,

IV. Слоговые дорожки. Закрепление правильного произношения слогов со звуком «П».

Логопед: А теперь давай походим по волшебной дорожке. Разверни её.

Ребенок: разворачивает дорожку

Координирующая дорожка (коврик со следами)

Логопед: Наступай на следы и произноси: «па-па-па»

Ребенок: идет по дорожке и произносит: «ПА-ПА-ПА»

То же со слогами «ПУ», «ПО», «ПЫ»

V. Пополнение и активизация словаря (односложные слова с закрытым слогом)

Логопед: Жучка нам принесла мешочек. В нем что-то лежит. Достань.

Ребенок: Достает и выкладывает на столе картинки

Волшебный мешочек и набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед

Логопед: Называет картинки. Затем предлагает: покажи где: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед.

Ребенок: Показывает

Логопед: Показывает по очереди картинки и спрашивает: «Что это?»

Ребенок: Называет

VI.Формирование фразы с прямым дополнением

Логопед: Я хочу мяч. Дай мне мяч.

Ребенок: На мяч.

Набор картинок: дом, сыр, лук, мяч, сок, мед

Логопед: Теперь ты попроси у меня мяч.

Ребенок: Я хочу мяч. Дай мне мяч.

Так обговаривается каждая картинка

VII. Физминутка

Логопед: Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. Головой слегка качая, кверху руки поднимаем. Наши ножки тот, топ. Наши ручки хлоп, хлоп. Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.

Ребенок: выполняет упражнение

VIII. Закрепление умения договаривать предложение и отвечать на вопросы

Логопед: Давай расскажем Жучке сказку. Посмотри какая сказка спрятались в крупе:

Ребенок: Достает из миски с крупой предметы и выкладывает их на столе.

Деревянные фигурки; сказка «Репка» (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка и репка).

Логопед: Кто это?

Ребенок: дед, баба и т.д. и т.п.

Логопед: Все достал? Какая это сказка?

Ребенок: Репка

Логопед: Ну что, начнем? Посадил дед…что?

Ребенок: репку

Логопед: Выросла репка Какая?...

Ребенок: большая пребольшая (показывает)

Логопед: Стал дед тянуть ...Что?

Ребенок: репку

Логопед: Тянет- потянет – тянет потянет (совместный показ), а вытянуть ….

Ребенок: Не может

Логопед: Позвал тогда дед кого? (показ)

Ребенок: бабку

И тд. по тексту до конца сказки

Логопед: Кто посадил репку?

Ребенок: дед

Логопед: Кто помогал деду тянуть репку? (показ)

Ребенок: Баба, Маша, собака, кошка, мышка

Логопед: Молодец!

IX. Заключительная часть

Логопед: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Ребенок: Жучка

Логопед: Что нам жучка принесла? (показ)

Ребенок: отвечает, логопед помогает (солнышко, мишку, паровозик, самолет, мешочек)

Логопед: тебе понравились Жучкины задания?

Ребенок: Да.

Логопед: Какую сказку мы рассказали Жучке?

Ребенок: Репка

Логопед: Жучка! Тебе понравилась наша сказка?

Жучка: Очень понравилась. Спасибо.

X. Поощрение

Логопед: Ты хорошо сегодня позанимался и Жучка дарит тебе картинки. Дома обязательно расскажи эту сказку маме.

картинки с изображением героев сказки «Репка»

Логопед: А теперь мы пойдем с тобой в группу. Скажи всем до свидания.

Ребенок: До свидания.

Направления работы с детьми с ОНР 1 уровня

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №16» ГОРОДА АЛЕЙСКА МОСИНА Н.А.

ОНР - ЭТО

различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОНР

1.Здоровье (патология беременности, родов, другие нарушения).

2. Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми и с другими детьми, наличие няни, говорящей на другом языке, проживание с глухими родителями, педагогическая запущенность, гиперопека и т. д.).

3.Билингвизм, например, в детском саду с ребенком говорят на русском языке, а в семье — на другом.

4.Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок. (Недостаточность общения с ребенком. У «неговорящих» родителей и дети неговорящие.)

В логопедии традиционно выделяют три уровня недоразвития речи:

1 уровень – полное отсутствие речи, элементы речи.

2 уровень – зачатки общеупотребительной речи, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

3 уровень – речь более развернута, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико – фонематической и лексико – грамматической стороны речи.

Многолетний опыт обучения дошкольников с недоразвитием речи, изучение динамики их продвижения в речевом развитии позволили обосновать необходимость выделения нового, четвертого уровня развития речи (Т. Б. Филичева). К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.

Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.

Первый уровень речевого развития

Ребенок не владеет общеупотребительными средствами общения. Для выражения просьбы, мысли дети прибегают к мимике и жестам, отдельным лепетным комбинациям и звукоподражаниям. Пассивный словарь шире активного, однако логопедическое обследование выявляет недостатки импрессивной речи (трудности ориентации в обращенном словесном материале, непонимание вопросов косвенных падежей, значений предлогов, грамматических форм слов). Речь ребёнка понятна лишь в конкретной ситуации. Ярко выражена ограниченность способности восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания фонем.

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Организация коррекционно - развивающей работы с детьми

( I уровень развития речи)

Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности.

Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей.

Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:

  • развитие понимания речи;
  • развитие самостоятельной речи на основе подражательной речевой деятельности;
  • формирование двусоставного простого предложения на основе элементарных словообразований;
  • развитие внимания, памяти, мышления детей .

ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР 1 УРОВНЯ

  • РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
  • ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОСТОГО РАСПРОСТРАНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОСТАВЛЕНИЯ НЕБОЛЬШОГО РАССКАЗА.
  • ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ОСНОВЫ РЕЧИ.
  • ПОДГОТОВКА ОРГАННОЙ АРТИКУЛЯЦИИ К ПОСТАНОВКЕ ЗВУКОВ.
  •   1 ЭТАП –ОДНОСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ АМОРФНЫХ СЛОВ КОРНЕЙ.
  • ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ :
  •    ВЫЗЫВАТЬ ПОДРАЖАТЕЛЬ­НУЮ РЕЧЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ФОРМЕ ЛЮ­БЫХ ЗВУКОВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ.
  •    РАСШИРЯТЬ  ОБЪЕМ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.
  •   ФОРМИРОВАТЬ И  УТОЧНЯТЬ ПАССИВЫЙ СЛОВАРЬ: СЛОВАРЬ ДЕЙСТВИЙ, СЛОВАРЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ  РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ, ЧТО  ОТВЕТСТВЕННЫМ МОМЕНТОМ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ БУДЕТ СОЗДА­НИЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОДРАЖАТЬ СЛОВУ ВЗРОСЛОГО.  НЕЛЬЗЯ ЗАУЧИВАТЬ СЛОВА. СВЯЗЫВАТЬ ИХ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, ПОДРАЖАНИЕМ. СВОИ ДЕЙСТВИЯ РЕБЕНОК СОПРОВОЖДАЕТ СЛОВАМИ. ПОЭТОМУ ЛОГОПЕДУ НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ УСЛО­ВИЯ, В КОТОРЫХ БЫ У РЕБЕНКА ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ПРОИЗНО­СИТЬ (ПОВТОРЯТЬ) ОДНИ И ТЕ ЖЕ ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ НЕОДНОКРАТ­НО. АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ, ИЛИ ВЫЗЫВАНИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ, ДОЛЖНА БЫТЬ ТЕСНО СВЯЗАНА С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕБЕНКА, С ИГРОЙ, С НАГЛЯДНОЙ СИТУАЦИЕЙ, ЧТО ДОСТИГАЕТСЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ: ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ, ОПРЕДЕЛЕННОГО УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ, УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ, НАЛИЧИЯ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.
  • 2 ЭТАП –ПЕРВЫЕ ФОРМЫ СЛОВ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  •    НАУЧИТЬ СТРОИТЬ ДВУСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2-Х ВИДОВ:

O   ОБРАЩЕНИЕ + ПОВЕЛЕНИЕ;

O   ПОВЕЛЕНИЕ + НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ.

  •      УЧИТЬ ПРОИЗНОСИТЬ УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ, СЛОГ.
  •      ЗАКРЕПЛЯТЬ ОБИХОДНЫЕ СЛОВА.
  •      РАСШИРЯТЬ  ОБЪЕМ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.
  •      ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОСЛОВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  •      ЖЕЛАТЕЛЬНО ЧТОБЫ ПРОИЗНОСИЛИ ВСЕ ГЛАСНЫЕ.
  • К КОНЦУ 2-ГО ЭТАПА ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ:

·        СИНТАКСИЧЕСКИ И ГРАММАТИЧЕСКИ ОФОРМЛЯТЬ ДВУСЛОВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

·        МЕСТО УДАРЕНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛОВАХ.

·        ОПРЕДЕЛЯТЬ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СТРУКТУРЫ СЛОВА.

·        ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: ПРЕДМЕТ СООТНОСИТСЯ С ЕГО ФУНКЦИЕЙ.

·        УЗНАВАТЬ ПРЕДМЕТ ПО ОПИСАНИЮ.

·        ОТВЕЧАТЬ В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОНР

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

multiurok.ru


Смотрите также